«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, Асапоги тачать пирожник», мудро подмечено в басне И. А. Крылова

Вид материалаДокументы

Содержание


Самый обаятельный и привлекательный?
А казачок-то засланный...
Эйчар, знай своё место!
Подобный материал:
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   46

ссылка скрытассылка скрыта


ссылка скрыта

Автор:
ссылка скрыта

Много ли найдётся в компании людей, которые по приказу директора сократят зарплату под предлогом «оптимизации бизнес-процессов» или уволят за час любого сотрудника под угрозой «нежелательной записи» в трудовой? Такие люди есть! И за свою грязную работу они получают деньги. Это HR-менеджеры — цепные псы работодателей.

Самый обаятельный и привлекательный?

Своё знакомство с компанией вы начали именно с этого приятного и обаятельного человека — менеджера по персоналу, который с улыбкой описывал вам достоинства работы в данной организации, перспективы профессионального и карьерного роста, отличные условия труда и конкурентоспособную зарплату. Но спустя некоторое время обходительность HR-менеджера словно испарилась. Особенно ярко эйчары проявили себя во время кризиса.

Многие сотрудники наивно полагают: эйчар — друг и соратник, который поможет в трудную минуту, подскажет, как наладить отношения в коллективе, наконец, поддержит в случае трудовых споров. Увы, это самое глубокое и ошибочное заблуждение. Вам только кажется, что HR-менеджер вас понимает и разделяет вашу точку зрения на ситуацию в компании! На первом месте у специалиста по работе с персоналом отнюдь не интересы сотрудников, а желания руководства, в угоду которым эйчары готовы забыть об этике и профессиональных принципах.

Запомните, HR´ы — верные псы работодателей! И с ними не стоит делиться секретами, карьерными планами, мыслями о смене работы — всё это тут же станет известно вашему непосредственному руководству.

А казачок-то засланный...



Лишь немногим эйчарам удаётся соблюдать баланс между интересами руководства и персонала. Обычно HR-менеджеры с потрохами продаются начальству, проявляют чудеса лояльности, граничащей с подхалимством. Они не одной с сотрудниками крови: они не обычные подчинённые, они пятая колонна руководства, готовая по приказу сверху провести «зачистку» штата. Соглядатаи и доносчики, они немедленно доложат о недовольстве персонала начальству, полагая, что это обезопасит их самих. Только преданные слуги директора не понимают, что после выполнения грязной работы придёт и их черёд, и тогда, как в известном анекдоте, за них уже будет некому заступиться.

Что такое управление персоналом в условиях кризиса? В большинстве случаев — это выживание непокорных сотрудников, пытающихся отстаивать свои права, не желающих по требованию директора подписывать новые трудовые договоры с меньшей зарплатой.

Кризис наглядно показал, как на самом деле эйчары относятся к персоналу и как низок уровень их профессионализма. Мало кто из HR-специалистов пытался отстоять законные права увольняемых сотрудников. Даже в жёстких экономических условиях увольнения можно и нужно было проводить по-человечески, этично, дабы минимизировать риск обращения сокращённых работников в судебные и прочие инстанции. Увольнение сотрудников — такое же искусство, как и подбор персонала. Но, как показала практика, лишь немногие эйчары им владеют.

Эйчар, знай своё место!

Какое место в служебной иерархии занимают специалисты по персоналу? Они мнят себя стратегическими партнёрами организации! На самом деле... эйчары — чернорабочие HR-менеджмента, выполняющие грязную работу за больших начальников. За красивыми «фантиками», именуемыми «мотивация», «корпоративная культура», «оптимизация HR-процессов», скрываются банальные «заставить работать», «платить меньше», «уволить без компенсаций». Но HR-менеджер поддержит любое решение босса, даже если оно идёт вразрез с трудовым законодательством, и придумает тысячи отговорок, чтобы оправдать незаконные действия работодателей.

Современный эйчар — верный слуга генерального директора, проводник его решений, хамелеон, меняющий «окраску» в зависимости от обстоятельств. А лечить уязвлённое самолюбие, когда начальство наглядно указало на место эйчаров в компании, можно и за счёт сотрудников...

В защиту HR-менеджеров можно сказать, что зачастую у них нет возможности повлиять на решение руководства, их полномочия сводятся к простому набору персонала, к стратегическим задачам компании, планам развития их не подпускают и на пушечный выстрел.

Существуют ли другие менеджеры по персоналу — отзывчивые, чуткие к проблемам работников, умеющие в конструктивном ключе решать сложные задачи, которые ставит перед ними руководство компаний?

Елена Смолина


Ольхов Владимир 26.02.2009 12:43


+1! Увольнять можно по-разному! никто не взял на себя труд просто "извините" сказать, что вынуждены уволить. В один день как щенка!

