Неразвитые страны не имеют достаточных ресурсов для преодоления бедности собственными силами. Отсутствие богатых месторождений полезных ископаемых, не позволяет получение доходов от минеральной ренты. Разработка доступных месторождений полезных ископаемых и их добыча зависят от притока внешних инвестиций, в которые вмешивались политическая нестабильность и отсутствия транспортной инфраструктуры. Низкий уровень грамотности, высокий процент функционально необразованного населения сдерживает развитие трудоемких производств в этих странах. Мировое сообщество постоянно оказывает помощь этой группы стран в различных формах, но отсутствие эффективного контроля ее распределение не позволяет использовать подобные акции рационально.
Самый низкий уровень накопления средств населения и производственных капиталов делает невозможным инвестирование отраслей для создания средств производства, подготовки квалифицированной рабочей силы, улучшения технологий. Низкий уровень накопления является результатом бедности и в то же время, влияет на экономику по причине ее сохранения. Незначительный объем инвестиций не обеспечивает внедрение новых технологий. Например, совокупная сумма всех ПИИ, вложенных в экономику менее развитых странах, таких как Африка и Гаити в течение последних 40 лет составляет 136 млрд долларов, что в 3,6 раза меньше, чем инвестиции в экономику Бразилии за тот же период ( 483,9 млрд долларов). Низкий внутренний спрос даже на товары первой необходимости не позволяет создавать предприятия не только массового, но и серийного производства.
Неразвитые страны находятся на начальном этапе развития индустриального общества. Такие отрасли, как: добыча сырья, а также переработка сельскохозяйственного сырья и производство продуктов питания и товаров повседневного спроса, в основном существуют в этих странах.
Промышленное производство сосредоточено в основном на малых предприятиях в этих странах. Малые предприятия занимают второе место после аграрного сектора по численности занятых и в значительной степени связаны с этой сферой производственных отношениями. Эти предприятия используют имеющиеся незначительные сырьевые ресурсы более эффективно, поставляют товары народного потребления населению и делают инструменты для сельского хозяйства. Это особенно важно в условиях недоразвития отрасли хранения и холодильных установок, неразвитостью инфраструктуры и постоянных перебоев в подаче электроэнергии. К примеру 70% ремесленников работают в областях без электричества и проточной воды из-за проблем с электроэнергией в Восточной Африке. Кроме того, уровень интенсификации производства на таких предприятиях ниже, чем у крупных, которые дают возможность создать дополнительные рабочие места. Большой удельный вес живого труда, в том числе неучтенных случаев работы семьи, детей и женщин, присутствует на таких предприятиях.
Способность малых предприятий адаптироваться к нестабильной экономической ситуации нашла отражение в их специальных формах — объединение промышленной и сельскохозяйственной деятельности. Это так называемый «сельская индустриализация» и «малая индустриализация», которые в основном созданы за пределами крупных городов, для максимального приближения к источнику сырья. Такие формы бизнеса дают возможность расширить масштабы использования местных природных ресурсов, а также сократить отток рабочей силы из сельской местности за счет развития трудоемких производств.
Кластеры созданы в ряде развивающихся стран; они являются группами малых территориально связанных предприятий, осуществляющих совместные закупки сырья и сбыта готовой продукции. Малые предприятия поддерживать конкуренцию с более крупными производителями аналогичной продукции, благодаря экономике на административный персонал и более тщательного изучения местных рынков.
Существует значительная дифференциация малых предприятий по степени технического вооружения, специализации, уровень квалификации кадров, производительность труда. Взаимодействие малых предприятий с крупными приводит к изменениям высокого качества в промышленности. Новые стимулы роста мелкосерийного производства создаются интернационализации мировой экономики с активной роли ТНК. Малые предприятия в текстильной, обувной, швейной промышленности являются объектами интереса ТНК. Число малых предприятий по производству народных промыслов продолжается. Ремесленные и ремесленные мастерские с большим удельным весом ручного труда пользуются поддержкой правительства стран не только с учетом экономических нужд, но и с целью сохранения культурного наследия. Широко функционирует неформальная (неорганизованный, неформальный, нерегулируемый сектор) экономика. Население, которое занято в традиционно отсталых отраслей экономики и не учитываются официальной статистикой, отличается низкими доходами, которые могут быть частыми в натуральной форме, а также, как правило, включены в этот сектор люди, которые находятся на грани физического выживания. Это самые маленькие предприятия, производящие товары и услуги, а также независимые, самостоятельно занятые производители в городах. В Азии и Африке более 50% женщин, которые не заняты в сельском хозяйстве, работают в неформальном секторе (Замбия-72%, Гамбия — 62%), охватывающих в основном розничную торговлю и традиционные услуги для этих стран.
Высокие темпы урбанизации способствуют перетоку в города избыточной рабочей силы. Удельный вес неформальной занятости составляет 20-60% в городах. Текстиль, ковры, игрушки, обувь, бижутерия, парики, искусственные цветы производятся в неформальном секторе.