Гималайскими тропами

Вид материалаДокументы
12 августа. Харидвар - Ганготри.
В наш план не попадает лишь Ямунотри. Впрочем, пока это только план. Никому не ведомо, суждено ли ему сбыться.
Подобный материал:
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29

12 августа. Харидвар - Ганготри.

Харидвар - один из семи наиболее почитаемых священных городов Индии, расположенных по берегам Ганга, город святынь, храмов и ашрамов. Название города переводится с санскрита как «Врата богов».

Через Врата богов лежит путь в царство богов. Харидвар называют еще «Воротами в рай». Люди, достигшие совершенства, проходят через последнее духовное очищение именно в этом месте и попадают в царство совершенного духа. Горная гряда этих мест называется Шиваликс. Восточное и западное поднятие горной гряды действительно напоминает ворота.

Здесь же всегда проходил сокровенный путь на священные земли Великих Гималаев. Потому именно в Харидваре делают очистительные омовения в Ганге паломники и учителя, прежде чем тронуться в путь на север. Каждый, кто окунается в священные воды Ганги в этом месте, уносит с собой каплю бессмертия.

Настойчивый стук в дверь. С трудом просыпаюсь. Лена. Сколько времени? 10 минут 6-го. До отъезда идем смотреть город.

6 утра. Харидвар уже проснулся. Маленькие улочки полны бодрости. Пытаемся с этой паутине угадать ниточку, которая выведет нас на набережную. Запутанные переулки обдают нас чадом харчевен. Они сменяют друг друга, открывая все новые и новые сюжеты и виды. Но во всем этом, сколько ни вглядывайся, не угадывается ни малейших признаков знакомого нам мира. Это Индия.

В Харидвар стекаются приверженцы индуизма, начиная свое паломничество по священным местам, расположенным в Гарвальских Гималаях. От тысяч и тысяч верующих, скорее всего, и вам, оказавшимся однажды в Харидваре, передастся атмосфера непостижимого священнодействия. Набережные в Харидваре подобны величайшему храму. Ступени каменных лестниц спускаются к Гангу. Они тянутся на многие километры. С самого утра до позднего вечера здесь можно наблюдать таинство общения человека и священной реки.

Набережная Ганга. Видим, как бесхитростно сочетается бытовая и духовная сторона бытия. Женщины стирают белье в божественной реке. Кто-то моется. Другие - здесь же, на тех же ступеньках – пускают по течению цветочные чашечки с горящим огнем. А перед этим долго повторяют мантры, совершают кружения, поклоны и прочие явно не заурядные действия.

Движемся по набережной к центру. Набережные становятся все шире. Здесь все больше людей. Похоже, многие тут и ночевали. С детьми, целыми семьями. А что? Лучшее место для паломников. Наверное, отлично спится на прибрежном мраморе возле святой реки удушливой индийской ночью. То, что большинство этих людей явилось сюда с ритуальной целью, не вызывает никаких сомнений. С каждым шагом роение нарастает. И - о боже! – мы входим в самую сердцевину этого высокого праздника - в Хорки-паури (Har-ki-Pauri) или Брахма Кунд. Это и есть центральное место паломничества в городе и главная священная купальня в Харидваре.

Здесь при громадном стечении народа творится самое-самое. Вдоль набережной, прямо в реке, сооружены огромные мостки. Такие, что они создают для реки небольшую протоку, отгороженную от основного потока. Течение, скажу я вам, не слабое. Сотни людей плещутся в мутных водах. Чтобы мощное течение гималайской реки не сбило с ног, в воде устроены специальные цепи, за которые можно ухватиться. Подчас происходящее напоминает скорее веселье, чем таинство. Но, стало быть, такое здесь погружение в святость. Оно полно жизни, энергии, радости. Один смеющийся человек, энергично окунаясь в воду, подобно поплавку, сделал знак, чтобы я его снял на пленку. К нам подошли люди в форме и предложили сделать взнос на что-то, вероятно связанное с благочестивыми нуждами. Выписали квитанцию.

А над всей покрытой туманом рекой сквозь дымчатую пелену взирал откуда-то с другого берега, словно с другой реальности, многометровый Шива. Этот непрекращающийся праздник – его.

Я очередной раз ловлю себя на мысли, что такого просто не может быть в нашем обыденном мире. Все эти люди чувствуют и видят нечто такое, что нам пока не открылось. На наших глазах они вступают в контакт с божественными сущностями, которых мы не можем видеть. Они испытывают на себе воздействие этой мутной жидкости. И мы видим, что для них все происходящее вполне реально. Большинство из них имеет только начальное образование. Они слишком бесхитростны, чтобы притворяться. Нет никаких оснований сомневаться в том, здесь обретают вполне осязаемое счастье.

В Харидваре мы наняли джип, чтобы отправиться туда, куда на протяжении веков устремляются тысячи тысяч паломников. По чудесному стечению обстоятельств индуистские боги избрали для своих судьбоносных деяний места небывалой красоты и притягательности. Впрочем, что тут удивляться, они же боги. Кроме того, по удивительному совпадению оказалось, что задуманный нами маршрут включает большую часть мест, посещаемых пилигримами во время своих священных странствий. После Харидвара и Ришикеша полагается непременно посетить четыре главные гималайские святыни, – Ганготри, Ямунотри, Кедарнатх и Бадринатх.

Название

229

Бадринатх - Ришикеш

301

Половина 12-го ночи. Свеча освещает кусочек гостиничной комнаты в Ганготри. Переезд сюда занял больше 10-ти часов. Мы преодолели свыше 250 км по горным дорогам, поднявшись до уровня трех километров над уровнем моря.

