Гималайскими тропами

22 августа. Последний день в Дели
Подобный материал:
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

Утром в 9 часов мы были готовы к отправлению на экскурсию по Дели. Буквально на каждом шагу забрасывают предложениями на любой вкус. Не надо ничего искать – прямо в гостинице имеется обширное меню. Ну, а стандартная автобусная экскурсия – это уж совсем просто. Перед тем, как выдвигаться, мы с Гаури позавтракали в близлежащей булочной. Точнее, в кафе, где можно отведать сладкую булочку или круассон. В Индии такое заведение носит на себе след некоторой экзотичности, поскольку выпечные изделия, как мы заметили, не входят в повседневный рацион местных жителей. Поэтому бледнолицые охотно слетаются на такую приманку, будто никогда булок не пробовали и уж точно не надеются откушать впредь. Это было ужасно! Маленькое помещение, переполненное людьми, причем исключительно приезжими. Мы пристроились с краю, как бедные родственники. Право же, будто мы не на Мэйн Базаре, где туристов принято разрывать на кусочки.

Как и можно было предположить, автобус за нами не приехал. Здесь автобусу просто не проехать. Кто-то из наших неточно истолковал слова уполномоченного по экскурсиям. Тот сказал, что подходить к назначенному часу надо прямо сюда. Возможно, где-то такая формулировка и предполагает, что и автобус прибудет сюда. Но только не в стране слонов и избыточной рабочей силы.

Вместо автобуса за нами в гостиницу пришел мальчик. (Кстати, мы уже сталкивались с подобным сервисом в первый день нашего путешествия.) Мальчик повел нас к автобусу. Не исключено, что это представитель мало известной касты Иванов Сусаниных. Он повел нашу доблестную дружину по закоулкам, каких свет не видывал. Узкие, извилистые, непонятные. Скоро я поймал себя на мысли, что вернуться назад и повторить в обратном порядке переходы из переулка в переулок у меня вряд ли получится. Долго ли, коротко ль – колонна белых обезьян, ведомая мальчиком, вышла к большой улице. Мальчик без разъяснений сделал знак остановиться возле стеклянной витрины небольшой конторки.

Мы остановились. Глядь, а мальчика-то и нет. Потоптавшись возле двери конторы, стали нервно искать зацепочку в прервавшейся логике событий. За стеклом сидели несколько степенных мужчин, достаточно безучастно взирающих на нас. Мы решили, что мальчик привел нас к центральному офису туристского агентства, куда должны стекаться экскурсанты с разных концов. Гаури, собравшись духом, зашла внутрь и предъявила документы на экскурсию. Что-то странное мелькнуло во взорах аксакалов, но лишь на неуловимый миг. Господин внимательно посмотрел билеты и столь же невозмутимо вернул их Гаури. «Он сказал, чтобы мы стояли здесь», - доложила Гаури. Потом мы поняли, что мальчик просто оставил нас на улице дожидаться автобуса и эта стеклянная витрина принадлежала совершенно посторонней организации. А именно телефонному пункту.

Лично у меня исчезновение мальчика вызывало некоторую тревогу. Завел куда-то, оставил. Мы специально заплатили на 100 рупий больше, чтобы был кондиционер. Ну, как для персон, совершенно не приспособленных к местным климатическим условиям. А тут торчи неведомо сколько на улице. И даже не присесть.

Во время ожидания часть коллектива провела дегустацию свежевыжатого гранатового сока. Здесь повсеместно встречаются лотки на велосипедных колесах, и на лотках выложены горки плодов манго, апельсинов, гранатов. Каталка оборудована бесхитростным механическим устройством наподобие мясорубки. Туда закладываются фрукты, ручка вращается, сок течет. Но в этом переулке гранатовый сок нам не очень понравился. Подозреваем, он был разбавлен водой. В сосуд с соком выжимальщик подбрасывает лед. Надо зорко следить, чтобы он не переусердствовал. Ведь льда и медведей у нас самих пруд пруди.

Мальчик-проводник все же появился. Он возвестил о прибытии автобуса. Опасения были напрасны. Кондиционер оказался на месте. Ну, экскурсия, как экскурсия. Храм Лакшми-Нараяна, Ворота Индии, мечеть Куттаб Минар. Останавливались напротив президентского дворца, самадхи Махатмы Ганди.