Кононов Артур Александрович 26.02.2009 13:19


"Они мнят себя стратегическими партнёрами организации! На самом деле... эйчары —чернорабочие HR-менеджмента, выполняющие грязную работу за больших начальников" - в самую точку! В большинстве случаев за сладкой улыбочкой и желанием "помочь" скрывается банальный страх потерять свое драгоценное рабочее место. Вот и приходится им - бедным - претворять в жизнь неблагородные идеи начальства, а именно - увольнять незаконно. Кое-кто даже не упускает возможности поглумиться ... Слава Богу, с такими не сталкивался, но, по рассказам знакомых, есть и такие. Надеюсь, что в эти тяжелые времена будет как никогда актуальна народная мудрость - "Относись к людям так, как хочешь чтобы относились к тебе"

Шиляева Наталья 02.03.2009 12:54


Существуют. HRы разные, так же, как любые профессионалы: повара, юристы, плотники и бухгалтера. Все разные и среди HRов бывают человечные, отзывчивые, думающие люди. Не стоит использовать клише и ограниченную точку зрения при подходе к любому делу.

Винокурова Наталья Сергеевна 02.03.2009 13:04


Господа хорошие, вы в своем уме?!! Разме можно так мешать с грязью людей?

Дождев Илья 02.03.2009 13:48


Уважаемая Винокурова Наталья Сергеевна! Увы и ах, но реалии рыночной экономики таковы... (кстати созданные на основе американских спекулятивно-рыночных моделей и существующие благодаря их псевдо-демократичности) Просто есть добросовестные HR специалисты у которых есть жизненные принципы, честь и порядочность и все остальные "специалисты". Вот экономический кризис и срывает маски с одних, и одевает на других. Что касается статьи то она хоть и резкая, но правдивая! По моему субъективному мнению.

Краснопеева Анна 02.03.2009 16:52


мнение автора статьи совершенно однобокое! Автор совсем не понимает специфики работы HR-подразделения! а каково увольнять сотрудников, какой это стресс для нас, вы знаете? Ради спасения компании приходится чем-то - или кем-то - жертвовать. Вы бы что предпочли - чтобы все работали, но предприятие обанкротилось через месяц или чтобы компания пошла на сокращение издержек, но сохранила большую часть штата? Совершенно неверно, что эйчары не учатсвуют в принятии решений, важных для развития бизнеса - многие руководители полностью доверяют эйчарам все вопросы, связанные с персоналом - и не только набор!

Дождев Илья 02.03.2009 17:12


Анна! Спору нет, жертвовать всегда приходится, но не стоит упускать этическую сторону вопроса! Как уже было сказано, уволить можно по-разному! И далеко не каждый потом переживает... Таковы реалии... По моему субъективному мнению.

Викторович Вадим 03.03.2009 13:05


Цитирую Анну:"...многие руководители полностью доверяют эйчарам все вопросы, связанные с персоналом...".А теперь расскажу один случай. В одном стратегическом предприятии работал (и работает) один ключевой персонаж (по настоящему опытный, принципиальный и универсальный), но были у него разногласия с руководителем отдела кадров. Разногласия принципиальные. Однажды вышеуказанный персонаж отравился на шашлыках. С утра он вызвал скорую и позвонил в кадры, предупреждая о недомогании кадровичку. Скорая не приехала (такое бывает). После обеда он встал с постели и пошел сдаваться в поликлинику своим ходом, по пути зайдя на работу (отдать распоряжения). Цеховой врач в истории болезни обозначил отравление, но акцентировал рецидив на приеме алкоголя. После чего направил больного к наркологу, а также выписал направление на "прокапку".Больной не стал прокапывать кровь, пошел домой и домашними средствами восстановил работоспособность организма. Пока он болел, кадровичка подготовила все необходимые действия, чтобы дискредитировать данного работника. Ему грозило увольнение. В последствии в результате разбора выяснилось: что она известила врача о предстоящем визите больного и диагноз нашептала.А если бы нарколог участвовал в их преступном сообществе, все было бы шито-крыто, но он был верен клятве Гиппократа и зная о сговоре сам же и отговорил больного ехать на "прокапку". Как выяснилось позже в поликлинике была отработана схема подготовки документации для последующего сокращения штата по состоянию здоровья. То есть- неугодных просто убирали с пути методом лживого диагностирования. Чтоб не "выносить мусор за ограду" этим делом занимались мы (СБ). Выяснилось, что эта кадровичка работала по фальшивому диплому об окончании института, фактически имея обычное среднее образование. Я не хочу сказать, что hr-сплошь и рядом шакалы, но к сожалению в нашем обществе врачи способны уничтожать больных, менты садить невиновных, а кадровики ликвидировать профессионалов в угоду блатным. Об оптимизации деятельности предприятия речь не идет. Снимите розовые очки, все субъективно. ps Как недавно выразился один мудрый человек:"Раньше Сатана ходил по земле и искал с кем заключить договор. В наше время люди сами стоят в очереди на собеседование к Нему."

