Характерной чертой современного общества является производство услуг и информации, значительно превышающее производство товаров. Это подтверждается данными США, стран Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, с конца 1990-х годов доля ВВП, произведенного в сфере услуг, в США возросла с 74 до 81%, в Японии доля услуг аналогично увеличилась с 64 до 71%, в Великобритании — с 72 до 80%. Сейчас в США в сфере услуг работает 75% всех занятых, при этом здесь сконцентрировано более 80% работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации; это касается прежде всего, науки, образования, здравоохранения, телекоммуникаций, компьютерных, инжиниринговых, управленческих услуг[1].
Приведенные данные показывают, что главной отличительной особенностью современного этапа является рост доли невещественного продукта-услуги.
Доминантное значение занимает такая услуга, как «производство знаний». Для такой ориентации производства требуется участие в производственном процессе самих потребителей, предоставляющих исходную информацию о предпочтительном исполнении заказа производителю. Подобного рода продукт, в котором реализуется непосредственная связь, интерактивное отношение производителя и потребителя, составляет главную отличительную особенность товара-услуги. В современных условиях роль и значение таких товаров, которые по существу лишены «классической» натурально-вещественной формы и которые заключают в себе непосредственно индивидуализированную связь потребитель — производитель, проходят по всей цепи воспроизводственного процесса.
На разных уровнях экономической деятельности (домашнее хозяйство, фирма, отрасль, регион, народное хозяйство) в постиндустриальном обществе услуги все шире включаются в материально-вещественную структуру производства и потребления. В США «третичный сектор» ныне обеспечивает 73% ВНП, в ЕС — 63% ВНП и 62% от числа занятых, для Японии эти показатели составляют 59% и 50% соответственно[2].
Предпосылки встраивания услуговой деятельности в материально-вещественную структуру производства имеют следующие основания:
- наличие в системе производительных сил инфраструктурных элементов, функционирование которых создает общие условия производства и является мощным динамическим фактором организации производственного процесса;
- развитие объективного процесса роста взаимосвязанности и взаимозависимости в экономической системе, изменения на этой основе ролевых функций и ответственности обслуживающих производств;
- появление и включение в хозяйственный оборот неизвестных или малозначимых ранее ресурсов, в число которых по праву становится невещественный ресурс — услуга (информация);
- преобразование отраслевой организации производства в сетевую, с преобладанием концентрического принципа организации, при котором вокруг собственно производства (промышленного ядра) формируется система мощной инфраструктуры;
- интенсификация процесса диффузии нематериального производства в сферу производства материального, обусловленная усложнением экономической среды и необходимостью приспособления к ней хозяйствующих субъектов с целью снижения прямых и косвенных издержек.
Важно иметь в виду, что в условиях высокотехнологичной экономики во всех сферах растут объемы такой деятельности, которая не может быть отнесена строго к тому или иному сектору производства. В середине 1970-х годов исследователи отмечали: хотя почти 50% активного населения США находит применение своим способностям в третичном секторе, лишь немногим более 23% непосредственно вовлечено в предоставление услуг конечным потребителям. Справедливо и обратное: согласно некоторым расчетам, на промышленных предприятиях, применяющих труд более ста работников, лишь 60% из них заняты производственными операциями, причем этот показатель падает до 55% на предприятиях с числом занятых более тысячи; остальные работники представляют управленческий персонал, осуществляют информационное обеспечение работы предприятия или заняты в научно-исследовательских разработках[3]. Иными словами, в материальном производстве невещественные блага создаются в такой же степени, как и блага вещественные. При этом та доля труда, которая представлена услуговой деятельностью в системе материального производства, представляет промежуточный продукт, называемый производственными услугами. Надо заметить, что затраты на обслуживание в системе материального производства представляют собой так называемые непроизводственные затраты. Услуги учреждений, которые предоставляют различного рода невещественные блага (аудиторские, консультационные, финансовые и прочие услуги), являются конечным продуктом соответствующих отраслей сферы нематериального производства. Рост масштабов материального производства объективирует расширение и развитие сектора «деловых услуг», рыночной инфраструктуры.
