Семейные детерминанты домашнего насилия

yurii Мар 18, 2023

Определение и виды насилия

Насилие – обычное явление в общественной жизни. В Словаре польского языка насилие определяется как

«физическое преимущество, используемое для противоправных действий против кого-либо; незаконно навязанная власть, правление» (Słownik Języka Polskiego, 1993).

Терминология и виды насилия

Теоретики и практики, занимающиеся изучением и лечением насилия, обычно принимают во внимание три основных критерия: тип поведения преступника, его намерения и воздействие насилия на жертву. Вот примеры определений, чаще всего повторяющихся в литературе по данному вопросу:

«Насилие — это любое поведение, направленное на причинение физического вреда другому человеку, или действие, которое воспринимается как имеющее такое намерение» (Sussman & Steinmetz, 1987: Straus, 1991).

«Насилие — это все неслучайные действия, затрагивающие личную свободу человека или способствующие причинению физического или психологического вреда человеку, выходящие за рамки социальных правил взаимоотношений» (Поспешыл, 194).

Программа по противодействию домашнему насилию, проводимая Государственным агентством по решению проблем алкоголя в Польше, принимает следующее определение:

«Домашнее насилие, также известное как бытовое насилие, представляет собой преднамеренное действие, направленное против члена семьи с применением превосходящей силы, которое нарушает права и личные права, причиняя страдания и ущерб» (Sasal 1998).

В психологической и социологической литературе чаще всего используется термин насилие в семье. Этот термин настолько общий, что для более детального анализа необходимо учитывать взаимоотношения, отсюда можно выделить насилие родителей над ребенком, насилие над партнером по отношениям, насилие над пожилыми людьми в семье. Термин обычное супружеское насилие, партнерское насилие, взаимное насилие используется для описания насилия в партнерстве.

Формы насилия

С учетом проявлений насилия различают физическое насилие, психологическое насилие и сексуальное насилие. Некоторые также выделяют жестокое обращение с домашними животными и уничтожение имущества в качестве дополнительной категории насилия (Gnley, 1987).

Физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное поведение, которое сопряжено с риском телесных повреждений независимо от того, имеет ли оно место или нет.
К проявлениям физического насилия относятся: толкание, шлепки, таскание за волосы, удары руками, ногами, курение, удушение, бросание предметов, царапание, плевки, выкручивание рук, нападение с применением оружия, сдерживание или захват, заведомое создание опасных ситуаций, представляющих физическую угрозу ( например, быстрая езда). Перечень форм физического насилия не ограничивается перечисленными выше. На практике их намного больше.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие заключается в принуждении человека к сексуальной активности против его воли, продолжении сексуальной активности, когда человек не в полном сознании, не спрашивая его согласия или когда он боится отказаться. Принуждением может быть прямое применение физической силы, а также угроза силой или эмоциональный шантаж. К сексуальному насилию относятся: изнасилование, анальный половой акт, оральный секс против воли партнера, видеосъемка полового акта, насильственное раздевание, разрешение другим наблюдать за половым актом, принуждение людей к просмотру порнографических фотографий или видео или использование предметов, которые вводятся во влагалище. или анус и другие.

Психологическое насилие

принятие важных решений без равноправного участия другого человека, жесткое определение мужских ролей| женщины, поведение «хозяина дома», финансовая эксплуатация: взятие денег, контроль их расходования, выделение слишком малых сумм на содержание и др. Психологическое насилие также может заключаться в уничтожении предметов, представляющих какую-либо ценность для жертвы, и намеренной агрессии по отношению к любимым питомцам.

Теоретические основы домашнего насилия

Не существует единой стройной теоретической концепции, объясняющей возникновение насилия между родственниками в семье. Различные теории сосредоточены вокруг конкретных факторов риска, которые могут увеличить риск насилия. Дискуссии касаются преобладания одних факторов над другими, чаще всего социально-структурных над психопатологическими (Kaufman Kantor, Jasinski, 1998).
Можно выделить три теоретических подхода:

1. Внутрииндивидуальный подход.

В концепциях, относящихся к этому направлению, подчеркивается роль внутриличностных факторов: личностных факторов, например самооценки, социальных компетенций; психопатологические, такие как, например, антисоциальное расстройство личности, злоупотребление алкоголем и другими наркотиками; неврологические, например микроповреждения центральной нервной системы в раннем детстве, травмы головы, физиологические, например уровень сахара в крови, частота сердечных сокращений.
Такой подход, т.е. объяснение домашнего насилия на основе неврологических, психопатологических и личностных факторов, особенно резко критикуется сторонниками социологической и феминистской концепций.

