ГОРНОЕ ДЕЛО И МЕТАЛЛООБРАБОТКА

yurii Янв 26, 2023

По своей природе добыча полезных ископаемых находилась за чертой города и вне досягаемости городской ремесленной организации. В средневековой Европе добывали немного полезных ископаемых. Помимо соли, обычно используемой в качестве пищевого консерванта, добывались некоторые металлы: серебро (главным образом в Австрийских и Итальянских Альпах, Сардинии, Чехии и Германии), золото (Восточные Альпы, Вогезы, Венгрия, Силезия), медь. (Германия, Польша), свинец встречается рядом с серебром, олово — только в Англии, а сера — на юге Италии.

По феодальному праву богатства недр земли считались царской или герцогской собственностью (regalium), и их добыча производилась либо непосредственно для царской или герцогской казны, либо передавалась королем отдельным светским или духовным феодалам на основании отдельной привилегии (иммунитета). В связи с высокой степенью риска горных предприятий, обусловленной плохой изученностью месторождений, и большими затратами на подготовительные работы (разведка месторождений, рытье штолен и т. д.) большинство рудников строилось и эксплуатировалось за свой счет объединениями, называемыми горнопромышленные объединения. Они платили помещику или королю дань в виде определенной части продукции.

Первоначально Гвареки набирались из мастеров, которые вкладывали капитал и инструменты в компанию и сами работали в горнодобывающей промышленности. Со временем купцы и банкиры стали играть все более важную роль в добыче полезных ископаемых, обеспечивая только капитал. Настоящие горняки и мелкие горняки становились квалифицированными наемными рабочими (так называемыми леншовниками). Вспомогательные работы на горнодобывающих, дренажных и транспортных работах выполнялись частью крепостными крестьянами (особенно если феодал имел долю в горном деле), частью наемными рабочими. Горное дело — это та область, в которой (вслед за торговлей) в первую очередь проявляются более высокие капитальные затраты и капиталистическая прибыль; другой

однако дольше всего существовал свободный принудительный труд в виде крепостной зависимости, возмещения штрафов и т. д.

* Пределы развития горного дела в средние века определялись тогдашней технологией, особенно отсутствием эффективных шахтных дренажных устройств. В результате шахты не могли уйти слишком далеко в землю, и их приходилось забрасывать, когда более мелкие залежи были истощены.

Помимо цеховой организации существовала также металлургическая и стекольная промышленность. Затем железо плавили в небольших плавильных печах. Сырьем служила широко распространенная бедная болотная железная руда, топливом — древесный уголь, а водяные колеса все чаще использовались в качестве механической силы. Тогдашние металлургические заводы располагались среди лесов и у рек, где можно было набрать воду и создать пруд. Металлургический завод, называвшийся тогда кузницей, состоял из двух частей: горнила и кузницы; все это было под одной крышей. Печь была невысокая, с прямоугольным основанием, в одной из сторон имелось отверстие, через которое кожаные мехи, приводимые в движение людьми или водяным колесом, нагнетали воздух, чтобы поднять температуру плавления. Из одной плавки получали полуфабрикат массой 40 — 50 кг. Процесс плавки длился до 12 часов. Полуфабрикат, называемый по-польски лупкой, представлял собой мягкую тестообразную массу. Кужник охладил его, поливая водой, а затем раздавил жужель деревянным молотком. Таким образом было создано железо, выкованное в блоках. Затем в кузницах из них выковывали инструменты или выковывали листовой металл. Для нагрева использовалась дополнительная печь, в которой железо нагревалось до белого цвета.

Качество железа и железных изделий во многом зависело от силы мышц и работоспособности кузнечного труда. Конечно, в этих условиях можно было изготавливать только предметы простых форм и небольших размеров. Кроме того, полученное таким образом железо имело очень низкое содержание углерода, было мягким и не очень подходило для, например, клинков. Сегодня мы поражаемся силе средневековых рыцарей, катавших тесаки в трубы, и женщин, гнувших подковы. Это было несложно, потому что железо того времени было мягким.

В средние века важнейшими центрами производства железа были Штирия, Каринтия и Швеция. В 15 веке годовой объем производства альпийских центров составлял около 2000 тонн каждый. тонн, а шведские около 8 тыс. тон. Кроме того, крупные центры производства железа располагались в Англии, Испании, северной Италии и Венгрии. Они производили несколько сотен тонн в год.

Средневековые металлурги тоже умели производить сталь. Лучшая сталь была сделана мастерами в Толедо и Милане. Они сделали это путем науглероживания железа (которое было мягким, потому что содержало слишком мало углерода — от 0,05 до 0,5%) в ходе длительного процесса его обжига.

с многочисленными примесями в мелких тиглях. Различные способы упрочнения, т. е. цементация железом, были профессиональной тайной, и их умелое применение требовало большого опыта. Качество стали зависело от времени и температуры обжига, способа охлаждения, вида и доли примесей. И не зная химических процессов, происходящих при выплавке, металлурги получали лучшую или худшую марку стали чаще всего случайно. Однако, прежде всего, эта тигельная сталь производилась в очень небольшом количестве, поэтому она была везде востребована, редка и дорога. В основном он использовался для изготовления точных инструментов, таких как иглы, ножницы, реже ножи, сабли или мечи. Иногда стальные мечи даже имели собственные имена и бережно передавались из поколения в поколение. Согласно легенде, некоторые из них были делом рук колдунов.

В то время как железо или сталь использовались для изготовления рабочих инструментов и оружия, использовались цветные металлы и их известные тогда сплавы — бронза (сочетание меди и олова) и бронза (сплав меди, меди и серебра или свинца). для изготовления посуды, украшений и колокольчиков.

Поделиться этим