РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОРОДА

yurii Янв 26, 2023

В Европе города — как густонаселенные центры, возникшие в результате общественного разделения труда, т. е. отделения от земледелия, ремесла, торговли или обслуживания, деятельности в сфере культуры, управления и т. п. — существовали в странах Средиземноморья (Греция, Италия, Испания) уже в древн. Но, за исключением Рима, нескольких крупных портов и провинциальных столиц, они были совсем небольшими, даже непостоянными, и их функции сводились главным образом к тому, чтобы быть центрами административной и военной власти. Экономический и политический упадок Римской империи, нашествия кочевых германских племен и степных народов привели к распаду этих древних городов. Лишь небольшое количество бывших городов прозябало среди руин классической архитектуры, и жизнь их жителей в раннем средневековье мало чем отличалась от жизни сельского населения. Лишь в 8—9 вв., после прекращения непрерывного переселения народов и прежде всего в результате возрождения левантийской торговли на Средиземном море, постепенно возрождаются старые италийские и галльские города. Итальянские порты снова начинают развиваться (Венеция, Амальфи, Неаполь,

Генуя), а затем некоторые города в глубине страны, расположенные на торговых путях, ведущих на север (например, Милан). В каждомесли я скажудутьообразование городов в средневековой Европеизвлекать-чем страны Средиземноморья, где этот процесс был раньшеиэто было в некотором отношении продолжение древних городов—по крайней мере, когда дело доходит до их местоположения, потому что большинство из нихрешить-наласамс останков или хотя бы на руинах бывших римских городов- изостальная Европа, где она началась позже и протекала иначе.

У германских и славянских народов скопления людей с обособленными ремесленными и торговыми функциями сложились в 10-11 вв. как поселения, расположенные вокруг укрепленных твердынь, феодальных политических и военных резиденций. Такая твердыня (город, город, город) могла быть центром царской или княжеской администрации, резиденцией светского или священнослужителя или даже укрепленным монастырем. Он был построен на местеШезе-особенно удобен для стратегической обороны сельской территории (холмыигорные перевалы, высокие берега или широкие и броды рек, перешейкиозера и др.).Как центр феодальной власти, большая концентрацияпотребитель-иобластьэто стало самым безопасным пунктомтонкий-торговое помещение, место отдыха или перегрузки товаров,со стальным каркасомместо встречи купцов, где они селилисьслужить имобержишей и ремесленников. Так образовался городок вокруг крепости(ву германских народов он назывался вик,инапримерв России посад) — постоянныйцентр торговли и ремесел, для которого рынокмыизначально проживавший в городе (замке, монастыре),итогда и людинестиокраины города и посещающие их купеи. Крепость расширила свои оборонительные функции по отношению к городку, предоставив емуворонкибазарными площадями (с 10 в.), а иногда и обводя его общими оборонительными укреплениями.

Кульминацией образования постоянного базарного поселения явилось размещение города, т. е. наделение правителем отдельными правами и установление городского самоуправления. В более старой научной литературе, а часто даже в современных популярных и энциклопедических исследованиях дата документа о местоположении принимается за надлежащий момент основания города, что приводит к серьезным неточностям в хронологии основания города. Акты о размещении давались уже существовавшим и развитым торгово-ремесленным поселениям, а рыночные привилегии вообще раньше, чем размещение городов, начавшееся в 11 в.иони достигли пика только в 12 и 13 веках.

