Тело в процессе изменения — цивилизация тела

yurii Фев 28, 2023

Тело человека в физическом смысле меняется очень медленно. Эволюция биологических предрасположенностей человека, связанных с его телом, совершенно незаметна для нас. Однако социальное и культурное значение, приписываемое телу, меняется. В этом контексте мы можем говорить об истории тела и его цивилизации, которая принимает форму расширения сфер эмоционального контроля и регуляции влечений. Во времена, предшествовавшие продвинутому процессу цивилизации тела, человеческое поведение в малой степени подчинялось организованным и более строго определенным социальным нормам. В действии преобладала стихийность, которая нередко приводила к агрессии и прямому насилию. Изменение, заключающееся в ограничении спонтанности эмоциональных рефлексов и импульсивного контроля,

Второй причиной изменений стало создание централизованных органов власти с институтами насилия и санкцией рационального использования внешнего принуждения. Можно предположить, что с этого момента начинается процесс цивилизования организма. Стоит отметить, что процесс цивилизования тела не является необратимым процессом. Примерами здесь могут служить поведение людей в экстремальных ситуациях, например, во время войн или стихийных бедствий, например, во время относительно недавней войны в Югославии.

Норберт Элиас, анализируя изменения в обычаях средневековой Европы, выделял две стадии процесса цивилизования тела: социализацию и рационализацию. Крис Шиллинг, анализируя подход к телу современного человека, добавил еще один этап его цивилизации, а именно индивидуализацию. Рассмотрим содержание каждой из стадий цивилизационного процесса.

Социализация тела

Представляя процесс социализации тела, мы должны в своем воображении вернуться к тем временам, когда социальная структура и организация обществ не были на известном нам сегодня уровне. Процесс цивилизования человеческого тела начался в раннем Средневековье, хотя механизмы управления эмоциональностью и определения смысла тела можно увидеть во всех обществах с развитой иерархической властью.

Цивилизация тела в Европе была бы невозможна без возникновения института двора и собравшегося вокруг него народа — аристократии. Появление двора и «тела» короля, подлежавшего защите от спонтанных проявлений агрессии, которые могли иметь место между придворными, привели к созданию первых кодексов приемлемого поведения. Элиас указывает, что процесс определения правильного и неправильного поведения привел к тому, что социальные значения были записаны в само тело. Ценность тела отмечалась в зависимости от социального положения личности. «Тело» царя имело особую ценность, а поведение в его присутствии прикрывалось подробным обрядом и этикетом.

Так как насилие и агрессия при дворе были запрещены, то они могли проявляться только в косвенной форме — в виде интриг, заключения союзов, предсказания действий и их последствий. Подавление спонтанных побуждений, торможение аффектов, рефлексия за пределы момента к прошлым цепям причин и будущим цепям следствий — все это аспекты одной и той же эволюции поведения, той самой эволюции, которая по своей сути сопровождает монополизацию физического насилия, удлинение цепей. взаимодействия и расширения взаимозависимости в социальном пространстве. Это эволюция поведения в смысле «цивилизации». Конечно, существовали обряды, дающие возможность прямой агрессии (например, рыцарские турниры, охота, дуэли), но насилие безвозвратно удалялось из царской среды.

Из-за ограничения возможности прямого выражения эмоций и использования агрессии функционирование людей при царском дворе перестало зависеть только от силы и физической подготовки. Стало более важным тщательно придерживаться приемлемых норм поведения и «представлять себя» надлежащим образом. «Придворный человек хозяин своих движений, взглядов, выражений, он глубок и непроницаем, он прячет свои заботы, он улыбается своим врагам, он подчиняет свои наклонности, он прячет свои страсти, он лжет сердцу, он говорит и действует вопреки тому, что он чувствует». Нацеленность на производство впечатления приводила в субъективном отношении к повышению уровня контроля над собственными эмоциями, что, в свою очередь, приводило к интериоризации норм поведения, связанных с телом. Также следует помнить, что из-за отсутствия разделения на общественную и частную сферы,

Вторым элементом процесса социализации тела, на который указал Элиас, было усиление контроля над функциями тела. Раньше они регулировались ритмом, а также потребностями природы и биологии. Социализация тела привела к социальным нормам, охватывающим такие телесные действия, как сон, дефекация и половой акт. Все эти телесные действия были удалены из поля зрения и присутствия других людей и перемещены в специально отведенные места.

Следствием функционирования кодов savoir-vivre стало появление четкой социальной дистанции между «цивилизованными людьми» и другими социальными классами. Также существовала четкая психологическая и физическая дистанция между взрослыми и детьми. Ребенок, чтобы стать цивилизованным взрослым, должен был пройти интенсивную тренировку эмоционального контроля. Кроме того, косвенные формы выражения агрессии при царском дворе и необходимость предвосхищения реакции окружающих привели к возникновению тенденции к психологизации, поиску причин и связей между поступками людей, что, по мнению Элиаса, должно было стать приобщение к следующему этапу окультуривания тела — его рационализации.

Ограничение выражения эмоций привело к возникновению социальных практик, в которых могли найти выход подавленные эмоции. Сегодня спорт стал предохранительным клапаном социализированных и рационализированных эмоций. Благодаря ему люди могут испытывать неконтролируемые всплески эмоций. Другие способы высвобождения контролируемых эмоций видны в популярности чрезвычайно кровавых и жестоких фильмов, благодаря которым мы также можем испытывать бурные и глубокие чувства «цивилизованным» способом. В этом контексте также относительно легко объяснить популярность жестоких компьютерных игр, особенно популярных среди молодых людей, которые все еще участвуют в тренинге по «цивилизации» своих телесных эмоций.

Поделиться этим