Гималайскими тропами

Вид материалаДокументы
14 августа. Возвращение в Ганготри.
15 августа. Чиньялисор - Сонпраяг
Подобный материал:
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   29

14 августа. Возвращение в Ганготри.

Около половины шестого я поднырнул под незакрывающуюся дверь палатки и очутился в Бходжбасе на высоте 3792 м над уровнем моря. Было свежо. Солнце еще не озарило своим взором наше ущелье. Только снежная верхушка соседней горы Ганготри ослепительно переливалась всеми оттенками белого. Из холодных дхаб начинали выползать туземцы и копошиться.

Я вооружился необходимыми принадлежностями и двинулся вверх по тропе с целью заснять Шивлинг. Вчера он весь вечер кутался в ватные перины и показывался лишь озарениями в умозрительном диалоге с моим подсознанием. Едва только я отошел от лагеря на несколько шагов, неземной светящийся пик показался из-за соседних возвышенностей. Это было чудесным явлением. В утреннем прозрачном воздухе он сиял своей острой верхушкой на фоне чистейшего синего неба. Подо мной из цивилизованного лагеря вверх уже направлялась вереница пилигримов. Человек 10. Мне удалось заснять и гору и бредущих паломников.

Когда я вернулся к палаткам, вокруг уже кучковалась масса людей. Прямо возле входа в наш походный дом можно было наблюдать троих аборигенов, которые покрикивали на лошадей. Лошадей было много. Во всяком случае, значительно больше, чем людей. Они пытались уйти по какой-нибудь тропе, а их двуногие предводители им этого не разрешали.

Вместо чая с молоком на завтрак нас потчевали чистым молоком. Вчера у соседнего дхабщика чай с молоком вообще не содержал молока, а приготавливался из пакетика, где молоко и чай подразумевались в виде порошка.

Сегодня мы возвращаемся в Ганготри. Вышли около 9-ти. За дело взялись рьяно. То есть за перемалывание километров. В том был смысл. Наш водитель, оставленный внизу со своим автомобилем и нашими вещами, готов к выезду в любой момент. А время теперь бесценно. Погода – блестящая. Окружающая обстановка уже не вмещается в масштабы наших систем восприятия. Столько красот и энергий просто не переработать.

Нам удалось пробежать всю 14-километровую дистанцию изящно и быстро с единственной остановкой за 4 часа. Ноги мои, правда, изрядно пообтерлись в ботинках. Ну, да этого никто не вспомнит.

Нынче инициативу взял на себя Боря. Он методично ускорял движение каравана собственным примером. Его коричневый рюкзак, подобно знамени, манил за собой. Встречные паломники приветливы. Бледнолицых мало, но попадаются. Они очень смешные. Когда обращаешься к ним с приветствием, часто не врубаются и испуганно проходят мимо. Один шел по пояс голый. Это здесь неприлично. Некоторые едут на пони. Это, судя по всему, солидные преуспевающие индусы. То есть самые обычные граждане, а никакие не аскеты. Солидный человек на пони выглядит особо комично. Один садху попросил Котаню помочь перебраться по шатающемуся мостику через ручей. Тут все мостики не особо монументальные. Садху сердечно благодарил спасительницу. Некоторые путники очень проникновенно выражают свои теплые чувства при встрече. Боря рассказал, что, когда они вечером покидали Гомукх, индусы, которые еще только подходили к почитаемому месту, кланялись им и чуть ли не дотрагивались до стоп, как по отношению к святым. Еще бы, на них уже снизошла благодать Шивы.

Прошагав 14 км и оказавшись в Ганготри, сгрузили рюкзаки прямо в джип и, наскоро похрустев чипсами (так здесь называется жареный картофель), продолжили свой путь уже на колесах.

Мы покинули Ганготри и двинулись к следующему магниту индуистского пилигримства – Кедарнатху.

В джипе мы, как дома. У каждого свое место. Перестановки случаются изредка в виде исключения. Например, в этот раз я из своего багажного отсека сел вперед, чтобы поснимать дорогу. Хотя как возможно отобразить такое многоплановое явление при помощи набора линз? Дорога в Ганготри – уникальна. Горы - внушительных размеров. Растительность – пышет вовсю. От обочины – иногда почти отвесный обрыв, а внизу в глубоком скалистом каньоне бешено рвется из оков Бхагиратха. Водопады и ручьи брызжут на каждом шагу. Серпантины дорог. Соты домиков, приютившихся на склонах… У меня нет сил спокойно представлять подобные зрелища.

По мере снижения появляются характерные для здешних мест ступенчатые террасы. Они тоже украшают своими изящными зелеными росчерками всю долину. Буквально на том же самом месте, где на пути вверх мы попали в затор, повторилась та же история. Снова две колонны машинок застыли на откосе, уткнувшись с двух сторон в каменный сброс. Кучки любопытных повылезали из кабин и уставились взорами в спасительный бульдозер. Тот тем временем, подобно богатырю, вел сражение с тьмой басурман в виде разношерстных каменюк. Он размахивал своей грозной палицей и ряды вражьего войска редели. Поражает мастерская работа машиниста этого умелого агрегата. Он всеми своими щупальцами сгребает и хватает камни и сбрасывает их вниз, подкатывая к самому краю и даже чуть ли не свешиваясь передними колесами за отведенные пределы. Учитывая импульсивность и неровность работы с каменными глыбами, такие трюки кажутся достаточно опасными.

