В отличие от фокуса на липопротеинах и атеросклерозе или общей ИБС, сравнительно мало информации о влиянии жиров в продуктах питания на тромбоз, в основном потому что трудно экспериментировать на живых людях. Тромбоз представляет собой сложный процесс агрегации тромбоцитов крови и образования тромба, который включает в себя участие многих белков крови (факторы свертывания крови). Различные метаболические исследования функции тромбоцитов in vitro и факторов свертывания крови указывают на то, что ненасыщенные жиры кислоты способствуют тромботическому процессу меньше, чем насыщенные жирные кислоты, но доказательства не являются окончательными.
Например, высокая концентрация или активность фактора свертывания, называемого фактором VII (Coagulation Factor VII), рассматривается как предполагаемый фактор риска развития ИБС. Общее количество жира в продуктах питания заметно повышает концентрацию фактора VII после еды. Другие исследования показали, что активность фактора VII тесно связана с концентрацией триглицеридов крови после еды. Как правило, триглицериды в кровообращении сразу после еды с высоким содержанием жира быстро очищаются, но у некоторых людей они остаются высокими дольше. Они также остаются относительно высокими у людей с избыточным весом или диабетом, и это может объяснить повышенный риск, связанный с этими состояниями.
Некоторые клинические испытания и эпидемиологические исследования показали, что регулярное потребление рыбы повышает риск развития ИБС. Предполагалось, что это связано с содержанием полиненасыщенных веществ, но независимо от того, влияет ли это на концентрацию триглицеридов, агрегацию тромбоцитов или факторы свертывания крови или каким-либо другим механизмом.
Поскольку тесты in vivo для измерения окислительной модификации ЛПНП еще не доступны, мы точно не знаем, как диетический жир может влиять на этот предполагаемый фактор риска атеросклероза. В тестах in vitro диеты, очень богатые линолевой кислотой, продуцировали ЛПНП, которые были более восприимчивы к окислению, чем диеты, богатые мононенасыщенными жирными кислотами. Это сместило акцент в рекомендациях по диете для того, чтобы снизить риск ИБС от полиненасыщенных к мононенасыщенным кислотам. Однако актуальность этих рекомендаций не совсем ясна. Эксперименты на животных и клинические испытания с человеческими субстратами показывают более низкий риск ИБС, когда линолевая кислота заменяет насыщенные жирные кислоты, которые не подвержены окислению. Важно отметить, что большинство растительных масел, богатых линолеиновой кислотой, естественно содержат высокий уровень витамина Е, антиоксидант, который может противодействовать возможной активности прооксиданта линолевой кислоты. Недавние эпидемиологические исследования и одно интервенционное исследование показывают, что высокое потребление витамина Е может действительно снизить риск ИБС. Вторая линия исследований связана с идеей «резистентности к инсулину». Это означает, что метаболические реакции, зависящие от действия инсулина, менее отзывчивы, чем они должны быть в гормоне. Среди этих реакций — поглощение жировых липопротеинов жировой тканью после еды, что приводит к повышенным концентрациям в крови мелких плотных частиц ЛПНП. Эти частицы были связаны с повышенным риском ИБС, даже когда общий холестерин в крови i с в пределах нормального диапазона. На эту ненормальность может влиять диетический жир: увеличение потребления n-3 полиненасыщенных веществ снижает концентрацию богатых жирами липопротеинов и небольших плотных ЛПНП после еды. Сопротивление инсулину также связано с повышенным артериальным давлением, важным фактором риска развития ИБС. Тем не менее, существует мало достоверных научных данных о сильном влиянии количества или типа жира в продуктах питания на кровяное давление.