Гималайскими тропами

11 августа. Ришикеш
Подобный материал:
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   29

Итак, мы спустились вниз до отметки 294 метра. Здесь дыхание Гималаев уже не в силах соперничать с индийским летом. Горы – где-то совсем рядом. Харидвар находится на равнине у самых ворот в царство Гарвальских Гималаев.

Всласть отоспавшись, команда собралась в нашей комнате, где за чашечкой чая было решено сегодня никуда не уезжать, ограничившись дальнобойностью радиальных вылазок по направлению к близлежащим достопримечательностям. К таковой достопримечательности был отнесен, конечно же, Ришикеш. Нас отделяли от него 24 км. И чтобы одолеть их, мы двинулись к автобусной станции. Надо заметить, что Харидвар еще вчера в ночи удивил меня своими размерами. Почему-то у меня сложилось о нем впечатление как о сравнительно небольшом городе. На фотографиях мы видели множество храмов на подступах к священной Ганге, к которой со всех сторон спускаются ступеньки. При ступеньках обнаружился целый город с железнодорожным вокзалом и активным движением на главной магистрали. Наша гостиница оказалась запрятана в дремучем закоулке, хотя при желании от него можно за 5 минут дойти до того самого центрального вокзала. Тут часто от главной оживленной улицы отходят ответвления такие узкие, что машина с трудом протискивается. Накануне вечером нас именно такими и везли на джипе. Сегодня мы без труда оказались на главной магистрали города и направились в сторону вокзала. Но увидеть, как выглядит харидварская станция автобусов, нам не довелось. По пути нам попался извозчик рикши, который стал нас обрабатывать на предмет воспользоваться его услугами. Они, эти восточные предлагатели услуг, как-то молниеносно узнают все подробности об окружающих людях и далее прилагают все усилия, чтобы осчастливить их жизнь. Что до нас, то идея добраться до Ришикеша на рикше показалась нам вполне уместной. И время не терять, и аттракцион попробовать. А рикши здесь водятся такие, что ранее мне не попадались – шестиместные, в 2 ряда по 3 сидения друг напротив друга. Здоровущие такие. Целый трехколесный автомобиль. Сторговались на 200 рупий. Сначала продавец транспортных благ запросил 250, но Гаури подхватила его театральную тему и, махнув рукой, двинулась восвояси. Рикша подъехал с другой стороны и предложил 200. Все довольны.

Ура, едем! Мне пришлось сесть на скамеечке рядом с водителем. Я заметил, таких крупногабаритных рикш в Харидваре видимо-невидимо. Седьмое место – впереди, а в пассажирской части – 6. Но это на наш взгляд 6. А по индийским меркам – это просто вагон. Мне даже не представить, сколько в таком пространстве может разместиться местных жителей. Они не то что бы компактнее. Просто у них не в такой степени развито чувство собственной значимости. И так они плотно и ловко усаживаются, что и не скажешь, будто им тесно. Да еще впереди вокруг водителя можно пристроиться. И хоть там штатного места нет (если смотрит иностранец), но имеются всякие жердочки и вполне благоустроенные, мягкие со спинками. Так что еще некоторое количество пешеходов можно переродить в пассажиров.

Выехав из города, мы довольно скоро остановились. Я сидел впереди и спросил водителя: «Смена рикши?». Я это в шутку сказал, вспоминая наши вчерашние перемены транспортных блюд. Но водитель радостно подтвердил мое предположение. Вчера в подобных обстоятельствах все очень горячились. Сегодня наш экипаж пересел в другую рикшу, и никто из находившихся поблизости даже не заподозрил, что накануне такая же простая просьба едва не окончилась международным конфликтом.

Ришикеш - мировая столица йогов, город святых, аскетов и риши (мудрецов) - находится в 24 км к северу от Харидвара. Он расположен на высоте 335 метров и окружен горами с трех сторон. Ришикеш - город мудрости и просветления. Ганга здесь еще ближе к небесам, к тому месту, где ее потоки срываются с волос Шивы. В Ришикеше находится множество ашрамов, которые предлагают курсы различной продолжительности по медитации, йоге, классическим танцам и индийской философии. Наиболее известные – это Шивананда Ашрам, основанный одним из крупнейших йогов прошлого века Свами Шиванандой.

Нас провезли по центральной части Ришикеша, а затем доставили в район Лакшман Хьюла (Lakhman Jhula). Здесь после многочисленных нападений со стороны торговцев и их соблазнов мы вышли к большущему висячему мосту через Ганг. Мост эффектно завлекал к какой-то красивости. На другом берегу вокруг места, откуда он произрастал, сгрудились храмы и просто экзотические постройки. Мы перешли через священную реку, которая в этом месте достаточно широка. Коричневые (серые - Гаури) и мутные воды Ганга несли свои божественные струи на равнину. На том берегу мы посетили довольно любопытный храм Кайлаш Никетан. Еще со стороны противоположного берега он привлекал внимание. Мне бы не пришло в голову классифицировать это строение как храм – просто многоэтажное здание с галереями во всю длину на каждом ярусе. В общей сложности этажей 13. Они представляли собой завуалированный подъем к самой верхней точке, где собственно и находилась конечная цель посещения. Нужно идти кругами по галереям, взбираясь все выше и выше. На всем пути следования встречаются разномасштабные колокольчики. Паломники непременно дотрагиваются до колокольчиков, поэтому весь воздух наполнен многозначительным звоном. А с внутренней стороны галерей устроены нескончаемые ячейки, в которых находятся алтари с разноцветными скульптурами индуистских богов. Кажется невероятным, что богов такое множество. Ячейки открыты. Мы проходили по этажам, и красочные композиции сменяли друг друга в витринах, словно в музее. Впрочем, кое-где вместо многоруких богов в храмовых ячейках обитали продавцы со своими обычными предложениями. Прикоснувшись к небу в храме на самой вершине, мы обрели по третьему глазу, который нам изобразили в виде красной точки на лбу, а затем со спокойной душой смогли спуститься к людям.