2. Социокультурный подход

Этот подход включает системную теорию семьи, социологическую функциональную терапию, структурную теорию и феминистские концепции. Структурная теория видит источники насилия в ситуационных факторах, таких как стресс, разврат и фрустрация. Системная теория семьи фокусируется на вопросе о том, как насилие постепенно становится образцом жизни супругов, и на размышлениях о возможных изменениях в семейной системе.

3. Факторы риска.

Исследования населения показали, что существуют постоянные факторы риска домашнего насилия. К ним относятся: наследование модели насилия от семьи происхождения, злоупотребление алкоголем, профессиональная старость, социально-экономический статус.

Дети как свидетели домашнего насилия

В 1962 году Кемпе представил широко известный сейчас синдром избитого ребенка. Воздействие домашнего насилия на ребенка может быть прямым – в результате угрозы агрессии со стороны взрослого, и более опосредованно – через наблюдение насилия. Дети могут не видеть драк и побоев матери, но могут слышать, например, ее плач, стоны, оскорбления. Они видят последствия насилия: разрушенная квартира, следы крови, синяки, порванная одежда, разбитые стекла, дома милиционеры. Они непременно чувствуют атмосферу напряженности в семье, страха и боязни матери, когда обидчик возвращается домой.
Свидетельство насилия над матерью – это сильная психологическая травма, которая усиливается, если дети являются не только свидетелями, но и жертвами насилия. Затем у них проявляются более выраженные симптомы эмоциональных расстройств, особенно если насилие носит хронический характер.

Эмоциональные расстройства у детей

Эмоциональные расстройства у детей — свидетелей домашнего насилия — проявляются в нескольких аспектах (Колбо и др., 1996):
— в поведенческих расстройствах в виде агрессивного поведения, жестокого обращения с животными, истерик, отыгрыша гиперактивность, прогулы, криминальное поведение;
— при эмоциональных проблемах: страх, печаль, гнев, замкнутость, низкая самооценка;
— при проблемах социального функционирования: неприятие сверстниками, неспособность к эмпатии, низкие социальные навыки;
— при проблемах познавательной деятельности: плохая успеваемость в школе, отставание в интеллектуальном развитии, задержка речевого развития;
— со стороны физического здоровья: бессонница, нарушение питания, симптомы психосоматических заболеваний, слабое двигательное и физическое развитие, ночное недержание мочи.

Дети, которые становятся свидетелями насилия между своими родителями, также испытывают трудности в правильном понимании любви и близости в отношениях. Заблуждения по этому поводу впоследствии становятся основой для нарушений в отношениях с партнером. Патогенное воздействие насилия проявляется и в приобретении агрессивных моделей поведения.
Насилие в семье не влияет на всех детей в одинаковой степени или одинаковым образом. Это зависит от возраста и пола ребенка, а также системы социальной поддержки. У младенцев, подвергшихся насилию между родителями, проявляются различные проблемы со здоровьем, они плохо спят, чрезмерно плачут. Дети дошкольного возраста проявляют панический страх, раздражительны, пугливы, заикаются. Дети старшего возраста проявляют высокий уровень тревожности, интровертны, часто агрессивны. У мальчиков более агрессивное поведение, чаще, чем у девочек, у них случаются истерики, при этом девочки чаще, чем мальчики, замкнуты, пассивны, крепко цепляются за родителя, недоверчивы к мужчинам.

Условия насилия над ребенком

Можно выделить четыре основных теоретических направления, ориентирующихся в основном на причины эскалации насилия в отношении детей.

Психиатрическая концепция.

