Психология окружающей среды — наука, основанная в середине ХХ века, изучает отношения и зависимости между человеком и окружающей средой: материальной, географической, пространственной, архитектурной, виртуальной, социальной, культурной, экологической и психологической. Поэтому здесь важно влияние физических свойств среды, таких как звуки, формы пространства, на психику и поведение человека, а также практическое применение знаний о том, как человек функционирует в среде.
Психология окружающей среды также ставит вопрос о том, определяются ли изучаемые отношения человека и среды исключительно на уровне индивида или же возможны обобщения на уровень группы или общества. Кажется вероятным, что здесь решающую роль играет социальный контекст, а индивидуальные различия относительно невелики. В целом люди ведут себя одинаково в одинаковых пространствах, независимо от их индивидуальных особенностей. Конкретные места определяют специфический способ поведения, например, мы обычно не выходим в пижамах и тапочках на улицу (хотя есть примеры поведения, участники которых относятся к ближайшему соседству как к «продолжению дома» и позволяют себе одеваться небрежно). при походе в ближайший магазин или к соседу), мы не ложимся спать в ресторан и не молимся у бассейна.
Люди получают стимулы из среды, в которой они живут. Это связано с процессом восприятия, благодаря которому человек имеет связь с внешним миром, получает и анализирует информацию и может перемещаться в пространстве. Восприятие зависит от внимания и когнитивных искажений. Внимание – это внутренняя схема, позволяющая человеку выбирать раздражители из бесконечной массы поступающей к нему информации и сосредотачиваться на выбранных. С другой стороны, познавательная установка есть более ранняя подготовка к получению конкретной информации из окружающей среды. На восприятие также влияют человеческие знания и опыт, ситуационный, социальный и культурный контекст, а также индивидуальные особенности.
Восприятие возможно через органы чувств. Когда речь идет о пространстве, зрение играет основополагающую роль, поэтому так важны цвета и, например, противопоставление светлого и темного, насыщенное культурными смыслами. Осязание также важно, в то время как слух и обоняние играют меньшую роль в восприятии пространства.
Одним из основных понятий экологической психологии является личное пространство. Существует два типа личного пространства:
1) «воздушный пузырь» — неизменное пространство постоянных размеров, через которое мы не пускаем других; Определение Роберта Зоммера, основанное на клинических наблюдениях, подчеркивает защитную функцию личного пространства.
2) линейное пространство или переменная межличностная дистанция — определение Хейни Хедигера, расширенное Эдвардом Т. Холлом, было создано на основе наблюдений за животными: в зависимости от расстояния до другого животного существует дистанция борьбы или бегства.
Понятие личного пространства связано с категориями плотности и тесноты. Плотность — это объективное скопление людей на данной площади, а субъективное восприятие — скученность. Это вызывает чувство стресса, когда доступного пространства меньше, чем хотелось бы. Стресс зависит от предыдущего опыта скученности — тому, кто вырос в крохотной квартирке с большой семьей, легче переносится стесненность. Даниэль Стоколс утверждает, что условиями заторов являются: стимулирующая перегрузка, ограничение свободы выбора поведения и дефицит ресурсов по отношению к числу желающих ими воспользоваться. Это означает, соответственно: избыток стимулов, генерируемых другими людьми (их присутствие, звуки, тепло, прикосновение); необходимость быть вынужденным оставаться вместе с ними в ограниченном пространстве; нехватка свободного места (ср. Bańka 2002, p.
Уже в 1895 году Гюстав Лебон писал о специфике поведения людей в толпе. В 1960-х годах Джон Кэлхун, основываясь на исследованиях на крысах, ввел ставшую уже классической концепцию: поведенческий сток. Это значит, что особи, привыкшие жить в стесненных условиях, все равно толпятся, несмотря на то, что есть пространство. Вот как они создают вторичные плотности. Реакцией на сложную ситуацию является гиперактивность и агрессия одних и пассивность других – одни животные кусают других. Это понятие было принято для описания поведения людей в сложных пространственных условиях.
Эффект скученности заключается в уменьшении или даже потере площади уединения, необходимой для правильного функционирования человека. Это вызывает чувство потери контроля над пространством вокруг себя. В толпе человек постоянно подвергается контакту с другими людьми, даже если не хочет, поэтому не может свободно распоряжаться своим личным пространством.
