Представьте себе каждый этап развития судебной психологии. Сформировать мнение о том, чего можно ожидать от дальнейшего развития.
Мы живем в период интеграции науки. Каждый день на стыке науки появляется новая комплексная наука. Биохимия, астрофизика, геофизика — вот лишь несколько примеров. Нетрудно представить, как возникает и развивается такая наука. Сценарий почти всегда один и тот же. Первоначально были отдельные науки, скажем, физика и химия. Их разделяли довольно жесткие барьеры, которые помогали отделить область физики от химии. Эти барьеры были очень важны при определении того, к какой науке относится та или иная проблема, и представители какой науки должны ее решать. Это создало условия для эффективного решения проблемы и тем самым способствовало развитию науки.
Однако с развитием той и другой науки появляются проблемы, решение которых однозначно требует интеграции методов и знаний обеих наук. Барьер между науками вместо помощи начинает препятствовать необходимой интеграции знаний. Есть люди, которым хватает смелости преодолеть эти барьеры и решить проблему вместе с представителями других наук. При этом исследуется одна такая проблема, затем другая, третья. Так появляется новое знание, которое в равной степени принадлежит и той, и другой науке, а точнее — новой целостной науке. Его имя обычно представляет собой комбинацию двух имен, от которых оно произошло. Когда таких случаев и таких проблем становится больше, возникает необходимость систематизировать, исследовать и обучать специалистов. Появляются свои научные центры, своя литература, свои организации и учреждения. Так было со всеми науками, возникающие на основе интеграции. Так будет развиваться психология права.
Одним из создателей этой науки был великий немецкий криминалист Ганс Гросс. В 1898 году он написал работу, которую можно признать одной из первых работ по юридической психологии, — «Психология для следователей». Так, несколько лет назад этой отрасли науки исполнилось 100 лет. Первая проблема, с которой началось развитие судебной психологии и которой посвящена большая часть этой книги, — это психология свидетеля.
До Ганса Гросса предполагалось, что свидетель, честный и готовый помочь следствию, говорит правду. А тот, кто не хочет, тот наоборот.
Ганс Гросс сделал то, что долгое время после него делали судебные психологи: он отобрал современные психологические данные о восприятии, памяти, обучении и других психических процессах и соотнес их с ситуациями допроса. Он открыл следователям, когда данные свидетелей могут быть недостоверными, даже если свидетели умны, искренни и стремятся помочь людям на допросе.
Он один из пионеров научной психологии, многое сделает в изучении процессов восприятия и мышления. Его вклад в судебную психологию — в 1905 г. появится обширная статья «Наука о свидетеле».. Она систематизировала исследования Ганса Гросса и раскрыла дальнейшие перспективы изучения психологии очевидцев.
К. Г. Юнг был одним из представителей так называемого психоанализа. Это была появившаяся в то время отрасль психологии, уделявшая большое внимание изучению мотивов поведения человека. Статья К. Г. Юнга «Психологическая диагностика состава преступления» появилась в 1905 г. Эта работа открыла новую проблему судебной психологии — психологический смысл преступного поведения.исследование механизма. Это была более чем 40-страничная работа, опубликованная в самом важном швейцарском уголовно-правовом журнале Schweizarische Zeitschrift fuer Strafrecht.
Зигмунд Фрейд — один из самых выдающихся психологов 20 века. Его книга «Тотем и табу» стремилась ответить на очень важный для права вопрос: почему люди подчиняются закону. На протяжении многих веков господствовал довольно примитивный ответ на этот вопрос: потому что боятся наказания. Книга З. Фрейда показала, насколько глубокими могут быть психологические корни законопослушания. Он утверждал, что корни отношения человека к закону следует искать в его раннем детстве, в его отношениях с родителями.
Еще одним важным произведением того периода являются статьи Леона Петражицкиса, не психолога, а классика права, о мотивах поведения человека, определяющих как готовность прислушиваться к требованиям закона, так и общее отношение к требования, предъявляемые к нему самим законом. Леонас Петражицкис утверждал, что важнейшую роль здесь играют так называемые «правовые потребности», он описал их и рассмотрел их роль как в создании, так и в исполнении права. Подобно Фрейду, он пытался ответить на вопрос, почему люди подчиняются закону. Все право он трактовал как кристаллизацию «правового чувства» населения.
Мы видим закономерность развития. Судебная психология начала развиваться с проблемы психологии свидетелей, и продолжали открываться и изучаться новые проблемы. Однако нетрудно заметить, что это развитие не превысило определенного предела. Это сфера действия уголовного права: свидетель, механизм преступного поведения, законопослушность. Так что, хотя новая отрасль психологии называлась судебной психологией, на самом деле это была «криминальная психология» — ее интересы ограничивались уголовным правосудием. Практически отсутствует интерес к другим отраслям права, таким как гражданское, административное, каноническое право. Поэтому, когда говорят «судебная психология», все имеют в виду уголовное право — свидетеля, психологию преступника, действие наказания и т. д. Точно так же в учебниках по юридической психологии не рассматривались психологические явления,
Реликвии этой традиции можно наблюдать и сегодня. В 1998 г. в России издано учебное пособие В.Л. Васильева «Юридическая психология».. Несмотря на широкое название, речь идет фактически только о криминальной психологии.
Это не потому, что есть какие-то препятствия для применения психологии в других областях, а просто так сложилось исторически. Возможно, если бы Ганс Гросс был представителем гражданского права и его первая работа была посвящена трансактной психологии, то началось бы сотрудничество права и психологии, и дальнейшее развитие было бы в основном связано с гражданским правом.