На ночлег остановились в маленьком поселке Чиньялисор (Chinyalisaur). Из окна гостиницы – прекрасный вид на Бахгиратху, объятую мощными шероховатостями земной поверхности.

15 августа. Чиньялисор - Сонпраяг

Гаури

Сегодня – день отдыха (имеется в виду, от езды на машине). Ехали всего 9 часов. Для нас это уже ерунда. Приехали в окрестности Гаурикунда (кстати, кунд – это, вероятно, означает место омовения в святых водах Ганги или купальня). Место, где мы остановились, называется Сонпраяг. Дорога, по которой пришлось ехать сегодня, очень живописна. По-моему, это были джунгли. Огромные деревья вдоль дороги создавали естественные арки. Пропасти, не безжизненные, как в Ладаке, а покрытые кустарниками, кактусами, банановыми пальмами и ярко-зелеными полями риса. Не перестает удивлять раскраска одежд местных женщин. Просто все цвета радуги, независимо от возраста.

Сегодня сбылась мечта Владика побывать в Рудрапраяге. Это место слияния двух рек – Алакнанды и Мандакини. Впечатление потрясающее. Вода бурлит, течение несет. На углу их слияния стоит храм. Пошли с Владиком, поклонились, получили благословение.

Погода сегодня редкостная. Шел дождь, как в Питере. Горы были в дымке. Проезжали через облака. С гор падало и стекало огромное количество воды. Два водопада особенно нас поразили. Таких огромных я не видела никогда. Особенно это контрастировало с отсутствием воды в нашем отеле. Через некоторое время она появлялась. Затем опять пропадала. Но вечер закончился очень весело. Ужин был заказан сразу же по приезде. Через полчаса мы обнаружили, как наш гостиничный гаврик покупал овощи, после чего мы решили, что хотим жареный кабачок плюс ко всему, уже заказанному (жареная картошка, салат из помидоров, томатный суп). Через нескольких добровольных переводчиков было объяснено, как жарить кабачок. Кабачок был огромным, в длину - как минимум, метр. Лена вызвалась помогать готовить ужин. Через несколько минут на кухне можно было наблюдать следующую картину. Лена резала кабачки, водитель наш жарил их, гостиничные гаврики резали салат, Котаня чистила картошку. Работа кипела, но, несмотря на помощь добровольцев, ужин ждали 3 часа. Но какова была радость, когда он был готов. На огромных блюдах была принесена обычная жареная картошка, 2 блюда нарезанных помидоров и огромное блюдо жареных кабачков. Томатный суп, по общему мнению, был испорчен специями. Но все остальное было просто восхитительным. В конечном итоге все объелись, но были счастливы этой простой русской кухне.

Опять у нас пахнет луком. Этот запах преследует нас всю поездку. Его не вытравить выбрасывали, а он опять возрождается. Возможно, где-то поблизости бродит леопард.

Снова мой текст

Сегодня День Независимости Народа Индии. Когда производилась погрузка всего нашего хозяйства на багажник джипа, со стороны дороги раздались барабанные дроби. Мы увидели праздничную колонну школьников с транспарантами и флагами. Идут по шоссе, которое играет роль главного проспекта в поселке. Школьники - все как на подбор – одеты в синюю форму. Удивительно, в такой маленькой деревне столько детей.

Вскоре после начала движения наш водитель свернул с асфальтовой магистрали на совершенно ужасную пыльную дорогу. Это не могло нас не удивить. Мы продвигались по чертогам, напоминающим карьер. Еще через некоторое время водитель остановил машину и вышел из нее, после чего с пафосом экскурсовода сообщил нам ряд фактов.

Он показал рукой вперед и сказал, что отсюда мы можем видеть дамбу. Она преграждает путь реке, чтобы могла работать электростанция. Действительно, там, куда указывал водитель, высилось грандиозное сооружение строящейся плотины. Эта плотина соединяла две горы в том месте, где стенки ущелья подступали друг к другу наиболее близко. Непомерные размеры творения рук человеческих были соизмеримы с масштабом соседних гор. Водитель сказал, что строительство дамбы начато в 1975 году Советским Союзом. За это время здесь возникло целое поселение бывших советских граждан, которые так и осели возле своего величественного детища в долине Бхагиратхи. Самое грустное, что вся цветущая долина, в которой мы насмотрелись всяких чудес, окажется в скором времени под толщей воды.

Здесь, в этой горной долине располагалось целое королевство. Но потребность государства в миллиардах киловатт часов для настоящего и будущего перевесило чашу древности. «А как же священная река? – поинтересовались мы. – Возможно ли эксплуатировать божественный поток?» «Ничего страшного, - отвечал наш ученый консультант, - Электростанция не способна нарушить его чудесных свойств».

Наше продвижение вперед все более походило на далекий путь паломников. Мы сворачивали с одной дороги на другую, останавливались в случайных деревушках, переваливали через бесконечные хребты, плутая в чащобах Гархвальских Гималаев.

Так мы достигли Рудрапраяга – поселка на слиянии Мандакини и Алакнанды - еще двух источников Великого Ганга. Мандакини спускается из Кедарнатха, а Алакнанда – из Бадринатха. В месте, где в ущелье сходятся их воды, построен храм. Рудрапраяг произвел впечатление. Вообще долина рек в гигантских скалах – непередаваемое зрелище. А когда в этот природный размах вплетаются робкие отметины человеческого сосуществования, одно очень подчеркивает другое, и особенно чувствуется масштаб и красота Гималаев. Через Рудрапраяг неизменно проходят маршруты набожных странников, следующих в Кедарнатх и Бадринатх.