ВВ сложных условиях неизбежно возникает экологический стресс — связанный с местом. Стресс может быть вызван параметрами пространства и/или присутствием других людей. К факторам стресса могут относиться, например, размер помещения (слишком большой, слишком маленький, слишком высокий, слишком низкий), освещение (слишком мало, слишком много, плохое качество света), шум или раздражающая тишина, колебания и вибрации, температуры (диапазон от горячего до холодного), а также вышеупомянутые заторы. Стоит отметить, что личное пространство различается в зависимости от культуры, в которой вырос человек (подробнее об этом далее по тексту).
Одним из самых выдающихся исследователей космоса, навсегда изменившим наш взгляд на место социальных взаимодействий, является Холл, автор знаменитой работы «Скрытое измерение» (1966/1992). Холл, как он признается во вступлении, в своих исследованиях пространства, которым пользуется человек в жизни, обращал внимание на вещи, «принимаемые как очевидные» и которые при ближайшем рассмотрении оказываются вовсе не очевидными. Холл ввел термин «проксемика», чтобы обозначить область своих интересов.
Самые известные открытия Холла касаются структуры пространства, расстояний и культурных детерминант проксемики. Холл описывает структурную модель пространства, используемого людьми, в которой можно выделить три области:
- постоянное пространство — постоянно организованное: здания, топография городов, интерьеры домов (однако то, что является постоянным в одной культуре, может быть полупостоянным в другой, и наоборот);
- полупостоянное пространство — например, расстановка мебели в комнате; В этой категории Холл различает социальные и несоциальные пространства, то есть те, которые благоприятствуют взаимодействию и препятствуют ему. Автор указывает, что установка кресел под прямым углом друг к другу способствует беседе, а установка их рядом или друг напротив друга препятствует беседе;
- неформальное пространство — межличностные дистанции.
Описывая дистанцию, которую люди держат друг от друга, мы открываем схему, с помощью которой мы регулируем дистанцию между собой и другими людьми. Холл различает:
- расстояние интимный(проксимальная и дистальная фазы: 14-45 см);
- расстояние индивидуальный (проксимальная фаза 45-75 см, фаза дистальный 0,75-1,2 м);
- расстояние социальный (фазовый доводчик 1,2-2,1 м, фазовый дистальный 2,1-3,6 м);
- расстояние общедоступный (фазовый доводчик 3,6-7,5 м, фазовый выше 7,5 метров).
Каждую из этих дистанций люди используют рефлекторно и бессознательно, в зависимости от социальной ситуации и человека, которому предстоит с ними взаимодействовать. Очень важно отметить, что исследования Холла касались взрослых американцев из среднего класса, с севера США, т.е. группы со строго определенным культурным профилем (а они касались 1960-х гг.). Автор подчеркивает, что это не универсальная закономерность и не может быть распространена на другие культуры.
Здесь мы подходим к открытиям, особенно ценным для антропологии культуры, а именно к описанию межкультурных различий в использовании пространства со многими примерами. Холл сначала описывает немцев, англичан и французов и способы использования пространства, типичные для каждой из этих культур. Затем он переносит нас в более экзотические культуры, где космос понимается иначе, чем в Европе, — в Японию и арабский мир. Из его рассуждений вытекает чрезвычайно важный вывод: именно интериоризированные культурные нормы являются важнейшим фактором, определяющим восприятие пространства, а значит, и ощущение тесноты, чувство межличностной дистанции, ощущение потерянности или уверенности в своем город, комфортное или некомфортное ощущение в меблированной квартире и т. д.
Холл написал свою книгу в 1960-х годах, поэтому многие его наблюдения касаются традиционных японских и арабских культур, а также европейских и американских культур, которых сегодня уже нет. В эпоху глобализации, после больших цивилизационных изменений, мир стал намного однороднее и не все обычаи будут так шокировать пришельца из другой культуры. Однако, несмотря на эти оговорки, книга Холла остается одним из самых выдающихся изданий, посвященных космосу в гуманистическом смысле, и обязательна к прочтению всем, кто интересуется этой темой.