Решетников Олег Николаевич 04.03.2009 14:10


Ну что за бред?? HR это не пес, и не засланный казачок.. его работа - быть на грани - поддерживать персонал, блюсти его лояльность и качество, и быть представителем интересов компании (как правило - интересов собственников бизнеса). Естесственно, не бывает без непонимания и некоторого рода конфликтов... Есть горе-умельцы, готовые глотки рвать по указке... но паршивая овца всегда должна быть в стаде? чтоб контраст чувствовался))) умелый HR всегда должен уметь объяснить позицию каждого по отношению к каждому... и обзывать его за это цепным псом - по меньшей мере бестактно...

Солнцева Анастасия Викторовна 05.03.2009 12:00


Преувеличено конечно, но в целом портрет верный получился. Очень похоже на тех эйчаров, с которыми я сталкивалась.


Комментарии (26)


Добавить комментарий

Вохминцева Наталья Сергеевна 06.03.2009 16:50


У нас в компании сотрудники кадрового отдела действуют тоньше: понятно, что им спущена директива, но они стараются как-то по-человечески донести приказы начальства сотрудникам. Кроме того, в их отделе тоже потери - из 5 человек осталось трое, так что они на своем опыте знают, что такое быть уволенным или ждать увольнения со дня на день.

Свиридова Наталья Алексеевна 11.03.2009 11:28


Соглашусь с автором в оценке деятельности отдела по работе с персоналом. Если бы они были профи, или хотя бы люди (!), то и увольнений было бы меньше - во всяком случае незаконных, когда любыми способами заставляют писать заявление по собственному. То-то сами эйчары почти не отвечают - правда глаза колет!

Попов Иван Иванович 16.03.2009 12:42


Отличная статья! Очень живо и по делу. И многое подмечено верно. Одно но: недостатки можно найти в любой профессии, просто эчары на виду, потому что с них все начинается и на них же и заканчивается.

Солнцева Анастасия Викторовна 20.03.2009 15:20


Эдуард, вам очень повезло - сразу два (!) нормальных эйчара - это замечательно! Жаль, что многие имели дело с ненормальными:(

Меньшова Ольга Николаевна 25.03.2009 10:41


Не надо забывать, что менеджеры по персоналу сами оказались в первых рядах уволенных! А тем, что остались, приходится несладко: многие попали непростую ситуацию - либо работаешь в компании, увольняя других по требованию руководства, либо уходишь сам. Эйчары стараются всеми силами, чтобы сохранить эффективных сотрудников, это выгодно и бизнесу. Так что не надо всех под одну гребенку!

Соколов Андрей Николаевич 14.04.2009 13:45


Наезд, конечно, получился по полной. Но как грится, дыма без огня не бывает:)...

Калюжина Людмила 16.04.2009 18:20


Ну что вы прямо набросились на несчастных кадровиков? Понятно же, что своя шкура ближе, и если вопрос стоит - или ты увольняешь, или увольняют тебя, то решение будет не в пользу других. А кроме того, если бы компании дали ээйчарам ресурсы, чтобы расставаться с людьми более-менее на хорошей ноте. Так нет же! Уволить и не потратить деньги - вот задача.

Матвеева Ирина Владимировна 20.04.2009 16:47


Меня волнует другое - сами они, эти замечательные менеджеры по персоналу, когда их увольняют, за свои интересы бьются или тоже молчком, утираясь, уходят?

Калюжина Людмила 22.04.2009 11:33


Ирина Владимировна, мне кажется, что в моем комментарии есть ответ на ваш вопрос: когда других увольняют, что все хорошо, прекрасная маркиза, а как до самих дело доходит, так отдайте мне все, что положено! еще раз - своя рубашка ближе к телу! Эйчар всегда может сказать - я вам столько денег сэкономил, уж мне-то выплатите все по закону.

Ермолаева Наталья 23.04.2009 15:58


Скоро обещают новую волну сокращений ,скоро мы снова увидим оскалы милых менеджеров по персоналу:))


Кузнецова Виктория Валерьевна 29.04.2009 12:12


Абсолютна согласна с автором статьи! Менеджеры по персоналу то ли не считают нужным церемониться с теми, кого увольняют - отрезанный ломоть, то ли по природе своей все садисты, получающие удовольствие, когда другим плохо!

Абрамович Александр 29.04.2009 13:48


Каждый эйчар должен нести персональную ответственность за нарушение трудового законодательства. Уволили беременную женщину - в суд, и не за спиной корпоративных юристов чтобы прятались, а чтобы лично перед законом отвечали за свои действия. Тогда, думаю, менеджеры по персоналу более трепетно и внимательно будут к сотрудникам относиться.

