Комедия «Ревизор»  Н.В. Гоголя

yurii Янв 15, 2018

Комедия «Ревизор»  Н.В. Гоголя является  чисто национальным русским произведением. Ее чисто литературная оценка позволяет назвать ее величайшей русской комедией, которая во все времена подтверждает значимость своего положения в русской литературе, а также в самой русской жизни. В современной литературе нет другой работы, которая несет в себе богатство ассоциаций, которые дает «Ревизор» для образованного русского человека. У немцев есть свой герой — Фауст; но Фауст — это трагедия с космической философской темой. В Англии требуется знать почти всего Шекспира, чтобы дать такое же чувство значимости для русской жизни проблем, описанных Гоголем в Ревизоре.

 

Это не значит, что русская жизнь настолько деформирована в критическом ключе, чтобы сбалансировать совокупный творческий результат величайшего английского драматурга Шекспира против одной комедии Гоголя или даже приписать «Ревизору»  литературную ценность любой из лучших пьес Шекспира. То, что говорит Гоголь «Ревизором», — это беспрестанная величайшая роль, которую играет литература в жизни интеллектуальной России. Литература в России не роскошь, не развлечение. Это кость от кости, плоть от плоти, не только интеллигенции, но и все большего числа простых людей, тесно вплетенных в их повседневное существование, неотъемлемая часть их мыслей, их стремлений, их социальной, политической и экономической жизни. Литература в России выражает свои коллективные заблуждения и горести, коллективные надежды и стремления. Она не только служит движению масс, но и является неотъемлемым компонентом этих движений. Одним словом, русская литература полностью связана с жизнью российского общества, и ее жизненная сила — это лишь мера духовной жизнеспособности этого общества.

 

Можно сказать, что этот уникальный характер русской литературы начался с «Ревизора». До Гоголя большинство русских писателей, за некоторыми исключениями, были слабыми подражателями зарубежных произведений. Драма создавалась главным образом на французских аналогичных произведениях. В комедии Гоголя «Ревизор», а позднее и в  «Мертвых душах» была установлена ​​эта традиция в русской литературе, за которой последовали все великие писатели от Достоевского до Горького.

 

Одним ударом Гоголь разрушил представления театральной публики о том, что такое комедия. Обычная идея игры в то время в России была немного похожа на современного собственно уставшего делового человека. И потрясение, которое давал Ревизор русским зрителям девятнадцатого века, мало чем отличается от потрясений, которые мы сами получаем в наши дни, когда время от времени театральная труппа достаточно смела, чтобы создать смелую современную игру. Только интенсивность удара была намного больше. Гоголь решил не только бросить вызов принятому методу построения пьесы; он осмелился представить предмет, который под видом юмора смело напал на саму основу государства, а именно на чиновничество и всю российскую бюрократию. Вот почему Ревизор символизирует такую ​​революцию в мире русской драмы. Форма «Ревизора»   была реалистичной, по сути, ее содержание жизненно важно для России до сих пор. В «Ревизоре»   проявилась гниль и коррупция чиновничества, главной опоры самодержавного российского правительства. Гоголь насмехался над всеми чиновниками типичного российского города и косвенно указывал на одну и ту же систему круговой поруки и коррупции среди самых высоких слуг империи.

Интересно, что «Ревизор»  стал своего рода комедийным эпосом в стране чиновничества, на земле, где каждый мелкий градоначальник — почти абсолютный деспот, регулирующий гонения и вымогательства, причем сам градоначальник в пьесе подает себя как самого заботливого о пользе государства человека: «В других городах, … градоправители и чиновники больше заботятся о своей (…) пользе. А здесь (…) нет другого помышления, кроме того, чтобы (…) заслужить внимание начальства». Каждый подчиненный в городской администрации, вплоть до полицейских, выполняет по разному закон, установленный одной и той же властью, но разный для всех. Это трагедия российской жизни, которая уходит своими корнями в более всеобъемлющую трагедию, деспотизм в России, деспотизм, который подпитывает официальную коррупцию.

 

Это главная причина, по которой «Ревизор», простая комедия, так увлекательна, так понимаема русским народом и занимает столь важное место в русской литературе. И вот почему русский критик говорит: «В России есть только одна комедия, «Ревизор».

 

Вторая причина — блеск и оригинальность, с которой было выполнено это литературное произведение на щекотливую национальную тему. Гоголь был, прежде всего, художником. Он не был радикальным политиком и даже либералом. Он был строго консервативен. В то время он ненавидел бюрократию, так как он считал формирование самой системы бюрократии губительным для самодержавия. Как и большинство рожденных в России художников, он был сильно индивидуален по своему темпераменту, восприятию российского быта, а его сатира и насмешки были направлены не на причины иконно российских болезней, а на их эффекты. Пусть люди поступают морально, а система самодержавия, о которой в целом никогда не говорил Гоголь, будет работать правильно. Эта концепция заставила Гоголя сконцентрировать свои усилия на показе небольшого городка. Он вывел персонажи, которые должны были быть полностью раскрыты, их действия должны были презирать и над ними насмехаться, но не трогать те условия, которые создавали таких персонажей, и заставляли их действовать так, как они себя в пьесе проявили. Если бы какой-либо урок вообще мог быть сделан из пьесы, это был не социологический урок, а моральный. Человек, который видит себя в зеркале пьесы, может быть перевоспитан; а обществу нечму учиться  и нечего совершенствовать – не обобщая можно сказать, что имелись отдельные недостатки.

