0B0BОбзор российских сми

Вид материалаОбзор

Содержание


Людмила Швецова
Л. швецова
Л. швецова
Л. швецова
Людмила швецова
Л. швецова
Л. швецова
Л. швецова
Л. швецова
Подобный материал:
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   52

Согреть душевным теплом


День рождения города, как и человека, - всегда определенная веха, этап жизни, когда хочется осмыслить итоги, события прожитого и пережитого, подумать о будущих планах, делах. 4 сентября москвичи будут отмечать День города уже в восемнадцатый раз.

- За прошедшие годы этот день стал неотъемлемой частью нашей жизни, одним из главных общественных событий ярко выраженной патриотической направленности, приобрел черты подлинно народного праздника, - говорит первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова, возглавляющая оргкомитет по подготовке и проведению Дня города.

- Приняв решение ежегодно отмечать городской юбилей, московские власти возродили на многие годы утерянную традицию. А когда впервые москвичи отмечали день рождения столицы?

- Хотелось бы привести историческую справку. Впервые идея родилась в связи с приближающимся 700-летием основания Москвы. Победа в Отечественной войне 1812 года, рост национального самосознания, осмысление роли Москвы в судьбе России вызвали необычайную активность в обществе. Первым выразил эту мысль Константин Аксаков в статье "700-летие Москвы". Он писал: "Москва - представительница общественной русской жизни, жизни всей русской земли, жизни земской (народной), она хранительница Святой Руси и страдалица за нее". И сегодня современно звучащие слова.

Торжества прошли 1 января 1847 года. А в сентябре 1947-го столица отмечала 800-летие своего основания. Праздник был освещен светом Великой Победы, первых послевоенных лет созидания, становления мирной жизни.

Теперь по инициативе московских властей День города празднуется ежегодно. Все ярче, насыщеннее становится содержание программ, но самое главное - все больше москвичей становятся не просто зрителями, но его деятельными участниками. Каждый год праздник наполняется новым содержанием, отражает различные аспекты жизни столицы, близкие и понятные людям.

- Но реалии нашей жизни вносят и в праздник темные краски, горькие, трагические ноты. Сегодня это Беслан.

- Да, День города в этом году совпал с годовщиной трагических событий. Поэтому было принято решение, что официально он будет отмечаться 4 сентября. Для москвичей, всех россиян день 3 сентября станет днем памяти и солидарности, днем объединения усилий в борьбе с терроризмом.

Вы помните, что и в прошлом году в связи с трагедией в Беслане, когда жертвами террористов стало столько людей и прежде всего детей, мэр, московское правительство приняли непростое, но единственно правильное в сложившейся ситуации решение - были отменены все официальные и развлекательные мероприятия. Москва ведь очень хорошо понимает, что такое быть заложником, что такое потерять родных и близких в страшных террористических актах. Ведь незадолго до бесланской трагедии были "Норд-Ост", взрывы домов, теракты в московском метро... Волны этих взрывов дошли до каждой квартиры, каждого жителя столицы.

Москва не только склоняла голову в память погибших в североосетинском городе, она деятельно помогала жертвам трагедии, лечила, отправляла посильную помощь. Для детей Беслана москвичи вместо разрушенной террористами школы построили две новые, на самом современном уровне, оснастили всем необходимым оборудованием, передали в дар учебники, методическую, художественную литературу.

3 сентября в городе пройдут лишь памятные мероприятия, приуроченные к траурной дате, состоятся службы в храмах. В 13.05 - время, когда в бесланской школе прогремел первый взрыв, - будет объявлена минута молчания. Состоятся церемонии возложения венков и цветов у мемориальных досок и знаков, установленных в память москвичей, погибших от рук террористов.

В этот день в школах, учреждениях, трудовых коллективах пройдут акции солидарности и памяти. "Дети Москвы против террора" - так будет называться акция, которая состоится в Международном Доме музыки. Специальная программа пройдет и на Поклонной горе, у стен Московской консерватории. А вечером у храма Христа Спасителя зазвучат "Колокола памяти".