Тем не менее институциональная обособленность городов в виде особых прав и самоуправления стала важным фактором их дальнейшего развития и экономического, социального, а позднее и политического значения.следующий.Основой правовой и экономической автономии городов было исключение

их из-под феодальной юрисдикции. Благодаря получению самоуправления городское население управлялось своими законами, имело свои суды, свои органы власти, правопорядок и вооруженные силы, свой бюджет, налоги и повинности. Не подчиняясь феодальной власти, горожане пользовались личной свободой и могли свободно распоряжаться своим имуществом. Говорили даже, что Stadtluft macht frei (городской воздух делает человека свободным). Эта автономия городов была результатом увеличения их богатства, полученного от ремесел и торговли. Самоуправление обычно покупалось у правителя. Приобретенные привилегии охранял наемный военный экипаж, оплачиваемый из городского бюджета. В позднем средневековье, когда центральная королевская власть не имела большого значения как в Восточной, так и в Западной Европе, автономия городов чрезвычайно возросла. Города заключали политические союзы друг с другом, успешно защищали свои права и даже вели войны. Нередко города вступали в длительные споры и драки с феодальной властью в защиту своих прав или ради получения экономических привилегий.

В конце средневековья, когда начали формироваться государственные монархии, города имели своих представителей в государственных собраниях. В борьбе центральной власти и феодальной аристократии за объединение национальных государств они чаще всего выступали на стороне короля, в значительной степени финансируя объединительную кампанию. Некоторые города превратились в самостоятельные торговые республики. Типичными примерами этого были Венеция, Флоренция и другие итальянские города-государства.

Власть в городе осуществлял выборный совет, на котором стоял городской голова. Члены совета набирались из богатых купцов (патрициев). Совет осуществлял законодательную, судебную и исполнительную власть через собственный административный аппарат и полицию. В случае вторжения или осады все жители города обязаны были участвовать в обороне. Финансовые ресурсы были собраны городским советом путем сбора прямых налогов и косвенных сборов за счет торговых привилегий и судебных штрафов. Распределение бремени содержания города было результатом борьбы между различными профессиональными и имущественными группами, особенно между купцами и ремесленниками. Расходы города состояли в основном из налогов феодальной власти, князя, епископа или короля, расходов на содержание городских учреждений, на оборону и так на укрепления, боевой экипаж и т.д. Бюджеты городов были, по тем временам, высокими. Некоторые города приобретали для собственных нужд земельные блага, которые шли на удовлетворение продовольственных нужд населения, а для городской управы являлись дополнительным источником доходов бюджета.

Самостоятельность городов укреплялась особыми торговыми привилегиями. Важнейшими из них были рыночные права и право на проведение ярмарок. Феодалы охотно даровали их городам, так как рынки и ярмарки были для них серьезным источником дохода, так как они собирали таможенные пошлины на дорогах и путях с приезжавших к ним купцов или крестьян. Ярмарки проводились в определенный день недели и в основном служили местным обменом для ближайшего района. Ярмарки устраивались один или два раза в год в определенный день, обычно под покровительством святого в день его памяти. К ним в гости приезжали купцы из дальних городов и стран. Во время Obey Fair торговцы были защищены особыми законами. В то время не разрешалось заниматься старыми преступлениями или взимать старые долги, запрещалось ни при каких обстоятельствах нарушать общественный покой. Ярмарки и ярмарки также проводились под опекой церковных властей и сочетались с церковными службами, так как религиозные обряды собирали большее количество людей и гарантировали «мир божий», т.е. личную безопасность и всеобщее согласие.

Кроме того, средневековые города имели определенные таможенные привилегии (право взимать собственные таможенные пошлины с товаров и пошлины с лиц), право взимать собственные налоги, а некоторые из них даже получили право чеканить собственную монету.

Другой общей коммерческой привилегией городов, также гарантированной правителем, было право хранения. В нем говорилось, что купцы, проходящие через данный город, были обязаны предлагать свои товары для продажи в этом городе, прежде чем они могли взять их в путь. Право склада сочеталось с дорожным принуждением (принуждением пользоваться определенными дорогами), чтобы иностранные купцы не объезжали города. Закон хранения распространялся и на товары, перевозимые по воде через города, расположенные на берегах рек. Это было источником многочисленных конфликтов между купцами и между целыми городами. Например, складской закон Торуня наносил ущерб интересам краковских купцов, когда они хотели доставить товары в Гданьск через реку Вислу.