Позже начался период расширения применения психологии в юриспруденции.
Наиболее важными являются два его этапа:
1. Резюме.Делались попытки перенести достижения психологии в изучении свидетеля и механизмов преступного поведения в другие области. Допустим, свидетель как субъект процесса есть не только в уголовном, но и в гражданском, административном и других процессах. Например, свидетель в гражданском процессе может участвовать в подписании завещания, заключении договора или установлении факта, имеющего юридическое значение.
Таким образом, предпринята попытка перенести результаты допроса свидетеля уголовного процесса на другие процессы, проверить, в какой мере то, что известно о свидетеле в уголовном процессе, может быть применено к свидетелям других процессов.
2. Формирование подразделов судебной психологии.После начала этого этапа начинают различать психологию гражданского права, психологию административного права и т. д.
Теперь обсудим первый, период генерализации. Примером может служить современный учебник, скажем, «Психология и право» Андреаса Капардиса, изданный Кембриджским университетом. Критическое введение». Здесь рассматриваются темы: свидетель, суд, присяжные, опознание, выявление лжи, судебное следствие как общие явления всех отраслей права.
Когда начался второй этап? Тяжело сказать. Понятие судебной психологии в его нынешнем понимании, то есть когда оно включает в себя как уголовные, гражданские, так и другие правовые проблемы, впервые было описано немецким юристом Мюнстенбергом в 1908 году. в изданной книге «О поддержке свидетелей». Хотя свидетель упоминается здесь даже в названии, он был свидетелем не только уголовного, но и гражданского или административного процесса. Мюнстербергис первым рассмотрел общие проблемы применения психологии в праве. Он обратил внимание на то, что закон слишком «депсихологизирован», психологически слеп к тем, чьи судьбы он решает. Критика была, пожалуй, слишком резкой. Книгу встретили в штыки, а автора узнали гораздо позже.
Прошло еще несколько десятков лет. Теперь все поняли необходимость разработки специальных отраслей юридической психологии, определения не только того, что общего у психологий различных отраслей права, но и специфики каждой из них. Ведутся также интенсивные исследования отдельных отраслей.
Как и в марафоне, «бегуны»-исследователи рассредоточились по трассе. Одни уже финишируют, другие пытаются пройти последние километры, третьи только на полпути. Так и с нынешней психологией права. Почти в то же время появились книги, относящиеся к разным этапам развития судебной психологии: упомянутое выше пособие Васильева (в котором судебная психология понимается как криминальная психология), руководство Капардиса в Великобритании (обобщенное понимание юридической психологии) и « Психологические оценки для судов».. Здесь судебную психологию преподают по отраслям права.
Организационное развитие юридической психологии
Зададимся вопросом: можно ли назвать юридическую психологию отраслью психологии или права? Или, может быть, правильнее было бы говорить об определенном направлении исследований?
Ответ зависит от того, что мы признаем в качестве отдельной отрасли науки. Ласкорее всего, будет распространяться следующее понимание: если в какой-то области науки есть только исследования и публикации, то это пока только направление. Но если уже сформированы организационные структуры: научные институты, профильные журналы, ведется подготовка специалистов, то уже можно говорить о появлении отрасли науки.
Рисунок 4 Периоды развития судебной психологии
Если так понимать соотношение направления и отрасли науки, то судебная психология стала отраслью психологии и права в 1960-е гг. В это время (прежде всего в США) судебная психология стала все шире применяться на практике, стали развиваться и расширяться соответствующие организационные структуры. Суды стали все интенсивнее привлекать психологов как экспертов и специалистов по решению различных вопросов.
Почему это произошло в 1960 году? Мы должны помнить: война во Вьетнаме особенно ярко показала всему миру неэффективность силовых методов в разрешении конфликтов, в то же время шла широкая демократизация мира, движения за права человека, значение личности и уважения к ней все более возрастало. признан. В Германии первая статья Конституции провозгласила человеческое достоинство главной конституционной ценностью. Возросло значение защиты и юридического представительства в уголовных и иных процессах. Юристы стали все больше подчеркивать субъективную сторону преступления, «человеческий момент». Отсюда логично следовало, что психологи все активнее привлекались к решению правовых проблем. Быстро росло количество вопросов, на которые приходилось отвечать психологам: очевидец, психология лжи, полиграф, стресс и другие экстремальные ситуации, психология узнавания и др. Этот процесс ускоряется.
В течение последних двух десятилетий эта отрасль науки развивается очень интенсивно. Приведем некоторые факты, иллюстрирующие это развитие. В настоящее время издается ряд специализированных научных журналов по судебной психологии. Самая известная из них — «Право и поведение человека», издаваемая с 1977 года. Это официальный журнал Американской ассоциации юристов и психологов, основанной в 1968 году. Широко известны «Наука о поведении и право», «Экспертиза», «Обзор права и психологии», «Юридическая и криминологическая психология».хология«. Наконец, появился журнал, специализирующийся на одном из направлений судебной психологии — психологии административного права «Психология, государственная политика и право». Курс психологии права широко преподается студентам-юристам. Ведется подготовка специалистов в области судебной психологии.
Соединенные Штаты признаны лидером в этой области. Однако интенсивное движение вперед происходит и в других странах. В Великобритании ежегодные конференции по судебной психологии проводятся в Оксфордском университете. Во многих университетах есть специальные факультеты юридической психологии.