Мы двинулись по направлению ко второму висячему мосту. По пути заглядывали в храмики и засматриваясь на витрины магазинов. Нечаянно мой взгляд остановился на товарищах. Я обратил внимание на то, что лица членов команды не светились от счастья. Команда напоминала скорее арестантов. Как им тяжело все-таки. Ну, жарко было, разумеется. Здесь еще и влажность высокая. Горы в дымке. Сверху упакованы еще и облаками. Но все равно, виды завораживают.

Среда обитания полна наиколоритнейших типов. Это паломники. Причем помимо обычных индусов, приехавших в святое место, часто встречаются особые экземпляры, для которых состояние паломничества является основным образом жизни. Я, конечно, у них не выпытывал детали. Может, они облачились в свои оранжевые одежды только утром, сменив надоевший костюм. Но это вряд ли. Прическа, опять-таки, явно не офисная, борода – попробуй за отпуск такую отрасти. Очень натуральный узелок и еще котелочек. Котелочек - исключительно замечательная деталь. Я так и не разгадал его смысл. Хотя разгадка, ясное дело, где-то на поверхности. Котелок блестящий, в форме цилиндра. Его носят за ручку. Естественно, везде и всегда. Пилигримам оставить свои скромные пожитки негде. Они не признают гостиниц, ночуя на свежем воздухе. Хорошие ребята. Поболтать бы с таким за жизнь. А?

У второго моста – тоже оживление. Мы зашли в ресторан, где нас пригласили в изолированное помещение для особых гостей. Это помещение, наподобие аквариума, отличало не только противоестественная чистота, но и работающий кондиционер. Даже холодно с непривычки. Но ненадолго. Когда привыкаешь, испытываешь повторный шок, возвращаясь в парник. Парник это здесь обычная окружающая среда, а прохлада – в специальных камерах. Как у нас парники, но наоборот. В местных парниках хранится некоторое количество дефицитного холода, а банная парилка является просто естественной средой.

От моста берег превращался в сплошные сменяющие друг друга на многие сотни метров каменные лестницы к священной воде. Люди совершали омовения. Некоторые просто мылись и даже брызгались. Разве что не бултыхались. Течение и глубина все-таки. В Ришикеше, как и в других расположенных на Ганге городах, такие места совершения ритуального омовения являются наиболее священными. Они называются гхаты. Мы со значением помочили ножки. Купающихся немного. И все мужчины. Где же женское отделение? Хочется запечатлеть что-нибудь, ласкающее взор.

Гаури приобрела картонную вазочку в виде цветочной чаши, наполненной всякими подношениями. По примеру окружающих Гаури пустила свой дар по течению с зажженным огнем. Я повторил такое же ритуальное действо. Правда, пока я спускался по ступенькам к потоку, в моей чаше задуло свечку. Пришлось снова ее воспламенять и уже соблюдать повышенную осторожность. Течение подхватило цветок и понесло в сторону океана. Мне очень даже понравилось.

Вернуться на покинутый берег решили на пароме. Большая лодка с мотором за 5 рупий перевозит всех желающих. Что примечательно – рядом мост. Но в пароме, очевидно, присутствует своя изюминка. Поэтому кораблики постоянно наполнялись пассажирами. Несколько минут – и мы на другом берегу. В нашем плотном распорядке следует классифицировать этот кратковременный участок как сплав по Гангу. Когда мы вновь оказались на суше, наше внимание привлекла надпись «Ашрам Шивананды». Это достаточно известный ашрам. Очень хотелось его рассмотреть. Длинная лестница от входа приводила к роскошному мандиру. Мы подошли как раз к концу пения баджанов. Нам с Гаури даже достался кусочек огня, которым одаривались все посетители.

Возвращаясь в Харидвар, уже совсем не обратили внимания на замену одной рикши на другую.

Вечером, когда совсем стемнело, двинулись в агентство джипов. В первом встретившимся на нашем пути офисе, предлагающем такси, нам сказали, что согласны повезти за 4 тысячи, но в Уттаркаши необходима ночевка. Наши представители всячески настаивали на однодневном варианте. Терять день очень не хотелось. Невзирая на отдельные неувязки, у очевидцев складывалось впечатление, что разговор носил вполне конструктивный характер. Неожиданно, когда, казалось, все достигло определенности, обнаружилось, что в этом агентстве нет джипов. Посмеявшись, расстались.

Агентство с джипами по-родственному встретило наш, можно сказать, патентованный экипаж джипа. Здесь нас не уговаривали растягивать удовольствие на несколько дней. И даже денег запросили меньше: 3500. Единственное, на чем настаивали – выехать пораньше, часов в 8. Мы просили 10, чтобы утром успеть пробежаться по городу (мы ведь так до сих пор и не посмотрели Харидвар). Сошлись на 9-ти. Потом от водителя мы узнали причину таких строгостей. Лицензия, которой располагают здешние водители, не дает права на перевозки в темное время суток. Уточнили про возможность остановок по требованию, про смену джипа, про наличие багажника и попрощались до утра.