Гималайскими тропами

Вид материалаДокументы
4 августа. Перевал Канда Ла
Николай Рерих
5 августа. Переход Шинго – Чиллинг.
Подобный материал:
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29

4 августа. Перевал Канда Ла

Мы спали под мерный колокольный звон. Он означал лишь то, что вокруг мирно искали свой корм наши ослики. Посреди ночи один из представителей длинноухих громко закричал прямо над нашими спящими головами. Такой звук мог изрядно напугать кого угодно. Но нас он рассмешил. Палатка ответила на дикие вопли дружным хохотом.

Утро. Вершина Сток Кангри сверкает снегом. Солнце уже там. Первое ощущение – прохладно. Облачаюсь во все, чем располагаю: 2 свитера и куртку. Девушки-погонщицы уже ведут с горы своих подопечных.

Вечер. Кажется, что ночь. По местному времени – еще нет 9-ти. Снова свечка борется с задуваниями ветра. В этот раз ей проще: на нее надет пластиковый футляр, вырезанный из бутылки. Всполохи огонька освещают соседние скалы. Если вглядеться, виден темный силуэт соседних гор. Они совсем близко. Наш лагерь – в долине. Она совсем неширокая. Мы остановились в деревне Шинго. Она необычна тем, что с обеих сторон ущелье закрыто перевалами. Мы совершенно отрезаны от внешнего мира. Дорог нет. Только тропы. Нет электричества. Не укладывается в голове, как здесь на протяжении веков живут люди. Здесь живет и наша Черен-Горкаш. Наши палатки раскинулись невдалеке от ее дома. Дом самый простой даже по здешним меркам – одноэтажный, из камней – таких же, какие разбросаны повсюду. Никаких излишеств. Вокруг дома – огороженный участок. Ограда – тоже из обычных камней. Внизу у главной улицы (тропы) – площадка, где пасутся лошади, ослы и яки. Главную магистраль деревни весьма занятно обступают извилистые каменные заборы. Они повторяют повороты тропы, а тропа вторит зигзагам реки. Мы стоим несколько выше, на небольшой ступеньке. А еще чуть выше, над нашим уступом, течет ручей. Он течет не вниз, а вдоль долины, как и речушка. Ручей – рукотворный. Это такой своеобразный водопровод. Он специально отведен от реки и по дамбе течет к дому.

Сегодня мы одолели перевал Канда Ла (4850 м).

Встали с рассветом. Собрались, пошли. Место под лагерь наши проводницы устроили очень удачное – перед началом подъема на перевал. Поднимались больше 3-х часов. Как случается при взбирании в гору, приближение заветной седловины виделось нами задолго до его настоящего появления. Постоянно казалось, вот он, перевал. Осталось одолеть небольшой бугорок – и там уже ничего нет, там долгожданная пустота за хребтом, там сизая дымка и спуск в нее. Но за бугорком открывался другой, потом рельеф готовил новый внезапный поворот. И так бесконечно долго. Мы двигались очень медленно маленькими шагами, будто на наших плечах – непомерные рюкзаки. Скорее всего, так давала себя знать высота. Не представляю, как здесь возможно подниматься с грузом. Даже налегке мы совершенно перестали владеть собственными ногами. Каждое движение давалось с трудом. Не то, что бы мы испытывали мучения, но организмы не хотели двигаться. Можно было подумать, что у нас не все в порядке с координацией, и наши ноги нам не очень подчиняются. Резкие активные движения отдавались тяжелым глубоким дыханием.

Наша группа сильно растянулась. Лошади ушли далеко вперед. Последние же отстали так, что, кажется, весь состав собрался на седловине перевала после всех групп. Перевал – событие. Не дотягивает до 5-ти км каких-то 150 метров. Из камней – стенка, за которой можно спастись от ветра. Много флажков. Их называют по-тибетски лунгта, что переводится как «конь ветра». Когда я достиг заветной отметки, площадка перевала оказалась заполнена, как в часы пик. Несколько групп с лошадьми переводили дух после подъема. Вокруг звучат разные языки. Наши погонщицы неожиданно для нас очень скоро пошли на спуск. Мы же остались дожидаться отставших. Вместе с караваном нас покинул приготовленный перекус и вода. Я еле успел вытащить из рюкзака куртку.

Впервые, кажется, мне не захотелось подняться выше седловины на вершины ее горбов. Я посчитал, что смотреть особо нечего. А любые хождения здесь давались с напряжением.

Все взошли. К тому моменту мы остались на перевале практически одни. Общий снимок. Оживленные реплики, впечатления. И спуск.

Спуск гораздо проще. Нет никаких высотных явлений. Деревня Шинго. Место красивое. Журчит небольшая река. Домов совсем немного. Один, возле которого мы остановились, – простой. Еще чуть ниже два больших этажа в 2-3. Это целое хозяйство с гомпой и разноплановыми сооружениями. Напоминает дома-крепости. Здесь можно существовать долго, не выходя за пределы строения. Все в доме. На разных уровнях.

Николай Рерих

«В Маульбеке мы побывали в типичном тибетском доме старого уклада. Взошли по приставной лестнице, как по подъемному мосту. Домашняя моленная, запах курений. Степенная вдова - хозяйка. С балконов - прекрасный вид со всеми горами и фантастикой песчаных изваяний. Тихие горницы. На полу, около двери, девушка выжимает растительное масло для лампад. За спиной у нее шкура яка, на голове тяжелый убор из бирюзы.

В деревнях ладакских не пахнет гадко. Наоборот, часто слышны запахи курений, дикая мята, шалфей, яблоки и абрикосы».

