- на его одежде будут обнаружены явные следы преступления;
- при нем будут обнаружены явные следы преступления;
- в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (вторая условная группа криминальных конфликтов);
Начальный момент, с которого начинается уголовно-правовое задержание, нормативно закреплен в ч.1 ст.38 УК РФ, где предусмотрено, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление (правонарушитель уже совершил посягательство на объекты уголовно-правовой охраны). Следует отметить, что ст. 38 УК РФ объединяет условия необходимой обороны и задержания преступника – в момент совершения посягательства призван действовать исключительно институт необходимой обороны[1].
Право на задержание ограничено указанием именно на преступление, а не какое либо иное деяние. Основанием задержания преступника является деяние, содержащее все при-знаки преступления.
Применению огнестрельного оружия табельного оружия сотрудниками полиции посвящена статья 23 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»[2]. В контексте темы работы следует отметить пункты части 1 статьи 23 закона «О полиции», которые прямо свзаны с проведением задержания:
Пункт 4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
Пункт 5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.
Косвенно, к проведению задержания можно также отнести и пункты части 1 статьи 23 закона «О полиции», которыми также может регулироваться применение табельного оружия при задержании:
Пункт 1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
Пункт 2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции.
То есть в случае пп. 4 и 5 части 1 статьи 23 закона «О полиции»предполагается изначально что ситуация задержания связана с необходимостью быть готовым применить табельное оружие при задержании. В случае же пп. 1 и 2 части 1 статьи 23 закона «О полиции» речь идет о ситуациях, возникающих в ходе самого процесса задержания, когда сотрудники полиции часто попадают в цейтнот и должны принимать решения очень быстро.
Следует отметить, что в Законе «О полиции» речь идет о применении оружия ив случаях, которые можно разделить на две группы:
1) случаи, допускающие производство выстрела с целью поражения человека (часть 1 статьи 23),
2) случаи, допускающие производство выстрела в иных не включающих поражение человека целях (часть 3 статьи 23).
Применяя огнестрельное оружие в соответствии с частью 1 статьи, сотрудник полиции вправе вести огонь непосредственно по лицу, совершающему общественно опасное деяние. Если же оружие применяется в соответствии с частью 3 статьи 23, то производство выстрела в человека запрещается; целями выступают конструктивные части транспортного средства, разрушение которых позволит остановить его движение, животное, запирающее устройство, конструкции, препятствующие проникновению в
[1] Никуленко А.В. Условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление // Уголовная политика и уголовное законодатель-ство: проблемы теории и практики 27-28 мая 2008 г.: сб. матер. конф. СПб.: ЛГУ им. Пушкина, 2008. С. 492
[2] Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.