- Людмила Ивановна, на недавней пресс-конференции, посвященной приближающемуся Дню города, вы назвали огромное количество мероприятий, входящих в программу праздника, около трех тысяч. Естественно, их не вместить в один день.

- День города - это не только, а главное, даже не столько массовые гулянья, праздничные концерты, хотя москвичей ждет, как всегда, яркая культурная программа. В ней будут участвовать известные исполнители, творческие коллективы. Они будут выступать на концертных площадках города, в парках, садах. Подготовлены интересные музейные экспозиции (все городские музеи и выставочные залы будут работать в режиме свободного посещения).

Среди центральных мероприятий праздника прежде всего назову театрализованное представление "Москва - ты мое вдохновение", оно пройдет на Тверской площади и станет своего рода премьерой всего этого дня. "Фестивалем дружбы" встретит москвичей и гостей ВВЦ. На Театральной площади вечером "Венок дружбы - красавице Москве" готовят участники международного фольклорного фестиваля. В Измайлове Центр ремесел начинает второй фестиваль народных промыслов. Но москвичей ждут и другие интересные, красочные мероприятия. Среди них историческое действо в Царицыне. Пройдут различные спортивные соревнования.

Но как ни один другой, этот праздник нацелен на то, чтобы жители почувствовали себя причастными к истории родного города, к тем созидательным процессам, которые происходили и происходят в нашей столице, чтобы в праздничные дни не были обойдены вниманием, душевным теплом люди, строившие, защищавшие Отечество.

Это тем более важно, что 2005 год - год 60-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Тема юбилея Победы, тема "Москва - город-герой" являются доминантой праздника в этом году. Мемориальные исторические, общественно-культурные, благотворительные акции, которые уже проходят в эти дни, являются по сути еще одним важным этапом всенародного празднования 60-летия Победы.

Официальные мероприятия Дня города начнутся с возложения венков и цветов к могиле Неизвестного солдата, памятнику маршалу Г. К. Жукову, обелиску "Москва - город-герой", монументу странам - участницам антигитлеровской коалиции. Данью памяти воинам, защищавшим столицу, их великому подвигу и мужеству станет возложение цветов ко многим памятным местам и мемориалам города.

Сегодня в зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоится собрание общественности города, в Коломенском пройдет фольклорный фестиваль, посвященный окончанию Второй мировой войны, мероприятия с участием ветеранов пройдут на Поклонной горе.

- Москвичи уже привыкли к тому, что в преддверии Дня города в столице открывается немало объектов городского хозяйства, социально-культурного назначения, спорта. О многих из них мы рассказывали на днях на страницах нашей газеты. Адресный ряд можно продолжить. Но для вас, Людмила Ивановна, возглавляющей Комплекс социальной сферы, особенно, конечно, близко к сердцу, что в столице к новому учебному году, Дню знаний стало больше школ, открылись новые учреждения культуры, в том числе библиотека - фонд "Русское зарубежье", интеллект-центры на базе некоторых библиотек в округах. Наконец, к москвичам возвращается киноконцертный зал "Октябрь" на Новом Арбате. В Северном Чертанове готовится к открытию после реконструкции кинотеатр "Ашхабад", оборудованный специальными приспособлениями для инвалидов, а ведь создание в городе для них безбарьерной среды - важнейшая задача.

В каждый из этих и множество других объектов вложен огромный труд, мастерство тысяч и тысяч людей.

- Самое главное, что таких людей высокого профессионального мастерства, рабочей чести становится все больше. Это подтверждает ставший уже традиционным конкурс "Московские мастера". Если в первых принимали участие представители 24 рабочих профессий, то в этом году за звание лучшего соревнование шло по 62 специальностям. Итоги этих конкурсов торжественно подводятся в канун Дня города. Сегодня в здании правительства Москвы на Новом Арбате состоится награждение победителей только что закончившегося очередного конкурса, а вечером встреча с победителями конкурса, членами их семей, представителями трудовых коллективов, ветеранами, лауреатами премии города Москвы пройдет в ГЦКЗ "Россия".