Кузьмичёв Борис Борисович 12.05.2009 23:17


Резковатая статья!:-)) У меня рабочий стаж - 26 лет, и я не считаю менеджеров по персоналу злыми и страшными, с огромными зубами с которых капает кровь свежих жертв!:-))) Просто сидят девочки, женщины, бабушки, реже молодые и не очень мужчины - кадровики, психологи, юристы, которые ничегошеньки не понимают в производстве, а тупо и формально исполняют указания руководства по набору персонала - тупо до изумления!! Например: не указано у тебя в резюме, что ты строил (я строитель) детские садики двухэтажные (а им требуется именно это), а указано, что строил 25-ти этажные дома, следовательно не годен, совершенно не соображая, что не учат в институтах на какие-то отдельные виды строительства! Промышленное и гражданское строительство, вот чему обучают в вузах. По-напишут в резюме, что ты должен быть и прорабом и сметчиком и инженером ПТО и проектировщиком - всё в одном флаконе. Идиотизм, простите, не нахожу другого выражения. Совершенно не понимая, что это совершенно разные специальности! Осталось только спеть и станцевать и будет полный комплект!:-)) Чего же тогда не состоят организации из одного гениального руководителя, да и не в гениальности дело - не в силах человеческих, всё выполнять это одному. А приняв на работу - ты уже работаешь с руководством ( я ИТР) и они не имею никакой власти и влияния на тебя. "Стукануть" - разве, что ты хочешь уволиться, а так на стройках не очень церемонятся на счёт высказать прямо в лицо генеральному, при острых разногласиях! Строишь ты объект, а не генеральный, а однозначной технологии на стройке ещё не придумали:-)) Лишь бы план гнал. Вся власть их - отказать человеку по приёме на работу или резюме положить под сукно, не доводя до сведения руководства, подбирая приятных им людей - на сём она и заканчивается. А так - делопроизводители. Канцелярские мышки!:-)))) Без обид, ладно?!:-)))

Создана Ирина Васильевна 27.05.2009 17:34


"Мазать всех" одной краской легче всего. На персональщиков (настоящих) во время кризиса легла основная психологическая нагрузка. Не они принимали "сложные" решения, которые приходилось реализовывать для того, чтобы сохранилась фирма и все сотрудники не остались без работы и средств к существованию. Когда идет разговор о "выживании" приходится чем-то жертвовать. Практически всем пришлось провести "инвентаризацию" своего персонала на предмет профессионализма и отношения к работе. И роль персональщика была в том, чтобы "не отрезали" необходимые "жизненно-важные органы". Персональщик это своеобразный переводчик между руководителями организации и сотрудниками. И в одну и в другую сторону. Поэтому: сотрудники считают, что это "цепной пес" директора, а директор - что это "засланный казачек" от сотрудников. А профессионализм менеджеров и директоров по персоналу проявился именно в условиях кризиса

Старосотникова Анна Сергеевна 08.06.2009 14:27


Эйчары... Тоже их недолюбливаю... Мне 21 год... Высшее образование и опыт работы немного немало 3 года в рекламе и медиапланировании, знаю все производства рекламной продукции, опыт участия в выставках, опыт написания пресс- релизов, статей... Когда я училась на заочке, а это довольно проблематично, если сессия длится 2 месяца, а Вы учитесь экстерном. Ни один работодатель не станет соблюдать статью 177 ТК РФ об учебном отпуске(нафиг им это надо, спрашивается?)... Смотрит мое резюме своими глупыми глазами и говорит о том, что у меня нет мотивации работать в этой компании, так как меняю часто места работы. А как их не менять, если тебе предлагают уволиться по собственному желанию, как только приносишь справку- вызов на сессию? Вернуться обратно в контору? Там твое место уже занято, судиться? После того, как Вы заплатите за универ и самих экзаменов ни денег(по пол- зарплаты откладываешь на универ) ни сил моральных(после экзаменов) нет, а тут еще права отстаивать, когда никто расходов моих не отменял. Начать протестовать, чтобы не уволили, голубчики, соблюдайте ТК РФ, нето трудовую инспекцию натравлю, тогда уволят не по собственному, а с "волчьим билетом"... Иногда мне кажется, что персональщицы просто жизни не знают. Да, есть у нас законы, только они как романы Донцовой. Они написаны, люди их читают, но это ни уму ни сердцу. Написано, хорошо, что есть, еще бы их не было, только нет механизмов работы этих законов.

Зверев Артём Николаевич 26.11.2009 10:20


А я подпишусь под каждым словом, менеджеры по персоналу очень дискредитировали свою профессию. Я вообще не понимаю, чем они занимаются. Вот что делают продажники, я знаю, что юристы - тоже, а чем эти девушки заняты и как это отражается на эффективности компании - вилами по воде. Но справедливость всё же есть - среди уволенных очень много как раз самих эйчаров! Так-то вот!