В мировой практике к деловым, или профессиональным, услугам по экономике и управлению принято относить[4]:
- аудит;
- бухгалтерское обслуживание;
- юридическое обслуживание;
- управленческое консультирование;
- инжиниринг;
- деловую информацию;
- рекламу и отношения с общественностью;
- тренинг;
- рекрутмент;
- обеспечение информационными технологиями;
- инвестиционное обслуживание.
Деловые услуги представляют собой виды деятельности, осуществляющие макро- и микроэкономическое регулирование и поддержание оптимальных пропорций экономики, занятые обслуживанием основного и инфраструктурного производства, государственным управлением. Деловые услуги, представляя собой своеобразную форму регулирования экономических процессов, таким образом, являются альтернативой централизованной форме управления народным хозяйством. Являясь методом внедрения научных знаний в экономику, деловые услуги выполняют те функции ее реализации, которые в менее либеральных системах берет на себя централизованное управление и планирование.
Роль деловых услуг в социально-экономическом развитии определяется тем, что эффективное управление создает основу для роста экономического благосостояния и социальной удовлетворенности населения.
Функции деловых услуг:
- формирование компонентов систем управления (кадры, информация, техника управления);
- осуществление текущего обслуживания процессов управления (переподготовка, подбор и оценка кадров, постановка учета, юридическая и информационная помощь);
- оказание услуг по управленческому консультированию;
- создание, распространение, внедрение управленческих нововведений.
Деловые услуги через разветвленную сеть организаций влияют на формирование стандартов, предъявляемых качеству управления; адресно распространяют информацию о перспективных разработках в области структур процессов и методов управления. Профессионалы, оказывающие деловые услуги, выступают в роли «дополнительного», временного работника, которого не всегда целесообразно иметь в постоянном штате предприятия, что способствует сокращению затрат и лучшему использованию ресурсов на управление.
Все перечисленные выше деловые услуги объединяет независимость производителей таких услуг от административной структуры их получателя и то, что эти услуги оказываются на основе применения отдельных научных и профессиональных знаний.
Отличие состоит в том, что часть деловых услуг (управленческое консультирование) предполагает предоставление советов и рекомендаций (консультирование), а другие профессиональные услуги (аудиторские, юридические, бухгалтерские, рекрутментские и т. д.) предполагают выполнение внешними специалистами определенных функций менеджмента вместо штатных менеджеров и специалистов предприятия[5].
Часть услуг не вписывается в вышеуказанное понятие внешних профессиональных услуг, поскольку существуют и так называемые внутренние консультанты, которые составляют штатную консультационную структуру в ряде фирм. С внешними консультантами их роднит относительная независимость от административной структуры организации. В работе внешних консультантов практикуются формы, близкие к работе внутренних консультантов, в частности абонементное обслуживание.
В настоящее время большинство фирм и индивидуальных профессионалов, предоставляющих деловые услуги, одновременно занимаются и консультированием в своей области. Такое переплетение видов профессиональной деятельности по оказанию деловых услуг приводит к тому, что всю эту отрасль ошибочно называют консалтингом.
А. П. Посадский отмечает[6], что в российской практике всю совокупность оказываемых хозяйственным руководителям услуг по экономике и управлению принято называть обобщенным термином «консалтинг». Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений определяют в этом случае термином «менеджмент-консалтинг», или «управленческое консультирование».
В. И. Алешникова делает вывод[7], что консультационные услуги — часть деловых (профессиональных) услуг, а управленческое консультирование — один из видов консультационных услуг.