Из Харидвара выехали в начале 10-го. Не доезжая до Ришикеша, свернули влево от Ганга и сразу взлетели по горному серпантину. Снова вокруг возникли пушистые ковры горных склонов, и нас стало вжимать то в одну, то в другую стенку джипа. Довольно скоро мы въехали в густейшее облако. Видимость упала до нуля. Совершенно беспомощное ощущение. Хочется заглянуть дальше в белизну пустоты, но она открывается только тогда, когда шагаешь в нее. Ехать практически вслепую по горной извилистой дороге – ничего забавного. Медленно-медленно, метр за метром преодолевали мы участок, словно на ощупь, пока видимость не вернулась обратно.

Здешние зеленые горы отличаются от предыдущих. Лес, конечно, нельзя назвать джунглями. Но он вполне добротный – лиственно-хвойный. Для пущей густоты ему не хватает пологих участков. А на кручах деревья растут почти вдоль склонов, так что дебри и буераки оказываются размазанными по поверхности горы и просматриваются сбоку как на ладони.

Вот и долина священной Бхагиратхи. Бхагиратха, сливаясь в Девпраяге с Алакнандой, рождает Ганг. Несмотря на то, что Ганг питается водами нескольких рек, именно исток Бхагиратхи почитается у индусов как место начала священного Ганга. Собственно, к этому знаменитому месту мы и держим путь. По мере продвижения вверх вдоль Бхагиратхи мы все более и более поражались, любуясь на возникающие картины. Горы сомкнулись, образовав узкое ущелье. Дорога чертила свой след приблизительно по середине высоты громадной стены. Сразу от колеса срывается пропасть впечатляющих масштабов.

Ах, это - каньон! Это я понимаю! Скалы вертикально над головой. Скалы внизу ужасают грандиозностью обрыва.

В Уттаркаши сделали небольшую остановку. Мы посетили местный храм. Специально для нас устроили пуджу. Над нами пелись неизвестные нам мантры. В руку нам вкладывали цветок. Мы исполняли надлежащие инструкции. Большая часть команды не стала в этом участвовать.

И снова мы во власти судьбы, и она – в руках нашего водителя. Чем дальше мы проникаем вглубь таинственной горной страны, тем более поразительных сокровищ предстает перед нашими взорами. Не знаю, как выразить свое восхищение. Насколько разнообразными могут быть скалы и лес в окружении гигантских громад. Река где-то далеко внизу. Очень красиво.

После Уттаркаши водитель показал нам горячий источник. Прямо в скале сделан бассейн, окруженный храмами. Водитель сказал, что здесь последнее место, где паломники могут вымыться по пути к истоку священной реки. Вода просто горяченная. Руку опустить невозможно – обжигает.

Поднимаемся дальше. Каньон становится еще уже. Безумная красота.

Ганготри. Сразу же, как пираньи, набрасываются агенты. 150 рупий за комнату.

Поселок совсем небольшой. Зажат в ущелье на высоте 3048 м. Здесь дорога кончается. Дальше – пешком. Сможем ли мы отсюда легко выбраться, когда спустимся? Идея: а что, если наш водитель захочет нас забрать обратно. Что ему в одиночку возвращаться в свой Харидвар в такую даль. Повез бы нас дальше по нашему маршруту.

Водитель оказался поразительно серьезным и толковым. Скоро в его руках возникла тетрадка. Мы сели за столик, заказали чай, и наш собеседник досконально расписал по дням весь наш дальнейший путь. При этом он детально показал, как мы сможем с ним взаимодействовать. Он объяснил, что при таком разноплановом маршруте, какой мы планируем, с заездом во всякие тупики проще всего иметь дело с одним водителем. Нас вполне убеждали его доводы, мы сами понимали, что поиски транспорта могут отнять массу драгоценного времени. Тем более, что водитель нашего джипа проявил себя в дороге наилучшим образом. Во время беседы он держался очень солидно. Можно было подумать, что перед нами не шофер, нанятый в индийской глубинке, а ведущий менеджер крупной столичной корпорации. Я не мог понять, как он не замерзает в одной рубашке с короткими рукавами. Вечерняя прохлада горной местности давала себя знать. Мы предложили нашему новому знакомому свитер. Ведь ему предстояло провести ночь в машине.

Итак, мы поселились в комнатах за 150 рупий. Вполне пристойные комнаты. Здесь в Ганготри сразу засыпают предложениями на предмет организации перехода к истоку Ганга (Бхагиратхи). Подавляющее большинство приезжающих сюда – паломники, которые намереваются пешком пройти 18 км, чтобы оказаться возле ледяной пещеры Гомукх, откуда берет начало Бхагиратха и которая считается истоком священного Ганга. Это еще одна из индуистских святынь. Именно в стремлении соприкоснуться с ней прибыли сюда и мы. Молодой человек из гостиницы сразу же объявил, что станет нашим провожатым. Это здесь называется «гид». Не бесплатно. 800 рупий. Мы даже не стали обсуждать эту тему. Зачем нам провожатый? Задачка: надо дойти до истока реки. Вот она река. Ну, как тут собьешься с пути? Куда она денется. Русским туристам никакие гиды не нужны. Только внесут диссонанс в сложившееся настроение. Но этот юноша стал вести себя так, будто мы обо всем договорились. С большим напряжением пришлось собраться духом и сделать ему разъяснение. Юноша очень обиделся. Что делать…

Очень скоро везде погас свет. Ганготри погрузился в темноту.