Таким образом, градообразующими факторами в средневековой Европе были: 1) феодальная резиденция (усадебный дом), создававшая спрос на местные ремесла и предметы роскоши из отдаленных мест; 2) оборонительное место (город); 3) торговый путь, на котором создается постоянный обменный пункт (рынок и окраина); 4) самоуправление, вытекающее из акта камердинера и 5) торговые привилегии.

Однако следует помнить, что основной экономической предпосылкой развития городов было повышение товарности ферм, позволяющее производить постоянные излишки продовольствия для людей, не занятых в сельском хозяйстве. В позднем средневековье, при еще низкой продуктивности земли, на одного неземледельца приходилось работать 20-25 земледельцам. Поэтому население городов было относительно небольшим, в наиболее урбанизированных районах оно не превышало 20 % всего населения, обычно в республиканском или губернском масштабе оно составляло менее 10 % населения. Постепенно-

Большой рост численности городского населения в позднем средневековье был возможен благодаря популяризации в деревне трехпольной системы земледелия, повысившей продуктивность хозяйств, а затем, начиная с XII в., еще и благодаря введение крестьянской ренты в деревне, что заставляло крестьян продавать сельскохозяйственную продукцию. Крестьянская рента вынуждена была товаризироваться, иногда даже за счет собственного потребления.

Для Средневековья характерна густая сеть малых городов. Это было продиктовано трудностями снабжения продовольствием больших групп населения. Обычно сельскохозяйственная территория, снабжающая город, имела радиус около 15 км, что соответствовало расстоянию, которое крестьянин мог пройти туда и обратно за один день. Только самые крупные города, будучи резиденцией высших феодальных властей (князей, архиепископов) и пользуясь снабжением также через эти власти и собственную разветвленную торговую сеть, могли рассчитывать на постоянные поставки продовольствия из дальних окрестностей. Продовольствие было барьером для роста населения крупных городов, но не было препятствием для возникновения мелких городских поселений.

В крупнейших городах Европы в конце 15 века проживало более 50 000 жителей. жителей (Венеция, Флоренция, Генуя, Милан, Рим, Палермо, Париж, Лондон и Брюгге). К крупным городам относились города с населением от 20 000 до 50 000 человек. (включая Антверпен, Льеж, Левен, Брюссель во Фландрии и Нидерландах, Кельн, Страсбург, Нюрнберг, Аугсбург, Ульм, Эрфурт и Любек в Германии, Йорк и Бристоль в Англии). Крупные города Польши насчитывали 15-20 тысяч жителей. жителей (например, Гданьск, Вроцлав, Краков), а в среднем около 2-5 тысяч.

Население городов росло в основном за счет постоянного притока из сельской местности. В самих же городах естественного прироста вообще не было. В городских регистрах населения обращает на себя внимание относительно высокий процент одиноких (незамужних) людей, а также численное преимущество мужчин над женщинами; и то и другое является результатом этого притока и вообще значительной мобильности и неустойчивости значительной части городского населения. Вероятно, в городах была и более высокая смертность, чем в сельской местности, потому что там легче распространялись эпидемии и другие болезни.

В средневековом городе можно выделить три основных социальных слоя: 1) патрициат, состоящий из проживающих в городе богатых купцов и рыцарей, иногда также из высшего духовенства; 2) население, включающее всех ремесленников и мелких торговцев; 3) простолюдины — люди без постоянного занятия и без имущества, слуги, чернорабочие, строители, нищие и т. д.

Первые две группы имели права и привилегии постоянных жителей города; между ними шла борьба за власть в городе Простолюдины, не имея прав, использовались в борьбе обоими имущих классов, а иногда восставали против обоих.

Жизнь в городе была корпоративной. От епископа до торговца, от ювелира до нищего, каждый житель города принадлежал к определенной профессиональной корпорации, устанавливающей правила поведения и моральные устои и отстаивающей интересы своих членов. Основными корпорациями были ремесленные гильдии, торговые гильдии, церковные капитулы, монастыри и университетские колледжи. Даже маргинальные группы, нищие, проститутки имели свои ассоциации, законы и обычаи которых нужно было строго соблюдать.

