для его жизни или здоровья, либо как попытка завладения его оружием. Это не может не быть очевидным и для задерживаемого. Поэтому Закон о полиции переносит весь риск непоправимых последствий применения оружия с сотрудника полиции на лицо, которое, совершая в одному ему известных целях действия, объективно воспринимаемые сотрудником полиции как реальная угроза опасного насилия, легкомысленно рассчитывает на то, что он не решится открыть огонь. Сказанное относится также и к случаям, когда при попытке нападающего (задерживаемого) выбить, вырвать, выхватить оружие сотрудника полиции происходит непроизвольный выстрел, в результате которого причиняется ранение (в том числе смертельное) посягающему лицу.
Против задерживаемого лица, совершающего попытку внезапного нападения на сотрудника полиции, когда нет времени потребовать от него оставаться на месте и не двигаться, оружие может применяться без предварительного предъявления каких-либо требований и предупреждения.
Следует отметить, что сотрудник полиции обязан соблюдать порядок применения огнестрельного оружия, предусмотренный в ст.19 Закона РФ «О полиции». Федеральный закон «О полиции» в ч. 3 ст. 19 прямо указывает, что «сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба».
В соответствии со ст. 38 УК РФ необходимыми и достаточными условиями, характеризующими основание возникновения права на причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, являются:
- совершение задерживаемым лицом преступления;
- наличие цели доставления задерживаемого лица органам власти и пресечения возможности совершения новых преступлений;
- отсутствие возможности использовать средства задержания, не связанные с причинением вреда задерживаемому лицу[1].
Только их совокупность указывает на наличие основания причинения вреда задерживаемому. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает возможность признания совершенного деяния причинением вреда при задержании лица, совершившего преступление.
Закон «О полиции» в частях 5, 6 ст. 23 также устанавливает запреты на применение огнестрельного оружия, запрещая применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Одновременно Закон «О полиции» уточненяет- «с производством выстрела на поражение». Это связано с тем, что в данной норме не предусмотрено понятия «использования огнестрельного оружия» с тем смысловым содержанием, которому это придавалось в Законе «О милиции». Также в формулировке Закона «О полиции» фразой «угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции» сужены (уменьшены) рамки ограничений, связанных с применением огнестрельного оружия. Частью 6 ст. 23 Закона «О полиции» установлено ограничение, которое связано с запретом применения оружия при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Анализ запретов применения огнестрельного оружия позволяет сделать выводы, что под применением огнестрельного оружия как мерой принуждения понимается производство сотрудником полиции при задержании лица,
[1] Борисов С.В., Дмитренко А.П., Русскевич Е.А., Дайшутов М.М. Необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника (правовая оценка действий сотрудников полиции) / отв. ред. Н.Г. Кадников. М.: Юриспруденция, 2012. С. 74.