История Советского государства после окончания Отечественной войны, со второй половины 40-х, и 80-х гг. характеризуется в немалой степени и яркими страницами. Прежде всего следует отметить сложную международную обстановку, в которой пришлось действовать Советскому государству в эти годы. После Второй мировой войны обстановка в мире сложилась совершенно не такая, как планировали союзники по антигитлеровской коалиции в конце войны. Вместо дружеских отношений бывших союзников мир столкнулся с тем, что после окончания войны образовались две различные политические линии, две противоположные платформы.
Одну из этих платформ отстаивали Советский Союз и страны народной демократии, образованные в конце войны, а вторую платформу представляли Соединенные Штаты Америки и их союзники — Англия, Франция и другие. Забегая несколько вперед, отметим, что Советский Союз в послевоенные годы, хотя и сам очень нуждался во многом, оказывал большую помощь в социально-экономическом развитии странам народной демократии. Кроме того, в те годы десятки тысяч советских специалистов приняли участие в налаживании промышленности и сельского хозяйства, в развитии науки и культуры в этих странах. Одновременно на заводах и фабриках Москвы, Ленинграда, Урала, на полях Украины и Кубани появились посланцы Болгарии и Румынии, Китая и Албании, Польши и других стран. Вместе с нашими рабочими и инженерами они стояли у станков и конвейеров, склонялись над чертежами и расчетами, перенимали опыт, учились. Впервые в наших учебных аудиториях и общежитиях появилось такое большое количество зарубежных студентов.
Известно, что в конце 50-х гг., например, только по долгосрочным соглашениям наша страна оказывала помощь странам социалистического содружества в сооружении более 620 крупных промышленных объектов и 190 отдельных цехов и установок, Наиболее крупные поставки оборудования осуществлялись в Китайскую Народную Республику, Болгарию, Польшу, Румынию. В КНР при участии СССР строилось 291 предприятие, в Польше — 68, в Румынии — 60, в Болгарии — 45, в КНДР — 30 и т. д.
Развитие противоречий между этими блоками привело к тому, что мировая история в конце 1946 г. сделала очередной зигзаг, вернувшись на колею военно-политического противоборства. Идея и практика всеобщего мира, не успев утвердиться, стали активно разрушаться противостоящими силами.
США, занявшие позицию лидера в результате изменения «баланса сил» в капиталистическом мире, взяли на себя после войны роль доминирующей силы в капиталистическом мире.
Усилившиеся в результате войны экономические и военные возможности США вселяли в американские правящие круги уверенность в том, что как Западная, так и Центральная и Юго-Восточная Европа представляют тот «вакуум силы», заполнив который, США смогут обеспечить себе главенствующие позиции в послевоенной системе международных отношений и осуществлять в отношении СССР политику давления.
В этой обстановке в международных отношениях возникла двухполюсная структура, в которой роль главных антагонистов принадлежала СССР и США. Нередко истоки этого явления усматривают только в несовместимости идеологий двух «сверхдержав», однако в основе их конфликта лежали и глубокие геополитические причины, столкновение интересов Советского Союза и Соединенных Штатов, прежде всего на Европейском континенте. Серьезное значение имел и тот факт, что СССР и США выступали в качестве лидеров различных общественно-политических систем. С этих пор практически и началась так называемая «холодная война» между Советским Союзом и США и их союзниками.
Серьезный толчок к началу развязывания «холодной войны» дало выступление Черчилля в марте 1946 т. в Фултоне (США) в присутствии президента Трумена. Вслед за этим последовало интервью И. Сталина, в котором он назвал Черчилля поджигателем войны. После этого «холодная война» приобрела характер жестокого военно-политического противостояния СССР и США и положила начало невиданной в мировой истории по масштабам гонки вооружений и созданию двух военно-политических блоков.
В годы «холодной войны» правила игры на международной арене до крайности упростились. Сверхидеологизация межгосударственных отношений породила черно-белое видение мира, который четко делился на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». Каждый «выигрыш» США автоматически рассматривался как «проигрыш» СССР, и наоборот. С точки зрения главных участников конфронтации, квинтэссенцию внешнеполитической мудрости выразил старый лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». В соответствии с этой логикой каждая страна должна была четко определить свое место в этом глобальном противостоянии.
«Холодная война» во многом была выбором американских политиков, которые искали средства мобилизации своего общества на поддержку силового глобалистского курса Вашингтона. Состояние «холодной войны» позволяло Сталину поддерживать в нашем обществе ощущение «осажденной крепости», необходимое ему для укрепления режима личной власти.
Идеология и практика сталинизма, в свою очередь, наложили негативный отпечаток на взаимоотношения Советского Союза с внешним миром. Эти отношения базировались прежде всего на представлениях о неминуемом и близком крахе буржуазного строя, о непримиримости противоречий между социализмом и капитализмом.
В той острой пропагандистской полемике, которая велась в условиях начавшейся после окончания Второй мировой войны «холодной войны» по вопросам о том, кто виноват в установлении «железного занавеса» и развязывании «холодной войны», полемике, отзвуки которой имеются и в современных трудах историков, на второй план отходил вопрос об экономических последствиях послевоенного раскола Европы. Раскол Европы и «холодная война» ставили США и их союзников в более выгодные экономические условия. Дело в том, что в зону влияния СССР вошла большая часть территорий и стран, сильнее всего пострадавших от войны (Польша, Восточная Германия, Венгрия, Румыния и другие восточно-европейские страны). Разоренный войной Советский Союз в силу союзнических отношений был вынужден взять на себя дополнительное бремя по восстановлению разрушенной экономики и этих стран.
Как известно, после окончания Второй мировой войны заметно изменилась политическая карта мира. Разгром фашистских режимов, военное поражение гитлеровской Германии, Италии и Японии значительно уменьшили силы международной реакции. Англия, Франция и некоторые другие страны вышли из войны заметно ослабленными. В Европе от системы капитализма одна за другой отпали Албания, Болгария, Восточная Германия, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия. В Азии это удалось сделать народам Китая, Северной Кореи и Северного Вьетнама. Население этих 11 государств составляло более 700 млн. человек.
Победа революции в ряде стран Европы и Азии привела к появлению на земном шаре весьма значительной группы государств с однотипной экономической основой — общественной собственностью на средства производства, с одинаковым государственным строем, с единой идеологией — марксизмом-ленинизмом.
Расширение после Второй мировой войны сообщества стран, вставших на социалистический путь развития, не привело к ослаблению идеологической борьбы. Большинство из этих стран также было втянуто в орбиту конфронтационного противостояния, что создавало благоприятную обстановку для навязывания им сталинской модели социалистических преобразований.
Противостояние двух систем в конечном счете привело к возведению «железного занавеса» — политики почти полного разрыва внешнеторговых, научно-технических, культурных, общественных и личностных связей.
В процессе политического размежевания переставали действовать многие соглашения, принятые в конце войны, и учреждения, созданные для поддержания мира и сотрудничества. В ООН была парализована работа по коренным вопросам разоружения и мира.