Замечу, тема человека труда явилась одним из важных элементов оформления города.

- Еще на одном аспекте программы Дня города хотелось бы остановиться. Не обойдет ли праздник москвичей малоимущих, слабо в социальном плане защищенных, инвалидов? А ведь все это люди, которые действительно нуждаются в помощи.

- Постоянная забота о социально незащищенных или слабо защищенных москвичах является одним из приоритетных направлений в деятельности правительства города. Как и в прошлые годы, благотворительная составляющая будет главным элементом программы. В реализации этой программы, очень значительной по объему, примут участие все учреждения социальной защиты населения, многие благотворительные организации. Весомый вклад вносят районные управы, предприятия питания, бытового обслуживания. Предусмотрены бесплатные экскурсии по памятным местам столицы, посещение музеев, спектаклей московских театров. В каждом районе будут организованы благотворительные обеды, которые посетят не менее 6 тысяч москвичей. Особо нуждающиеся смогут получить бесплатную вещевую и продуктовую помощь.

Разумеется, как обычно, помощь будет оказана 130 тысячам одиноких пенсионеров, которых обслуживают социальные работники на дому.

Благотворительные акции для детей военнослужащих, погибших в локальных конфликтах, пройдут в Доме ветеранов войны и Вооруженных сил. Центр народной помощи "Благовест" вручит подарки детям-инвалидам Зеленограда.

- И последний вопрос хотелось бы задать. В День города Москва обычно встречает гостей из российских регионов, стран СНГ, Балтии. Сколько гостей вы ждете на этот раз?

- Участие в празднике подтвердили 77 делегаций. Они примут участие не только в праздничных мероприятиях. В эти дни пройдут деловые встречи. С главами делегаций встретится Юрий Михайлович Лужков.

- Благодарю за беседу, Людмила Ивановна.

Тверская,13

19 ноября 2005 г.


Столичное - значит отличное


Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова курирует структурные подразделения Комплекса социальной сферы.

В том числе и столичное образование.

По признанию самой Людмилы Ивановны, эта отрасль городского хозяйства заслуживает особого ее внимания. Она понимает, что высокая планка, взятая городскими образовательными учреждениями и столичным Департаментом образования, не может опуститься ни на миллиметр. Потому что на московское образование, считающееся лучшим в стране, равняются другие регионы. О его достижениях и проблемах наш корреспондент беседует с Людмилой ШВЕЦОВОЙ.

- Как развивается городская система начального и среднего профессионального образования?

- Сейчас она претерпевает очень серьезные позитивные изменения. Правительство Москвы приняло программу ее модернизации.

В области профессионального образования завершена реорганизация учреждений начального среднего профессионального образования: на базе профессиональных училищ, лицеев созданы учреждения среднего профессионального образования - колледжи.

По этим колледжам формируется интегрированная программа общего, начального и среднего профессионального образования.

Взаимодействие этих образовательных учреждений и предприятий позволило обучать ребят по 121 новой специальности среднего профессионального образования, а в 16 колледжах по 28 новым профессиям с начальным профессиональным образованием.

В результате в 2005 году изъявили желание получать профессиональное образование около 34,5 тысячи человек.

В том числе - по программам среднего профессионального образования около 13 тысяч, что в два раза превышает набор 2004 года.

Мы сейчас создаем целый ряд проектов по образовательным учреждениям профессионального образования, чтобы отремонтировать все здания довоенной постройки, оснастить их современным оборудованием. Особо надо позаботиться о качестве знаний ребят, которые там учатся, и, конечно, об их социальном статусе. Потому что сюда идут молодые люди, как правило, из наиболее сложно живущих семей, некоторые из них имеют одного родителя, есть много ребят-сирот.

Поэтому одним из важнейших вопросов является организация питания учащихся.

По поручению мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова экономические службы правительства Москвы, Комплекса социальной сферы проработали вопрос о выделении из городского бюджета средств на горячее питание для всех учащихся колледжей.

- Людмила Ивановна, настоящей головной болью города является острая нехватка дошкольных детских учреждений. Их недостает во всех округах города, кроме Зеленограда.

