История кубинской революции и ее последствия — страница 10-12

yurii Мар 13, 2017

Куба уверенно модернизировало свое аграрно-индустриальное производство, нарастив долю промышленной продукции выше половины валового национального продукта. Новые отрасли промышленности, в частности, производство автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудования для сахарной промышленности, химическая промышленность, судостроение, электроэнергетика и др., решительно преобразили экономический ландшафт страны.

В 2 раза увеличилась площадь сельскохозяйственных пахотных земель за все послереволюционные годы. Производительность труда выросла благодаря важным достижением в механизации уборочных работ в кубинском сельском хозяйстве, особенно на сахарных плантациях, где раньше трудились рабы[1].

Строительство, связь, транспорт развиваются быстрыми темпами. Но достижения новой Кубы особенно разительны и велики в социальной области.

На Кубе веками накапливались острейшие социальные проблемы. Дореволюционная Куба была на одном из первых мест в мире по размерам безработицы. В середине 60-х годов произошел рост доли фонда накопления в национальном доходе, широкий размах строительства, рост капиталовложений, реформы сельского хозяйства, что не только ликвидировали безработицу, но привело к нехватке рабочих рук.

Расовая дискриминация ушла в прошлое. Все граждане республики получили равные права и возможности, независимо от цвета кожи, во всех сферах общественной, экономической и культурной жизни.

Образование — предмет особой заботы государства. Оно стало бесплатным для всех без исключения на всех уровнях. Государство выдает форменную одежду и обувь, питание нуждающимся учащимся.

После победы революции Куба совершенствовала и расширяла кооперацию со странами Совета Экономической Взаимопомощи, что позволяло нейтрализовать политику США, организовавшей экономическую блокаду острова. Куба успешно решала проблемы социально-экономического развития страны, двигала вперед процесс индустриализации. С 1959 г. по 1985 г. увеличился в 3,5 раза валовой общественный продукт Кубы. Уровень и качество жизни кубинцев зримо возросли. Но нарастающая тенденция к сворачиванию прежних связей с Кубой европейских стран-членов СЭВ обозначилась во второй половине 1980-х гг. в связи с экономическими и политическими реформами в СССР и странах Восточной Европы[2].

Кубинская политическая система подверглась также реформам, корректировка курса выражалась в совершенствовании каналов политического диалога руководства с массами, поиску форм и методов работы. Этот политический процесс на Кубе получил название «ректификация» («очищение»). Он устранил пороки «административно-командной» модели социализма, приобретенные Кубой у социалистических друзей. На рубеже 1980-х — 1990-х гг. произошел практически полный обвал связей со своими бывшими экономических партнерами, на которые приходилось более чем три четверти всего внешнеторгового оборота страны. Разрыв экономических связей с Кубой бывших европейских членов СЭВ, в условиях экономического эмбарго со стороны США сильно сказался на экономическом развитии Кубы.

Фидель Кастро инициировал политическую мобилизацию общества на защиту революционных завоеваний. Куба нашла новых партнеров, выстояла адаптировала к новым условиям свою экономику преодолела спад уже к 1994 г., начав динамично развиваться. В наиболее благоприятные годы темпы роста ВВП составляли 10-12 %.

В политической системе были осуществлены серьезные изменения, направленные на ее демократизацию. Были приняты новая редакция Конституции и изменен Избирательный закон, введены альтернативные и прямые выборы депутатов всех уровней. Были изъяты из Конституции положения о классовом характере государства, диктатуре пролетариата, демократическом централизме. Опущено упоминание об атеизме и подчеркнут светский характер государства. Положение официальной идеологии марксизма-ленинизма так же, как и другие подобные установки также исчезли из Конституции. Но правящая Коммунистическая партия Кубы от перечисленных принципов не отказалась, придав менее идеологизированный, «гражданский» характер конституционному порядку. Это способствовало разграничению функций государственного и партийного аппарата.

[1] Гавриков Ю. П. Куба: в семье равноправных,—Международная жизнь, 1977, № 12

[2] Бородаев В.А. Куба сегодня // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 2

Поделиться этим