Серьезной проблемой международных финансовых и общеэкономических отношений на протяжении многих лет является глубокий, долговременный платежный дисбаланс по основным направлениям экономических потоков. Он выражается в постоянном положительном сальдо счета текущих операций одной группы стран и соответствующем столь же хроническом дефиците счета текущих операций другой группы стран. К странам с профицитом счета текущих операций относится, прежде всего, Китай, чей продукт на душу населения, несмотря на огромный прогресс, все еще составляет лишь 1/20 соответствующего показателя для США. Однако в результате Китай обладал крупнейшими валютными резервами в мире (более 2,5 трлн долларов).
В группу профицитных стран входят и другие азиатские страны, например Япония. При этом высокие профициты имеют нефтяные страны Ближнего Востока, а в Европе прежде всего Германия. Среди стран с дефицитом первое место занимают США.
США пользуются привилегией позиции доллара в международной валютной системе — возможностью финансировать дефицит счета текущих операций в собственной валюте, что снижает потребность в накоплении валютных резервов. Страна уже много лет импортирует больше, чем экспортирует, и финансирует свой дефицит счета текущих операций за счет выпуска внутренних денег. США финансируют часть своего торгового дефицита за счет выпуска казначейских облигаций с относительно низкой процентной ставкой, купленных центральными банками других стран. Привилегированное положение доллара США позволяет Соединенным Штатам выпускать ликвидные и краткосрочные иностранные обязательства и инвестировать в неликвидные и долгосрочные иностранные активы,
Создание международной валюты может стать источником финансирования дефицита государственного бюджета. Это преимущество связано с функцией международных денег как средства накопления в официальной сфере, т. е. с ролью резервной валюты. Китай обладает крупнейшими валютными резервами в мире. Центральный банк Китая инвестирует большую часть своих валютных резервов в активы, номинированные в долларах США, в основном в облигации. Другие азиатские центральные банки делают то же самое. Азиатские инвестиции в долговые ценные бумаги США являются важным источником финансирования дефицита бюджета США.
Легкий источник финансирования может привести к его чрезмерному использованию. Примером может служить ситуация с правительством США, которое в 2001 г. инициировало экспансивную налогово-бюджетную политику, а затем поддерживало высокий бюджетный дефицит, пользуясь легким доступом к кредитам, предоставляемым азиатскими центральными банками. Это, в свою очередь, помогло финансировать потребительский бум в США, резкий финал которого мы наблюдали в 2008 г..
Резюме
Принимая во внимание соотношение экономических сил и перспективы дальнейшего укрепления позиций Китая, можно отметить, что особенностью современного МВД является асимметрия, при которой доллар является основной мировой валютой с 1940-х гг.
В 20-м веке евро не достиг положения мировой валюты ни в одной из своих функций в частной и официальной сферах, а роль иены как ключевой валюты маргинальна. Также стоит вопрос о юане как ключевой валюте, на что указывает трансформация баланса экономических сил, снижение значения Японии и рост торгово-экономического потенциала Китая.
Выводы, сделанные на основе проведенного анализа, свидетельствуют о том, что значение доллара США и евро как основных валют в ближайшее время сохранится. Однако вследствие кризиса в среднесрочной и долгосрочной перспективе денежная система может эволюционировать в сторону мультивалютной модели. Это связано как с системным риском, связанным с доминированием одной валюты, так и с растущим значением развивающихся стран. Экономическая история показывает, однако, что изменение статуса денежной единицы в денежной системе — процесс, характеризующийся большой инерцией, поэтому в краткосрочной перспективе существенных изменений ожидать не приходится.