- В 1991 году в Москве наравне с городскими детскими садами работало 1000 ведомственных. Сейчас их осталось только 172. Предприятия, не способные или не желающие содержать свои сады, как правило, не передают их городу, а находят более выгодным для себя сдавать их в аренду или продавать.

Существующий федеральный закон позволяет им это делать. 600 ведомственных садов избавились от детей и помещения используют под офисы, общежития, спортклубы и так далее. А в тех садах, которые еще работают, оплата составляет от 300 рублей до 18 тысяч рублей в месяц. Поэтому на сегодняшний день очередь в городские детские сады столицы составляет 12 тысяч семей.

Иначе как преступлением я не могу назвать то, что произошло с ведомственными детскими садами. И происходит до сих пор, потому что еще есть детские сады в городе, за которые мы просто бьемся. 21 детский сад в этом году нам удалось вернуть, как говорится, в лоно работы с ребятишками. Что касается очереди в 12 тысяч человек, то среди тех, кто стоит в ней, есть дети, которые только родились, и те, кому уже три и более года. Но ажиотаж заставляет родителей записываться в детский сад, как только рождаются дети. И мы вполне понимаем родителей, мы очередь эту анализируем, кому надо в первую очередь предоставлять места, кому во вторую.

Конечно, нужно строить новые детские сады, и мы их будем строить. Но для того чтобы закрыть проблему как можно скорее, мы приняли решение, чтобы в домах, которые строятся, на первых этажах открывать детские мини-сады семейного типа.

- Людмила Ивановна, согласитесь, что касается компьютеризации образовательных учреждений, то здесь работа проведена большая.

- Ощутимые изменения произошли в обеспечении учебных заведений техникой.

Здесь используется более 83,5 тысячи компьютеров. На один компьютер в школах Москвы приходится 19 учащихся.

По уровню оснащенности образовательных учреждений вычислительной техникой Москва опережает многие регионы России.

С 2003 года образовательные учреждения участвуют в городской целевой программе "Электронная Москва". Созданы и постоянно развиваются телекоммуникационные корпоративные сети по программе образования. Благодаря совместному проекту Москвы и Министерству образования и науки почти 90 процентов школ имеют доступ в Интернет. Получило развитие дистанционное образование.

Московский институт открытого образования при участии Центра образования в Царицыне реализует городскую программу "Московский аттестат", позволяющую детям соотечественников, проживающих за рубежом, получать полноценное образование и аттестат. Коренным образом дистанционное образование изменило обучение и жизнь детей-инвалидов, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья.

По программе правительства Москвы, которую ведет Центр информационных технологий и учебного оборудования, 1155 детей-инвалидов получили первоклассное компьютерное оборудование, программы для обучения. В их обучении участвуют около 200 лучших московских педагогов.

- Не менее важная проблема - проблема здоровья детей. Она направлена на создание и развитие здоровой образовательной среды, профилактическую работу и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательных процессах.

- Можно смело говорить, что программа здоровья детей стала наиважнейшей для всех учреждений города.

Отработана новая модель школы - школа здоровья.

Сегодня их в Москве 65. В 85 образовательных учреждениях работают центры содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся, как структурные подразделения.

Несмотря на то что из системы образования выведены спортивные школы, нам удалось создать комплексную систему физкультурно-оздоровительной работы.

С учетом мировой тенденции на обучение детей с ограниченными возможностями вместе со здоровыми сверстниками около 7 тысяч детей с нарушением слуха, зрения, речи, детским церебральным параличом, комплексно-ортопедической патологией интегрированы в общеобразовательную здоровую среду.

- Несмотря на целый ряд позитивных сдвигов в системе московского образования, здесь сохраняются проблемы и нерешенные вопросы. Каковы они?

- Результаты интерактивного опроса, который проводился в каждом учебном округе в конце учебного года, свидетельствуют о том, что лишь 50 - 55 процентов москвичей удовлетворены московским образованием.

Острой проблемой, как я уже говорила, является нехватка дошкольных учреждений.