«Алтай-Гималаи», 1925 г.

5 августа. Переход Шинго – Чиллинг.

Вчера Боря выразил мнение, что новые впечатления кончились, и пошли повторения. То есть снаружи все по-прежнему красиво, но внутри произошло перенасыщение. Лена согласилась. Мне кажется, что сегодняшний день показал, что до насыщения еще далеко.

Как обычно, подъем с появлением света. Вокруг палаток к этому моменту уже вовсю бурлит жизнь. Ходят аборигены, ведут свою живность по своим надобностям.

Вчера мы получили горелку. Добрые женщины презентовали ее нам, видя наши страдания. Горелка очень простая. Представляет собой металлическую раму на 4-х ножках с баком сбоку и конфоркой в середине. В бак заливается солярка, и насосом создается давление. Оно регулирует интенсивность огня. Ручек и прочих органов управления не наблюдается.

Получив в свое распоряжение новую технику, мы предприняли попытку зажечь пламя. Ничего не вышло. Хотя Черен-Горкаш в придачу к горелке оставила свечку, спички и одеяло. Но не помогло. Видно, дело не в технике. Пришлось звать на помощь. Я отправился к жилищу аборигенов. Пригласил девушку. Меня рассмешила одна штуковина. Рядом с домом течет ручей, который специально отведен от реки. Возле дома в этом самом ручье очень забавно крутилась под воздействием течения небольшая турбина. Конструкция была сделана из бутылки из-под кока-колы. Она была нанизана на кривую палку и снабжена лопастями, которые-то и приводили в движение весь механизм. Скорее всего, турбина не имела никакого практического назначения, кроме возможности лицезреть подобное чудо природы. Именно за этим занятием я и застал двух обитательниц этого дома – наших проводниц. Одну из них я и попросил на помощь. Девушка охотно разожгла горелку и принесла одеяла, чтобы укрыть ее от ветра. Это происходило вчера.

А утром горелку забрали. Но принесли нам вскипяченный котелок. Сначала – свой, потом – наш для чая.

На этот раз мы выдвинулись вперед группы поддержки из ослов и их руководительниц. Нас вела Черен-Горкаш. Она все время останавливалась и, как заботливая мама, высматривала, все ли на месте. А повсюду наши взоры попадали в капканы невозможных красот. Очень впечатляющие ловушки. Сначала мы шествовали в узком ущелье красных скал. То и дело переходили с берега на берег ручья. Сегодня идти совсем легко. Вниз по тропе. И солнце в дымке. Жаль, нет слов, чтоб изобразить виды, которые, сменяя друг друга, влекли нас вперед.

На одном из камней – древние наскальные рисунки в виде изображения горных козлов – петроглифы (примечание. Гаури).

Дымка рассеялась, когда ущелье расступилось и влилось в другое. Огромные стенки потрясали наши и без того потрепанные воображения. Скалы, солнце, голубое небо. В месте встречи ущелий – монастырь Скиу. Он довершает невозможную красоту горных сочетаний. Мы поднялись в гомпу. Там в первом помещении – три статуи Будды, а в следующем размером выше потолка – Майтрейи. (Авалокитешвары - примечание Гаури).

От монастыря повернули направо. Пошли вдоль небольшой реки. Солнце разгулялось вовсю. Но команда сегодня демонстрирует гораздо большую выносливость, чем в предыдущие дни.

Тем не менее, небольшой привал пришелся весьма кстати. Он заслуживает особого описания. Черен-горкаш пригласила нас в один дом рядом с тропой. Там царила прохлада и покой. Мы радостно расселись вдоль стен на ковры за невысокие столики. Черен-горкаш объяснила, показывая на нашу девушку-погонщицу и на хозяйку: «Это ее мама». Кроме столиков в помещении – шкаф с посудой: чайники, блюда, чашки. Смотрится симпатично. Нас угощали чаем с молоком. Затем давали соленый напиток из термоса. Черен-Горкаш говорит, что идти еще около пяти часов. Мы решили, что неправильно ее поняли. Мы шли уже и так достаточно долго. Были все основания считать, что скоро привал. Обычно в предыдущие дни к середине дня мы уже разбивали лагерь.

Однако оказалось, что предстояло пройти действительно немало. Наша проводница не преувеличивала. Более того, под знойным светилом мы взяли перевал Куки Ла (3500 м). Это случилось уже в совершеннейшей песчанно-каменной пустыне долины Занскар. К Занскару мы подошли сверху. Он безмерно величественно вытекал из расщелины между двумя огромными горами. Пыль. Серпантин вверх. Солнце.

Но и этот перевал одолели. Куки Ла развесил свои флажки над самой рекой, над Занскаром. Панорамы – потрясающие. Дальнейший путь пролегал на головокружительной высоте в каньоне Занскара. Такое не расскажешь. От реальности ничего не осталось. Ей на смену явилось парение между облаками и провалом в никуда среди неземных картин. Тропа, тропа, тропа… Пыль, пыль, пыль… И где-то далеко, далеко внизу – Занскар.

Но вот наконец пришли к переправе. Об этой замечательной переправе мы уже много слышали. Переправа необычная. Канатная. Деревянная люлька, скользящая вдоль троса, перемещается с берега на берег над мутным потоком. Река довольно широкая. Метров 100 или больше. С обеих сторон реки специальные люди тянут веревки, приводя люльку с грузом в движение. В люльку садятся по двое. Мы и наши вещи без тени страха пролетели над горными водами и оказались на другом берегу Занскара. Ослики остались с той стороны. Попрощались с проводницами. Остановились в кемпинге. Место называется Чиллинг.