Пространственная планировка тогдашнего города в целом была везде одинаковой. Центр представлял собой прямоугольную рыночную площадь, от которой шли, обычно под прямым углом, узкие улочки. На базарной площади возводились сараи, возводились муниципальные здания, часто располагалась приходская церковь. В позднее средневековье распространение кирпича и раствора в строительстве, применение отвесов и мастерков, совершенствование строительного мастерства позволили заменить деревянное строительство кирпичным. Внушительные здания, зачастую уже кирпичные, возводились у рыночной площади и принадлежали самым богатым горожанам. Улицы, отходящие от рыночной площади, были заселены ремесленниками и мелкими торговцами, сосредоточившими на них свои профессии (напр., улицы Рымарская, Беднарская, Шевская и др.). Здания были тесные, улицы узкие и грязные, без булыжников и канализации. Самой опасной опасностью такого типа зданий был пожар. Романская архитектура в городах была представлена ​​в основном сакральными постройками, но в 14—15 вв. готика стала архитектурным стилем и богатой буржуазии.

Существование постоянных городских укреплений тормозило пространственное развитие городов, из-за чего рост их площади осуществлялся в основном за счет «почкования». Пригороды были преобразованы в отдельные города со своим самоуправлением; В то время они брали названия бывших деревень, расположенных в этом районе, или название «нового города». В других случаях развитие города влекло за собой строительство нового, более широкого кольца стен или валов, следы которых можно найти и сегодня в различных радиусах от центра. Например, в Париже с 11 по 17 века последовательно было построено целых семь таких кругов; по мере того как город занимал новые площади, его окружала новая линия оборонительных укреплений.­

Средневековые города были постоянными строительными площадками. Помимо укреплений и жилых построек, больше всего времени и средств было потрачено на возведение впечатляющих ратушей и церквей. Строительство соборов, в частности, требовало огромных затрат денег и материалов и занимало десятилетия, даже столетия. Так, например, собор в Милане строился более 500 лет, а собор в Кёльне с середины 13 века до 16 века, а был завершен по первоначальным планам лишь во второй половине 19 века. Такие работы требовали большой периодической концентрации труда. Ремесленники и строители были по большей части бродячим элементом, переезжавшим из города в город; они также были одной из первых категорий наемных рабочих.

Таким образом, в эпоху позднего Средневековья в Европе формировался город как отдельная форма общественной жизни, отличающаяся экономическими и демографическими отношениями, правовой системой, градостроительной системой, социальной структурой, нормами и нравственными устоями от феодального города и деревни..

Города стали главными центрами средневековой культуры и науки. Высшие и средние школы создавались почти исключительно в городах. Студенты и подмастерья были одной из самых важных корпораций города, в основном из-за проблем, которые они доставляли городскому правительству, живя в городе, а не под юрисдикцией городского совета, а университета или церкви. Странствующие студенты, именуемые голиардами или вагантами (бездельниками, лазиками), также создавали основы светской поэзии, провозглашая восхваление земных наслаждений.

В городах блестяще развивались архитектура и сакральное искусство. Религиозные обряды тогда играли гораздо большую роль, чем сегодня, так как сочетали в себе как религиозные, так и художественные и интеллектуальные переживания, поэтому количество этих обрядов, как и количество храмов, было удивительно велико по сравнению с количеством людей. Живопись, скульптура и музыка развивались в церквях; религиозные обряды объединяли людей социальными и идеологическими узами.

В конце Средневековья в городах также стали развиваться светское искусство и литература. Под покровительством богатых купцов (меценатов), поддерживавших художников, вместо религиозной символики житий святых и ангельских сцен были созданы произведения, изображающие современную жизнь, реальных людей и конфликты. В городах окончательно зародились основные интеллектуальные течения, характеризующие культуру Нового времени: Ренессанс и Реформация.

Поделиться этим