Кроме того, многие из них недостаточно уделяют внимания психическому развитию детей, формированию воображения, наблюдения, сравнения, общению, речевому развитию. Именно эти направления развития ребенка ему необходимы для успешного обучения в школе.

Следующая проблема заключается в том, что у нас есть дети, которые остались вне стен школы. Мы пока не смогли дойти до каждого ребенка. Многие учителя учат всех одинаково, без учета индивидуальных особенностей учеников. Из числа оставшихся на второй год за летние месяцы 107 второгодников остались без школы. И еще за первое полугодие 2004 - 2005 года 73 второгодника покинули ее. Думаю, директорам школ и колледжей следует задуматься над тем, что, когда дети уходят из учреждения, не получив образование, куда они идут, какова их дальнейшая судьба, где они в настоящий момент.

Серьезной проблемой остаются обучение и аттестация больных детей. В прошлом году из 183 неаттестованных обучающихся 53 не аттестованы по болезни.

Больные дети становятся неуспевающими.

Основной причиной неуспеваемости становятся прогулы.

Из 254 второгодников 127 стали ими в прошлом учебном году по причине прогулов.

Кому и зачем это надо?

Что, дети, оставленные на третий год, придут в школу?

По итогам статистической отчетности, наибольшее количество не обучающихся детей по болезни в Южном, Юго-Восточном, Восточном, Западном округах.

- Людмила Ивановна, в городе острая проблема обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не может не волновать, что количество детей-подростков, передаваемых на полное государственное обеспечение, не уменьшается, а неуклонно растет.

- Вы правы. В 2003 году в эти учреждения было направлено 1260 детей, в 2004 году - 1363 ребенка.

Дальнейшее развитие сети сиротских учреждений - это тупиковый путь. Будущее за разнообразными формами семейного устройства детей.

Количество детей, устроенных в семьи граждан России, остается неизменным.

В 2003 году усыновлено москвичами 496 детей, в 2004 году - 458. Причина в бесконтрольности 125 органов опеки муниципальных образований, отсутствие системы своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной защите. За прошлый учебный год во всеобщие учреждения было направлено 364 ребенка, из которых 40,5 процента - в возрасте от 12 до 16 лет.

На особый контроль необходимо взять детей из приемных семей. По-прежнему остры вопросы возростковой преступности, наркомании и алкоголизма.


ТВЦ # Лицом к Городу

22 ноября 2005 г.


Обсуждение темы доходов и расходов в столице


В: Цифры вообще справедливо были названы в свое время статистическим горохом, ну они лукавые, они могут говорить и об одном, и о другом, лучше говорить это слово любит "мартынденции", каковы тенденции и какой смысл, который скрывается за этими цифрами, анализ ... .

Л. ШВЕЦОВА (первый зам. мэра в Правительстве Москвы): Очень важный вопрос поднят сегодня в нашем эфире, тем более что конец года и каждая московская семья, и город в целом, его власти, оценивают то, как прожит год. В семьях, наверное, думают о том, какая появилась новая покупка, получена ли квартира или оплачен кредит за ту квартиру, которая куплена. Какое образование получили дети, как выросли зарплаты, пенсии и т. д. Ну а мы в городе, естественно, оперируем статистикой. С одной стороны, нашей городской статистикой, а с другой стороны, международными нормами и понятиями и конечно, мы отслеживаем тенденции. Вот сегодня прозвучала в вашем, так сказать, вот в этом эпизоде, который был показан перед нашим обсуждением, цифра о том, что сейчас 52 раза отличаются доходы 10% самых богатых людей и 10% самых бедных.

В: Кассовый разрыв.

Л. ШВЕЦОВА (первый зам. мэра в Правительстве Москвы): Да, этот так называемый ... коэффициент, который во всем мире используют для того, чтобы оценить уровень бедности и богатства, естественно. Он очень высокий, но был он два года назад 75 и за счет как раз повышения доходов малоимущих слоев населения, мы этот процент все-таки снизили. Хотя он до сих пор очень высокий, нормально, это когда он примерно 10.

