Социальная рыночная экономика в глобализованном мире

yurii Янв 23, 2018

 

Социальная рыночная экономика часто противопоставляется англо-саксонской модели капитализма. Хотя термин «социальная рыночная экономика» в его первоначальном понимании используется в основном в Германии и Австрии и по всей Европе, мы находим целый ряд различных подходов к социальной политике и политике здравоохранения — с гораздо большими последствиями для государственных расходов, социальных взносах и налоговых ставках, а также роли и обязанностях государственного сектора, частного сектора и отдельных лиц.

Все эти модели имеют общее видение того, что необходимо для социальной сплоченности. Все они направлены на обеспечение всестороннего охвата всего населения стандартным набором защиты от рисков, включая безработицу, бедность, болезни и инвалидность, а также старость; кроме того, существуют льготы в денежной и натуральной форме для семей, чтобы, наличие детей не приводило к экономической незащищенности. И в более широком смысле это стремление также включает равенство в доступе к качественному образованию. Еще одна цель, хотя и не явная, состоит в том, чтобы сохранить неравенство доходов на низком уровне; большинство европейских стран используют свои налоговые и системы и системы льгот, а также услуги именно с этой целью.

 

Одна из главных критических замечаний европейской социальной модели заключается в том, что она является дорогостоящей и тормозит экономический рост.

 

Европейские страны возглавляют лигу общественных социальных расходов. Франция возглавляет список, при этом около 33% ВВП будет направлено  на социальную защиту, в то время как в Австралии, Швейцарии и США государственные социальные расходы составляют около 20% ВВП, а в Канаде — 18%. Все эти страны имеют большие доли частных социальных расходов, в частности, для пенсий и здравоохранения.

 

Однако частное обеспечение социальной защиты не обязательно означает сокращение расходов. Европейские страны и Соединенные Штаты имеют аналогичные уровни социальных расходов, так как есть два фактора: во-первых, во многих европейских странах налоговые социальные отчисления, что означает, что государство сковывает часть расходов — это приводит к чистым государственным расходам; и, во-вторых, Соединенные Штаты и несколько других стран предоставляют налоговые льготы работодателям и отдельным лицам для содействия частному обеспечению социальной защиты, в частности для здравоохранения и пенсий.

 

Поскольку частные социальные расходы в Соединенных Штатах намного больше по сравнению с другими странами, это приводит к тому, что Соединенные Штаты 23-и в рейтинге брутто-социальных расходов на социальные нужды и на втором месте после Франции, если сравнивать чистые общие социальные расходы между странами. Тем не менее, последствия по социальной защите  для разных групп людей могут быть самыми разными.

 

Структура населения является ключевым фактором. Страны с молодым населением гораздо реже имеют более высокие показатели соотношения социальных расходов и ВВП, чем страны с пожилым населением, но имеют большую долю расходов на образование. Доля пожилых людей в населении составляет около 15% по всей ОЭСР, и в среднем они «получают» 40% всех государственных расходов на образование и социальную политику. В странах, где только один из десяти человек или менее старше 65 лет, только четверть социальных расходов приходится на пожилых людей. В Японии и Италии, где 1 из 5 граждан старше, около 60% всех общественных социальных и образовательных расходов приходится на пожилых людей. Таким образом, старение населения станет ключевой движущей силой будущего роста социальных расходов.

 

Пенсии в ОЭСР и перспективы пенсионного обеспечения ОЭСР показывают, что во многих странах пенсионные реформы улучшили финансовую устойчивость пенсионных систем. Кризис привел к более быстрым реформам и более быстрым этапам уже принятых изменений, например, в Греции, Испании и Италии. Темпы и содержание реформ варьировались в разных странах, но общая цель заключалась в том, чтобы способствовать увеличению продолжительности жизни. В то время как Германия была первой, кто вышел за рамки 65-летнего возраста, многие страны последовали, и теперь можно сказать, что «67 — это новые 65». Часто пенсионные обещания для будущих пенсионеров были снижены, и все больше стран вводят автоматические связи ключевых параметров пенсии в будущее увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Некоторые страны также поощряют частные пенсионные сбережения.

 

Системы льгот для населения трудоспособного возраста были особенно испытаны Великой рецессией. Поскольку пособия по безработице заканчиваются после определенных периодов, а во многих европейских странах возрастает безработица, в последнее время большее давление оказывают на системы социальной помощи. Важно сохранить эти схемы, а также продолжать помогать людям в получении этих преимуществ на рынке труда.

 

Политические меры по стимулированию создания рабочих мест должны быть экономически эффективными и сосредоточены на наиболее уязвимых группах. Программы на рынке труда могут иметь значение, и больше инвестиций в обучение облегчит повторное трудоустройство лиц, ищущих работу. Как показали отчеты  ОЭСР — навыки очень неравномерно распределены, и это является основным источником укоренившегося неравенства.

 

Даже в глобализованном мире эта основополагающая философия европейской политики благосостояния вряд ли изменится. Правительства будут продолжать преследовать цели всеобъемлющего охвата с высокой степенью участия государственного сектора, будучи прямым поставщиком или регулятором и надзирателем частного обеспечения.

 

Что делать, если социальная рыночная экономика и, точнее, политика социального обеспечения были не только моделью для Европы, но и предпосылкой для устойчивого роста в развивающихся странах и странах с развивающейся экономикой? Социальная политика слишком часто рассматривается как неспособная или даже угрожающая для роста в странах с формирующимся рынком, но лучшая модель благосостояния в странах с формирующимся рынком может помочь во многих отношениях:

 

На мировом рынке талантов она может помочь людям развивать свои навыки, чтобы они были хорошо подготовлены к постоянно развивающемуся рынку труда и могут претендовать на повышение заработной платы.

Это может также кардинально объяснить более однородную систему налогообложения, предусматривающую комплексную пенсионную систему и позволяющую более частное потребление.

Эффективная социальная система может также повысить доверие граждан к их учреждениям и руководящим органам.

Европейская социальная модель продолжит адаптироваться к меняющемуся глобальному контексту. Это потребует структурных реформ, которые неизбежно будут иметь победителей и проигравших, а потому временами будут политически сложными.

Поделиться этим