Психиатрическую концепцию также называют интрапсихической, внутрииндивидуальной, психопатологической, психопатической или психодинамической. Характерной чертой психиатрического направления является сосредоточение всего груза ответственности за насилие на патологической личности родителя или опекуна. Эта тенденция предполагает, что жестокое обращение с детьми — самая грубая форма жестокого обращения — является следствием психических расстройств родителей и часто является единственным проявлением этих расстройств, фактически требующим психиатрической помощи (например, Stelle 1975; Delsordo 1963; Wright 1976).
Сторонники этой концепции предполагают, что жестокие родители сами испытали в детстве слишком суровое наказание. Их отношение к собственным детям является просто отражением отношений, сложившихся в родительской семье.
Действия, направленные на профилактику насилия в отношении ребенка с точки зрения психиатрического направления, полностью ориентированы на личность родителя. Рекомендуемый метод психокоррекции – аналитическая терапия. Однако в последнее время все чаще подчеркивают отсутствие удовлетворительных результатов этой формы, предлагая другие виды индивидуальной психотерапии или обогащая психоанализ дополнительными методами лечения.
Предположения сторонников психиатрического направления, пожалуй, самые спорные. Современная психология признает сложность психических явлений и их множественность корней, а потому с большим подозрением принимает такие простые объяснения, которыми пользуются сторонники этой концепции.

Социологическая концепция

Совершенно по-иному представляют проблему жестокого обращения с ребенком сторонники социологического направления (например, Gil 1970; Garbarino 1973). Стержневым фактором в данном случае является среда, которая формирует именно такие, а не другие стандарты обращения с ребенком. При рассмотрении вышеуказанного явления сторонники социологической концепции выходят далеко за рамки атмосферы семейной среды или личностных особенностей ее членов, пытаясь найти ответ в определенных макросоциальных закономерностях. Таким образом, отношение к ребенку определяется прежде всего культурно обусловленными моделями отношения к насилию, социальной структурой, системой норм, функционирующих в семейной среде, характером института и некоторыми общими правилами межличностных отношений, присущими среде. В обществах, характеризующихся высоким зарядом агрессии,
Еще одним важным элементом, наблюдаемым в средах с высоким уровнем насилия, является накопление ситуативных стрессов, связанных с такими проблемами, как: скученность населения, плохие бытовые условия, низкая медицинская культура, безработица, бедность и т. д. С воспитательной точки зрения характерной чертой Одной из таких сред является применение насилия в отношении детей в качестве основного метода воспитания. Жестокое физическое наказание детей не является проблемой для одинокой семьи, это моральная норма, часто санкционированная законом. Встречается в образовательных учреждениях и везде, где игнорируются потребности ребенка, где ребенком пренебрегают. В этих условиях ребенок не является вознаграждающей ценностью, это бремя, несчастье, предвестник еще больших страданий. Они считаются исключительной собственностью родителей.
Сторонники социологического направления также указывают на проблему трудных детей, поведение которых является своеобразным триггером, запускающим родительскую агрессию. Можно сказать, что ценность человека в данном обществе выражается, в том числе, и в используемых обществом методах воспитания.
Социологическая концепция включает также взгляд на возможности предотвращения и противодействия феномену насилия. В то время как психоанализ считался наиболее эффективным в психиатрическом подходе, огромная роль отводится процедурам перевоспитания в сочетании с разветвленной системой социальной помощи. Взаимодействие также включает не только родителей, но и всю среду, в которой живет семья.
Таким образом, в дополнение к конкретным упражнениям, обучению родительским навыкам, работе с неподчинением ребенка, в дополнение к совершенствованию навыков, пониманию проблем ребенка, решению взаимных конфликтов, оказанию помощи ребенку, предоставлению искомой информации, в дополнение к обширной социальной Система профилактики внутрисемейного насилия должна включать в себя программу формирования новой модели культурных межличностных отношений.