В: Не богатых обеднели, а бедных сделали богаче.

Л. ШВЕЦОВА (первый зам. мэра в Правительстве Москвы): Да, а теперь много очень сейчас разговоров идет о том, да, конечно, зарплаты повысили. Это на самом деле так. Но ведь повышаются и цены. Повышается плата за услуги и т. д. Здесь тоже есть статистика, которую я хотела бы вам предъявить. В среднем зарплата москвичей, вот в этом году мы по сравнению с прошлым годом оцениваем за 9 месяцев, выросла на 24,8%. А инфляция составляет 112,7%. Значит сразу видно, что рост зарплаты явно опережает инфляцию. А если взять, например, бюджетную сферу, то вот с 1 августа мы считаем, что зарплата бюджетников в среднем повысилась на 50%. По сравнению с предыдущим годом. А если взять, например, такие категории, очень важные для нас, особенно для социальной сферы, да вообще для жизни людей, как санитарки, то их зарплата выросла на 74%, библиотекари получили повышение тоже примерно где-то в таком размере. Средняя зарплата учителей вышла сейчас на 10,5 тыс. руб. в месяц. Что выше на 2 тыс. чем в прошлом году. Тенденции. Но важно, чтоб эти тенденции не только были налицо, но чтобы мы могли закрепить и в будущем вот это позитивное стремление к тому, чтобы в городе было как можно меньше людей, которые живут ниже черты бедности. Кстати, если говорить об этом параметре, то я хотела бы тоже его привести.

В 2003 году у нас в городе порядка 24%, а вернее 23,8% было москвичей, которые жили ниже черты бедности, у кого средний душевой доход был ниже. Сейчас этот процент 18,3%. Конечно, не большое снижение, но это снижение. Это тенденция. Эта тенденция уже выстраивается последние годы. Я вам скажу, что все это не просто, потому что составление бюджета и его утверждение затем Московской городской думой каждый раз сопряжено с тем, что нам приходится урезать какие-то другие программы. Да, мы хорошо зарабатываем. У нас прекрасно работает промышленность. Мы получаем хорошие средства в бюджет города от нашей собственности, от малого бизнеса и так далее. Но вы понимаете, для того, чтобы в следующем году гарантировать нашим москвичам, что мы снова почти на 50% повысим фонд оплаты труда для бюджетников, нам потребовалось заложить в бюджете города 67 миллиардов. Это не копейки. Это так иногда кажется, что зарплата выросла моя лично на 2000 рублей, а если в городе посчитать, то это десятки миллиардов рублей. И здесь я хотела бы конечно особо отметить вот ту скоординированность, которая есть у нас и в Московской городской думе. Мы не могли бы, правительство Москвы, без Московской городской думы решить этот вопрос так, как мы его решаем. Вы не представляете себе, что такое бюджетный процесс. Это отработка каждой строчки бюджета в споре. Оценки перспектив, к которым мы придем ту или иную цифру.

В.: Для этого профессионализм необходим.

- Да, и это профессионализм, вы абсолютно правы. И поэтому когда мы все, безусловно, говорим в кухнях, по телевизору, на улицах о том, что у нас скоро выборы в Мосгордуму, я, как представитель исполнительной власти, мечтаю о профессиональной Думе. О людях, которые придут, во-первых, понимая и зная, что нужно делать в городе, чтобы продолжить позитивное развитие города. Ну а с другой стороны, чтобы эти люди были настроены не на политические дискуссии, а на конструктивную работу, потому что работа депутата это не просто заседание в Думе, это работа над законами, в том числе над главным законом города, каким является бюджет.

В.: Спасибо, Людмила Ивановна.

Беседа в студии

В.: Сразу меня скорректируйте, если я не прав. Хотят работать быстрее после родов. Для этого надо оставить в ясельках, или специализированном детском садике. И проблема для молодых семей, которые теперь имеют, как бы отдельные дома для того, чтобы жить, в том, чтобы была развита инфраструктура. Ясли, детские сады. Один из больных узлов, который тоже необходимо расшивать в оперативном порядке. Людмила Ивановна, просто акцент на этом сделайте.