 

Тем не менее «Ревизор»  обязательно вызывает социальное сообщение, которое несет пьеса, так как именно оно и напрашивается. Создание оказалось величественнее, чем задумал создатель. Автор Ревизора был плохим критиком своей работы. Российский народ отверг его оценку и дал ей свои. Он знали своих чиновников, и не питали иллюзий относительно их возрождения, пока система, которая их размножала, продолжала жить. Тем не менее, так сильна оказалась сатира в пьесе и поразительно красочно вышло изложение изложение действий самой ненавистной системы, что зрители с восхищением приветствовали Ревизора. И по сей день «Ревизор» высвечивает все те же проблемы, что вот уже много столетий актуальны для русского общества.

 

Надо сказать, что сам Гоголь вырос с написанием Ревизора. Всегда внимательный мастер, едва ли довольный первой версией истории или пьесы, постоянно меняющий и переписывающий все, он, похоже, уделял особое внимание совершенствованию этой комедии. Сюжет «Ревизора», как и «Мертвых душ», был предложен ему поэтом Пушкиным и основывался на истинном инциденте. Пушкин сразу узнал гений Гоголя и посмотрел на молодого автора как на восходящую звезду русской литературы. Их знакомство вскоре созрело в горячую дружбу, и Пушкин не упустил возможности поощрять и стимулировать ее в своих письмах и помогал Гоголю со всей мощью своего великого гения. Гоголь начал работать над пьесой в конце 1834 года, когда ему было двадцать пять лет. Она был впервые поставлена в Санкт-Петербурге в 1836 году.

 

Таким образом, Ревизор занимал сознание автора в течение двух лет и эта пьеса с точки зрения характеристик персонажей и драматической техники была почти безупречна. Но гораздо важнее тот факт, что пьеса стала новой вехой в собственном литературном развитии Гоголя. Когда он начал писать об этом, его амбиции не поднялись выше, чем сделать «Ревизор» чисто игривой комедией для чистого удовольствия, но постепенно, в ходе его работы над пьесой, возможности предмета разворачивались и влияли на всю дальнейшую карьеру писателя. Его искусство расширилось, углубилось и стало более серьезным. Если замечание Пушкина, что за смехом Гоголя чувствуются печальные слезы относится к некоторым из ранних произведений Гоголя, это еще вернее это высказывание к Ревизору и его еще более поздним работам.

 

Для Гоголя началась новая жизнь, о чем говорит он сам, когда его больше не трогали детские представления, а высокие идеи, полные правды. Пушкин заставил Гоголя серьезно взглянуть на правду жизни. Гоголь увидел, что в своих работах он тщетно смеялся, сам не зная почему. Он обратился к работе над вещами, над которым действительно надо смеяться. В «Ревизоре» Гоголь решил собрать свои знания о России, о всей несправедливости, которая практиковалась как на местах, так и ​​в человеческих отношениях. Справедливость требует от людей смеяться над всем этим, но это также смех сквозь слезы. Через смех зритель почувствовал глубокую печаль.

 

При строгой цензуре, которая существовала в царствование царя Николая I, потребовалось мощное влияние для получения разрешения на постановку комедии «Ревизор». Гоголь получил его благодаря своему другу, Жуковскому, которому удалось получить личное заступничество царя. Сам Николай I присутствовал на первом представлении в апреле 1836 года, и засмеялся и аплодировал, и, как говорят, заметил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!».

 

Естественно, официальная Россия не наслаждалась этим новшеством в драматическом искусстве, и среди чиновников не замедлило подняться возмущение. Булгарин возглавил атаку. Все, что обычно могло быть сказано против нового направления в литературе или искусстве, было сказано против Ревизора. Это было не оригинально. Это было невероятно, невозможно, грубо, вульгарно; пьесу обвиняли в том, что в ней отсутствовал сюжет. Мол пьеса — это устаревший анекдот, который все знали. Это был фарс, а персонажи были просто карикатурами. Критики возопили: «Что это за город, в котором не было ни одной честной души?»

 

Чувствительная природа Гоголя спасовала перед бурей, которая налетела на него после «Ревизора», и он бежал от своих врагов из России. «Делай, что тебе нравится на представлении пьесы в Москве», — пишет он Щепкину через четыре дня после первого представления «Ревизора» в Санкт-Петербурге. Гоголь не собирался  суетиться над тем, что вызвало большой шумный эффект. Все были настроены против писателя.

 

Но лучшие литературные таланта России, во главе с Пушкиным и Белинским, величайшим критиком, поддержали его.

Поделиться этим