Социально-ситуационная концепция

Геллес и Штраус, например, установили, что социально-ситуативная концепция включает в себя элементы таких теорий, как: теория социального научения, теория отношения, теория фрустрации, теория агрессии, теория атрибуции и теория обмена. По мнению авторов, наибольшую роль в формировании социально-ситуационной модели сыграли теории межличностных отношений.
Насилие над ребенком понимается здесь прежде всего как результат расстройства взаимоотношений между родителем и ребенком. Проявляется с самого первого момента появления ребенка в семье — отсутствием интереса к младенцу, отсутствием зрительного контакта, малой чувствительностью к потребностям ребенка, отсутствием попыток взаимодействия, низкой переносимостью плача, а затем и суровым наказанием старшие дети. Здесь преобладает принцип взаимной негативности во взаимных контактах. Возникшее нежелание рано или поздно приведет к тупиковой ситуации, которая через какое-то время может перерасти в агрессию, а жертвой окажется ребенок.
Известно, что тип взаимодействия в семье является специфическим проявлением эмоциональных отношений, сложившихся дома. Поэтому на отношение к ребенку влияют не только отношения между родителем и ребенком, но и между всеми членами семьи, особенно внутрибрачные отношения.
В программе противодействия феномену насилия над ребенком много места отводится обучению правильному восприятию партнера по взаимодействию, пониманию его психических состояний, потребностей, стремлений, возможностей. В его основу положены в основном поведенческие методики, а основная цель – изменить проявляющееся поведение по отношению к членам семьи. В программу взаимодействий входят такие задачи, как: улучшение знаний о ребенке, овладение базовыми родительскими навыками, техниками контроля гнева. Сторонники представленной концепции также признают важность ситуативных стрессов в запуске агрессии. Известно, что исключить стрессоры из нашей жизни невозможно, поэтому способность контролировать собственные напряжения, особенно гнев, является одной из важнейших задач коррекционного процесса.
Еще одной важной задачей этого процесса является преодоление чувства социальной изоляции. Вступление в частые социальные контакты приучает человека к межличностным отношениям, заставляет уважать индивидуальность партнера по взаимодействию и, наконец, является источником положительных эмоциональных переживаний.
Недостатком социально-ситуационной концепции, как и предыдущих, является сосредоточенность на одном факторе и попытка использовать этот фактор для объяснения всей сложности феномена жестокого обращения с детьми. Этого обвинения избежали сторонники интеграционной концепции.

Концепция интеграции

Понятие интеграции также иногда называют многомерным или социально-психологическим. Наметилось несколько направлений этого типа, но наиболее четкой является модель причин жестокого обращения с детьми, сформулированная Геллесом, в которой он выделил 6 основных факторов. Эти факторы взаимодействуют друг с другом, создавая высокую вероятность вредоносного поведения.
Первый относится к опыту социализации родителей – взрослению в атмосфере насилия, агрессии, требований тотального подчинения, отсутствия уважения к другому человеку и непоследовательного воспитания, так как это влияет на формирование личности.
Авторитарные родители приемлют у детей только те установки, которые полностью зависят от их воли, требуют абсолютного подчинения, а любое непослушание воспринимается как посягательство на их авторитет. Итак, личность родителей является вторым важным элементом.
Третий фактор – социальное положение родителей. К физическому насилию прибегает большинство людей, у которых нет других источников социальной силы. В эту группу факторов входят также возраст и пол родителей. Большинство исследований показывают, что женщины более склонны к жестокому обращению с детьми, чем мужчины.
Факт более частого применения насилия можно объяснить следующим:
• Матери тратят больше времени, чем их мужья, на воспитание детей.
• Проблемы воспитания ребенка вызывают у него больший стресс и поэтому она менее терпима к его выходкам •
Матери лучше узнают ребенка и быстрее «подхватывают» любые недостатки в его адаптации.
Нередко от ребенка требуется выполнение нереализованных желаний и мечтаний родителей, которые выражаются в возможностях ребенка, удовлетворить которые ребенок в большинстве своем не в состоянии, за что его наказывают. Это приводит к тому, что он ломается и усугубляет свое положение — низкие оценки, разочарование, плохое поведение и т. д., за что его снова наказывают. Снова и снова.
Еще одним фактором является ситуационное напряжение, которое испытывает семья. Он перечисляет три типа: экономические проблемы (слишком много детей), семейные проблемы (борьба за родительский авторитет) и структурные проблемы (чувство изоляции). Ссоры, неумение общаться, фригидность в семье приводят к взаимной неприязни и нередко ненависти. Что может привести психически слабого индивидуума к неконтролируемым вспышкам агрессии, часто неконтролируемым.
Нормы и ценности окружающей среды являются еще одним высоким фактором риска жестокого обращения с детьми. Среды, характеризующиеся высоким уровнем насилия, отношение к насилию как к некой положительной ценности — субкультура насилия.
Последний элемент — так называемый Зажигательная искра родительской агрессии – плохое поведение ребенка, а также шокирующие ситуации, вызывающие очень сильные эмоции (не связанные с ребенком – предательство, воровство и т. д.). Как нетрудно заметить, это понятие объединяет перечисленные
переживания в вышеперечисленных тенденциях. Элементы, содержащиеся в более ранних концепциях и имеющие здесь центральное значение, представляют собой отдельные модусы одного круга явления насилия. Таким образом, главное обвинение Геллеса заключалось в том, что ему не хватало оригинальности, что он был лишь суммой других понятий.

Поделиться этим