ЛЮДМИЛА ШВЕЦОВА (первый зам. мэра в правительстве Москвы): Я сделаю акцент. Но прежде всего, я бы хотела сказать вот о чем. Я не хотела бы, чтобы наши телезрители как-то покупались на грубые комментарии ко всему тому, что делается у нас в городе, когда говорят, что вот правительство сегодня мерами, скажем программы "Молодой семье доступное жилье", делает так, чтобы совершались браки, а не жили молодые в гражданском браке. Или вот что дети у нас появляются, потому что мы даем какие-то послабления, связанные с оплатой рассрочки платежа за приобретенную квартиру. Вы знаете, мы не на столько безнравственны, чтобы только к этому сводить всю нашу жизнь. Вообще молодая семья счастлива будет только тогда, когда у нее есть любовь, когда они поженились потому, что они друг без друга жить не могут. Когда дети у них появились как желанные дети ради того, чтобы они росли и продолжали род. А уж мы власти должны сделать все, для того, чтобы вот это нормальное стремление семьи было поддержано нашими усилиями.

Вот сейчас, когда говорили о молодой семьей, у которой там общий совокупный доход 42 тыс. рублей, я порадовалась за эту семью, и я хотела, чтобы молодые семьи, действительно, получали столько и больше вместе. Но как-то подумала больше о семье бюджетников, вот если средняя зарплата скажем, у учителей 10 с половиной тысяч, то два молодых учителя это всего 21 тысяча. Если у них двое детей, то вы понимаете, что в этой семье жить очень не просто. И вот здесь должно государство поддержать тех, кому труднее сегодня. По отношению к молодежи мы просто благотворительностью заниматься не должны, главная задача, это дать молодым весла в руки, чтобы они сами управляли кораблем своей жизни, если можно так образно выразиться. Они должны иметь работу, хорошо зарабатывать, они должны сами заботиться о том, чтобы приобрести свое жилье, и у нас в очереди состоят семьи, состоящие из пожилых людей, которые этого уже сделать не могут и там есть как фрагмент общей семьи молодая семья, то мы стараемся именно этих людей выделить из общей очереди молодых и дать им возможность вместе с государством приобрести жилье в рамках "Молодой семье - доступное жилье". И то, что у нас уже в рамках вот этого проекта родилось 560 ребятишек в семьях, которые участвуют в этой программе и что почти 100 семей имеют по трое детей, вот это уже результат, а не самоцель вот этой самой программы.

Конечно, рождаться в Москве стало больше малышей. Мы этому страшно рады. И жилье люди стали получать. И это тоже влияет на рождаемость. Но это влияет не только на рождаемость, а на ситуацию с заселением нашего города. Вот мы построили несколько домов для молодежи. А там оказалось рядом недостаточно садиков, а в будущем будет недостаточно школ. И вот это отставание социальной инфраструктуры от застройки и массовой, и точечной в городе она создала нам ситуацию, когда действительно, вы абсолютно правильно подняли самый ключевой вопрос, эта проблема дошкольных учреждений. 11 тыс. 482 человека. Я знаю просто до одного. Потому что эту статистику я каждый день отслеживаю и смотрю, как она у нас развивается с какими тенденциями. Стоит очередников на дошкольные учреждения. Почему такое произошло? Ну, во-первых, мы вот с 91 года за 15 почти лет последних потеряли 640 дошкольных учреждений. Причем многие из них стали частной собственностью. Это в первую очередь ведомственные сады, которые не смогли определенные предприятия, организации содержать и они ничего лучшего не придумали, как продать их. Мы, правда, не выпускаем многие из этих садов из нашего реестра. Землю не отдаем под застройку, скажем, жилья. И настаиваем на том, чтоб там были дошкольные учреждения. Приморозили ситуацию. Но тем не менее там дошкольных учреждений нет. Далее.