Термин «консалтинг» в настоящее время широко используется как в экономической литературе, так и в хозяйственной практике. Консалтинг упоминается и в ряде российских нормативных документов, определяющих условия деятельности предприятий, а в частности и органов власти. О консалтинге говорится, например, в постановлениях Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», от 18 декабря 1995 г. № 1256 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996—1997 годы», от 13 октября 1995 г. № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Этот термин используется и в ведомственных документах, например, в приказе Министерства юстиции РФ от 30 октября 1998 г. № 152 «Об утверждении Устава Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации», приказе МНР РФ от 22 января 2001 г. № 56 «О лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды», приказе МНС РФ от 8 октября 1999 г. № АП-3-15/317, утвердившем Устав Федерального государственного учреждения «Центральная консультационная служба Министерства Российской Федерации по налогам и сборам». Упоминается консалтинг и в международных соглашениях Российской Федерации, например, в подписанном в Вене 8 ноября 1993 г. соглашении с Австрией о торговле и экономическом сотрудничестве.
Вместе с тем, в нормативных документах не раскрывается сущность консалтинга. Такая ситуация вполне допустима, когда существует общепринятое определение, однако в случае с консалтингом все обстоит иначе: общепринятое определение отсутствует как в общей, так и в специальной литературе. Авторы, пишущие о консалтинге, дают различные трактовки этого понятия — от очень узких, сводящих консалтинг к оказанию консультационных услуг в том или ином сегменте рынка, до очень широких, отождествляющих консалтинг практически со всей сферой услуг. Так, например, авторы «Большого толкового словаря русского языка»[8] определяют консалтинг как деятельность по изучению структуры рынка, рыночных цен и тенденций их изменения, приравняв по сути консалтинг к маркетингу. Напротив, Э. А. Уткин в своей работе «Консалтинг»[9], где сделана исключительно плодотворная попытка комплексного анализа консалтинга, относит к консалтингу практически все сторонние для предприятия-пользователя услуги — от консультаций в области управления до обеспечения безопасности. При этом, считая, что определение консалтинга быстро изменяется и наполняется новым содержанием, автор относит к устаревшим понимание консалтинга как работы специализированных организаций по экономическому, финансовому, торговому консультированию предприятий, фирм, предпринимателей.
Между тем, если исключить некоторые содержательные (смешение объектов консалтинга разного уровня) и терминологические (фирма является предприятием) неточности, приведенное определение в наименьшей степени противоречит существующим определениям консультирования и консультаций и, следовательно, наиболее точно отражает сущность консалтинга.
Действительно, в переводе с английского языка консалтинг означает консультирование. Консультировать, в свою очередь, означает давать советы. Таким образом, консалтинг в общем виде — это предоставление советов специалистами тем, кто в них нуждается. Учитывая, что в условиях рынка консалтинг является одним из видов бизнеса, приведенное определение можно уточнить следующим образом: консалтинг представляет собой деятельность, осуществляемую по заказу клиента специалистами, специализированными предприятиями и организациями в пределах своей компетенции, результатом которой является выработка рекомендаций по решению поставленных проблем.
Важно отметить, что в рамках консалтинга специалисты вырабатывают рекомендации, но не реализуют их. Этим, строго говоря, консалтинговая деятельность отличается от любой другой.
На практике, стремясь сохранить клиентов и приобрести новых, консалтинговые фирмы и отдельные консультанты расширяют перечень оказываемых услуг, включая в него сопутствующие консалтингу услуги. Нередко консультанты занимаются и реализацией собственных рекомендаций. Например, консалтинговая фирма, специализирующаяся в области бухгалтерского учета и налогообложения, дав рекомендации восстановить бухгалтерский учет, может провести обучение бухгалтера консультируемого предприятия (сопутствующая услуга) и восстановить учет своими силами (реализация рекомендации). В обоих случаях фирма будет действовать в рамках существующих законов.
Изложенное выше не только не позволяет дать расширенную трактовку консалтингу, но и приводит к выводу о нетождественности понятий «консалтинг» и «деятельность консалтинговой фирмы». «Деятельность консалтинговой фирмы» — значительно более широкое понятие, чем «консалтинг», и включает в себя собственно консалтинг, сопутствующие ему услуги и реализацию выданных рекомендаций.