Остаток дня команда провела в неструктурированных блужданиях по Мэйн Базару и его окрестностям. Я охотился, развлекая торговцев своим штативом. Штатив воспринимается как диковинка. Сама камера такого эффекта не производит. Хождение по Мэйн Базару – необыкновенное ощущение. Во-первых, энергичное перемещение пластов в узкой струе. Во-вторых, не менее активное бесконтактное прощупывание всевозможными личностями из разных закоулков и островов живой реки. Трудно выработать однозначную тактику. Можно банально ни на что не реагировать. (Невежливо. Но что делать?) Я все же так не могу. Ведь невозможно предугадать, что последует вслед за приветствиями. В подавляющем числе случаев это обычное проявление хорошего настроения и любопытства. Следующая составляющая – запахи и звуки. Пахнет благовониями, едой. Еда жарится и преет повсюду. Ну, и грязью тысячеликой. Коровы живут свой жизнью, дай им бог здоровья.

Сниматься местные обитатели любят. Совершенно бескорыстно. Часто просят сфотографировать себя или друга. Благодарят. Самые смелые просят сфотографироваться вместе с ними. Преимущественно просят наших девушек. Опять-таки, если формально отвергать все предложения, легко оказать нелюбезность. Подходит хорошо одетая юная индианка и что-то вежливо говорит про фото. Ну, говорят они все очень вежливо. Наши пуганые девушки, подозревают, что здесь кроется некий скрытый фотосервис с последующим взиманием платы (что-нибудь в таком роде). Сразу, не дослушав фразу, Борматаня замотала головой: нет, никогда, ни при каких обстоятельствах, у нас все это уже есть и даже 3 штуки. Если бы не вовремя подоспевшие разъяснения более опытных товарищей, индийская девушка так и не получила бы в свой альбом личный портрет в окружении симпатичной белой обезьянки на фоне Тадж Махала. Кстати, чтобы не забыть. Там же, на той же скамейке после интернационального снимка гид неожиданно попросил девушек по очереди встать на скамейку и, вытянув руку, замереть, словно ухватив пальцами невидимое нечто. При умелом совмещении с задним планом на картинке мы видим, как девушка изящным движением пальчиков подхватывает за верхушку купола сам Тадж Махал.

Вечером мы с Борей совершили прощальный выход на базар по поводу выпивания сока. Боря давно приметил неподалеку от Стар Паласа доброго малого с тележкой. У него стаканчик свежего продукта стоит 10 рупий (6 рублей). Предусмотрительно и Боря, и я запаслись бутылками, намереваясь взять на вынос. Парнишка не возражал. Накидал в раструб своей машины апельсинов, сыпанул горсть льда и принялся вертеть свою шарманку, которая струилась потоками божественного нектара. Тяжко оно, выжимать в жаре апельсины. Пусть даже вечером. Вылив результаты своих усилий в бутылку, попросил 100 рупий. Боря долго переспрашивал. Денег было не жалко, но природа математика безошибочно подсказывала, что в литровой бутылке помещается ровно 5 стаканов. Несложный подсчет показывает, что 5 стаканов по 10 рупий должны стоить 50 рупий. Юный представитель Мэйн Базара настаивал на своей гипотезе: в бутылке 10 стаканов, а значит, с Бори 100 рупий.

К дискуссии подключились соседствующие аборигены. Они все-таки были склонны признать авторитет математической науки. Но переубедить соотечественника было не так-то просто. Тот оказался крепким орешком с индивидуальным мировосприятием. На слово верить не желал. Стал проверять. Взял стакан и принялся отливать сок из бутылки, считая стаканы. 1, 2, 3… Ровно 5. Инцидент разрешился. Продавец обескуражен.

Я подал свою бутыль. Казалось бы, никаких лазеек для нарушения математических законов уже не осталось. Я сразу же протянул причитающуюся сумму. Но потрясенный выжимальщик во второй раз уже не дал себя провести. Он действовал наверняка. Вооружившись своим стаканом, он стал заливать сок в бутылку, ведя счет стаканам. И тут все сошлось. Количество стаканов он выдержал четко. Только вот бутылка оказалась далеко не полной.