Далее мы и наши городские сады, в некоторых местах, где уменьшился контингент, отдали под непрофильные заведения. Хорошо, если там существует сегодня хотя бы школа или там какое-то учреждение для детей. А ведь часто там сидят и мировые судьи и ДЭЗы и МЭЗы и все, что угодно там в этих зданиях находится, кроме ребятишек. А ведь там же не просто здания, там не просто тысячи квадратных метров. Там еще прилегающие территории для прогулок. И мы заменить, скажем, на первом этаже дома вот то, что было в детском саду, не можем. Потому что здесь гулять с детьми негде в основном.

В.: А вот решение этих проблем есть какое-то, Людмила Ивановна?

Л. ШВЕЦОВА: ... решение у нас будет найден. И он уже практически найден. И даже частично реализуется. Я вот совсем недавно, вместе с заместителями префектов, с начальником управления окружных образований, с нашими руководителями департамента в первую очередь образования имущества. Мы пропустили все наши округа. Посмотрели детально по каждому району, по каждому округу. Видимо, какая ситуация. Кстати, восток у нас в числе аутсайдеров в этой статистике. 2500, где-то, по-моему, ну около этого, во всяком случае, недостаток мест в дошкольных учреждениях округа. Что мы будем делать? Ну, во-первых, мы сейчас будем драться из последних сил и до последней нашей победы за то, чтобы от федеральных органов получить те учреждения, которые не являются таковыми и чтобы они стали дошкольными учреждениями. Это первая задача. Задачи, это не выпускать из реестра тех, кто еще не изменили своего профиля. И за счет их возможностей построить новые сады, может быть на этих же местах, может, будем объединять какие-то проекты. У нас есть и такая задача.

Сейчас будем в форсированном режиме, с опережением строить новые дошкольные учреждения. Вот, например, в районе Южное Бутово, если мы три садика не построим, мы по-другому там проблему не решим. Значит, там надо строить. Где-то возвращать, а где-то строить. Мы будем сейчас задействовать и первые этажи домов, где точечная застройка, для того, чтобы делать мини-детские сады.

Еще более остро у нас стоит проблема ясель. Мы как-то себе на заре перестройки решили, что мамы должны воспитывать детей, сидеть с ними до 3 лет, а может и больше. И ясельные группы были аннулированы, их в городе сейчас единицы.

Если сейчас мать в силу любых обстоятельств, и того, что она должна работать, у нас же 8 тысяч семей в городе, это семьи матерей-одиночек. Попробуйте ее заставить три года сидеть с ребенком, на что она будет жить.

В.: А здесь какие решения?

Л. ШВЕЦОВА (первый зам. мэра в Правительстве Москвы): Ясельные группы будем открывать.

При существующих детских садах, сейчас департамент здравоохранения думает над этой задачей. Мы ясельные группы, конечно, сделаем по потребности. Мы сейчас заказали мониторинг, чтобы проверить, сколько нам нужно ясельных групп и, безусловно, мы должны выполнить задачу, чтобы дошкольные учреждения государственные были доступны всем тем, кто этого хочет. Кстати, частных дошкольных учреждений у нас не очень много, буквально там менее 10%, проценты буквально.

В: Они проблему не решат, конечно.

Л. ШВЕЦОВА (первый зам. мэра в Правительстве Москвы): Да, они не решают и, кстати, есть хорошие, конечно и частные детские сады, но все-таки лучшую систему воспитания, ухода за детьми, выстраивают хорошие государственные сады

В: Без всякого сомнения

Л. ШВЕЦОВА (первый зам. мэра в Правительстве Москвы): У которых есть традиции.

В: Уже практика показала.

Л. ШВЕЦОВА (первый зам. мэра в Правительстве Москвы): Поэтому молодые семьи пока в течение года, полутора должны пожить пока еще в сложных форс-мажорных условиях, мы поставили себе задачу, у нас скоро состоится заседание Правительства, там будет эта программа будет утверждена, я надеюсь, в течение полутора лет мы должны закрыть эту проблему раз и навсегда и выстроить перспективу, чтобы никогда больше не оказаться вот в таком положении.

В: Сроки названы. Виктор вопрос.

Московская правда

23 ноября 2005 г.