Помимо консалтинговых фирм консалтингом занимаются и специализированные неконсалтинговые фирмы. Так, например, Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранным предприятиям предоставлено право оказывать такую услугу, как «консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств». Многие охранные предприятия, кстати сказать, этим широко пользуются, и в структуре их доходов значительную часть занимает доход от консалтинга.
Наконец, существуют неспециализированные многопрофильные предприятия, занимающиеся, помимо всего прочего, и консалтингом. Качество оказываемых консультаций обычно там ниже среднего, однако на ситуацию на рынке консалтинговых услуг они могут влиять.
Для уточнения понятия консалтинга целесообразно рассмотреть его общеэкономический смысл. Консультанта и клиента связывают товарно-денежные отношения. Что же продает консультант и соответственно покупает клиент? В теоретическом плане, как представляется, речь может идти об интеллектуальной собственности консультанта, право пользования которой получает клиент (в исключительных случаях переход права собственности осуществляется полностью). В практическом плане консультант не оформляет свое право собственности, в связи с чем могут возникать различные коллизии.
В предпринимательском характере предоставления интеллектуальных услуг в области экономики и управления заключается принципиальное отличие консалтинга от научно-внедренческой деятельности, которая существовала в условиях директивного планирования. Если консалтинг регулируется законами рынка (конкуренция, спрос, предложение), то научно-внедренческая деятельность в централизированной экономике основывалась на принуждении и администрировании.
В более узком смысле консалтинг (менеджмент-консалтинг) трактуется как предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем (возможностей), рекомендаций, соответствующих мер и помощь в их реализации.
Одной из важнейших характеристик консалтинговой деятельности можно считать профессионализм консультантов. Важное значение имеет независимость консультантов и групп консультантов.
Квалифицированный консультант строит свою деятельность на принципах, представляющих собой совокупность характеристик, основных правил и методов консалтинговой деятельности, которые следует учитывать, консультируя организацию. Можно выделить следующие принципы консалтинговой деятельности:
- компетентность консультанта;
- безупречная репутация;
- следование этическим нормам;
- отстаивание интересов клиента;
- широкие общественные интересы и связь с общественностью (партнерские отношения);
- вовлечение персонала компании в соисполнители консалтинговой деятельности;
- научность, конкретность и объективность рекомендаций.
Характерными чертами консалтинговой деятельности являются следующие:
- консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и знакомы с анализом возникающих проблем, владеют инструментами их решения;
- консультанты, в основном, дают советы. Это означает, что они — только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета;
- консультирование — это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы.
Все это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности консалтинговых услуг и вызывает необходимость их ориентирования на интересы клиента. Требования к эффективности консалтинговых услуг в России практически не отличаются от западных, а зачастую даже превышают требования западных аналогов. Однако существует еще множество проблем консалтинговой деятельности в России:
- не хватает квалифицированных специалистов;
- не отрегулирована нормативно-правовая база;
- постоянно встает вопрос качества консалтинговых услуг;
- методики консалтинговой деятельности не адаптированы к условиям экономики России;
- нет объективной оценки результатов консалтинговой деятельности.
Все это вызывает необходимость проведения научных исследований в области консалтинга с дальнейшим применением результатов на практике.
[1] Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2002. с. 23.
[2] Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2002. с.26.
[3] Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2002. с. 28.
[4] Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы: Практич. пособие / Под ред. А. П. Посадского. М.: Джангл, 2002. с. 12.
[5] Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы: Практич. пособие / Под ред. А. П. Посадского. М.: Джангл, 2002. с.24.
[6] Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы: Практич. пособие / Под ред. А. П. Посадского. М.: Джангл, 2002. с.25.
[7] Алешникова В. И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль № 12. М.: ИНФРА-М, 2003. с.14.
[8] Большой толковый словарь русского языка: М., Норинт, 1998.
[9] Уткин Э. А. Консалтинг. М.: Экмос, 2000. с 43-54.