Чтобы изобразить точное повреждение, которое вирус наносит легким, следует обратиться к компьютерному моделированию. Трехмерные изображения показывают легкие человека, которому за пятьдесят. Желтоватые отложения можно увидеть во многих областях внутри органа.
Ущерб, который мы видим, не изолирован ни от одной части легких, — Первоначально пациент испытывает жар и кашель, а затем возникают серьезные проблемы с дыханием. Он интубируется и подключается к аппарату искусственной вентиляции легких, но когда этого недостаточно, его подключили к так называемой машине ЭКМО. Машина наполняет кровь кислородом вне тела, а затем перекачивает его обратно внутрь. Надежда состоит в том, что процедура даст легким время, необходимое для восстановления.
Врачи теперь имеют более глубокое понимание того, как SARS-CoV-2 повреждает легочную ткань. Белые кровяные клетки обнаруживают вирус и привлекают другие иммунные клетки к месту, которые нападают на инфицированные клетки легких и убивают их. Они оставляют после себя клеточный детрит, который забивает альвеолы. Если организм не может получить контроль над реакцией на инфекцию, возникает острая легочная недостаточность.
Но другие органы также могут быть повреждены в результате инфекции. Чем больше пациентов с SARS-CoV-2 лечатся по всему миру, тем яснее становится, насколько всеобъемлющей является атака вируса.
Согласно данным из Китая, около 20 процентов пациентов, нуждающихся в госпитализации, страдают от повреждения сердца. Остается неясным, распространяется ли вирус непосредственно на клетки сердечной мышцы или же виноват коронарный кровеносный сосуд. Функция свертывания крови также нарушается, что приводит к скоплениям, которые могут привести к сердечным приступам, эмболии легких и инсультам.
Почки некоторых госпитализированных пациентов также подвергаются атаке, о чем свидетельствует кровь или белок в образцах мочи. В результате, диализные аппараты были вынуждены присоединиться к аппаратам искусственной вентиляции легких в отделениях интенсивной терапии, предназначенных для лечения пациентов с хронической почечной недостаточностью.
Врачи также наблюдали воспаление мозга и судороги у некоторых пациентов. Вирус, по-видимому, полностью проникает в ствол мозга, где расположены важные контрольные центры, например, ответственные за дыхание. Вирус, вероятно, попадает в мозг через слизистую оболочку носа и обонятельный нерв. Это также может быть причиной того, что многие пациенты временно теряют обоняние.
SARS-CoV-2 также может поражать желудочно-кишечный тракт, при этом пациенты жалуются на кровавую диарею, тошноту и боли в животе.
Врачи также сообщили о возможной связи между COVID-19 и синдромом редкого кровеносного сосуда у детей, называемым болезнью Кавасаки. В Британии от этой болезни даже погибли несколько детей, которые заразились SARS-CoV-2. Болезнь включает в себя воспаление кровеносных сосудов по всему телу и может повредить сердце.
Врачи теперь считают, что SARS-CoV-2 поражает ткани и органы практически везде в организме. И эта болезнь также может привести к долгосрочным последствиям. Китайские исследователи проверили кровь пациентов и обнаружили, что даже после того, как инфекция прошла, определенные показатели крови остаются ненормальными в течение длительного периода. Несмотря на то, что вирус больше не присутствует в организме, например, их печень по-прежнему не обладает нормальной функциональностью.
Легкие тоже, вероятно, страдают от серьезных повреждений в тяжелых случаях. «Когда воспаление не проходит со временем, оно становится по существу рубцеванием в легких, создавая долговременное повреждение.
Еще слишком рано для всестороннего понимания долгосрочных последствий COVID-19. Но врачи знакомы со штормами цитокинов и острой легочной недостаточностью от других тяжелых инфекций. Например, некоторые из тех, кто выжил после первой эпидемии атипичной пневмонии, испытывали ограниченную функциональность легких в течение 15 лет после болезни.