Бедность и безработица, в значительной степени сопровождающие польские преобразования, часто воспринимаются как их следствие — как «издержки трансформации». Однако стоит помнить, что бедность, как и любое социальное явление, есть продукт не только настоящего, но и прошлого. Это также относится к нынешней бедности в Польше. Как показывают работы историков., скудость, нищета и нищета царили на польских землях со средневековья до 20 века. Они имели место и во времена Польской Народной Республики, хотя публично это не обсуждалось, потому что официально бедности не существовало, а исследования на эту тему были затруднены и ограничены. Согласно оценкам, Польша вступила в период трансформации, когда пятая часть населения жила в условиях риска бедности. В 1989-1990 годах в связи с реструктуризацией экономики, рост безработицы и падение доходов населения, масштабы бедности увеличились более чем в два раза — число людей с низкими или очень низкими доходами удвоилось. В середине 1990-х гг, т.е. в 1995-1996 гг, эта неблагоприятная тенденция была прервана, т.е. диапазон бедности сократился, а начиная с 1997 г. этот диапазон вновь стал постепенно расширяться. Примерно в 2004-2005 гг. степень бедности, определяемая различными показателями, стабилизируется и начинает демонстрировать тенденцию к снижению, которая становится все более очевидной в 2006 г.. Несмотря на эти позитивные изменения, значительная часть общества, т.е. 17,3%, по-прежнему живет очень скромно, в условиях умеренной бедности, а более 5,7% – в условиях крайней бедности. Это очень значительное снижение, учитывая, что всего несколько лет назад более 12% населения жили в условиях крайней нищеты. и более 20% в условиях умеренной бедности, т.н. относительная, на уровне 50% среднемесячных расходов домохозяйств в Польше. Бедность уменьшилась, но она по-прежнему остается важной социальной проблемой: 2 миллиона человек живут в условиях, удовлетворяющих лишь самые основные потребности, а более 5 миллионов все еще борются с тяжелыми условиями жизни.
Ища ответ на вопрос «Кто беден в Польше?», необходимо ответить, что бедность чаще всего касается безработных и членов их семей, а также работающих людей, но выполняющих низкооплачиваемую работу, связанную с низким уровнем образования.. Бедные чаще встречаются среди лиц с начальным или основным профессиональным образованием, среди многодетных семей. Дети и молодежь чаще бедны, чем пожилые люди. Бедность часто связана с такими явлениями, как инвалидность в семье, хронические заболевания, вредные привычки. Бедность касается жителей деревень и малых городов в большей степени, чем жителей крупных городов и крупных агломераций, она сконцентрирована в определенных регионах восточной и центральной Польши. В декабре 2009 года, когда уровень зарегистрированной безработицы по стране в целом составлял 11,9%, в некоторых повятах Варминьско-Мазурского или Западнопоморского воеводств она превышала 30 % (в Бартошицком повяте – 33,7 %, в Браневском – 31,9 %, в Лобезском – 30,3 %). Кроме того, бедность неравномерно распределена по стране. Воеводства с самым высоким уровнем бедности: Свентокшиское, Люблинское, Куявско-Поморское и Варминьско-Мазурское.
Бедность в Польше всегда была и остается прежде всего сельской бедностью. Несмотря на улучшение условий жизни в сельской местности в последние годы после присоединения Польши к Европейскому Союзу и реализации многих программ и введения прямых платежей, уровень бедности в сельской местности, согласно всем применяемым мерам, по-прежнему более чем в два раза выше, чем в городах. Этот факт не находит отражения в общественном сознании; наше внимание привлекает скорее городская нищета: бомжи, нищие. Другой характерной чертой современной польской бедности, о которой общественное мнение не до конца осознает, является бедность детей и молодежи.
Бедность ассоциируется у поляков в первую очередь с тяжелыми условиями жизни пожилых людей, пенсионеров, которые во времена Польской Народной Республики принадлежали к беднейшим слоям населения. Между тем, многие исследования и анализы показывают, что уровень бедности среди людей старше 65 лет в Польше намного ниже, чем в других возрастных категориях, и ставит нашу страну в относительно хорошее положение среди других стран ЕС. Однако можно опасаться, что с новыми демографическими вызовами, старением общества, увеличением продолжительности жизни, особенно женщин, неразработанными стратегиями подготовки к старости и новыми пенсионными решениями экономическое положение пожилых людей, особенно одиноких женщин, ухудшится. ухудшаться.
Однако в настоящее время наиболее характерной чертой бедности в Польше является так называемая ювенилизация польской бедности, т.е. бедность и угроза социальной изоляции детей и молодежи, бедность многодетных семей и вообще очень тяжелое, из-за высокого уровня безработицы и трудностей в начале самостоятельной жизни, положение молодого поколения. В течение ряда лет дети и молодежь составляли более 40% населения, живущего в условиях крайней бедности, причем уровень крайней бедности среди детей намного превышал соответствующие показатели для других возрастных групп. В 2008 году лица в возрасте до 18 лет составляли 34% населения, подверженного риску крайней бедности, а уровень крайней бедности для этой возрастной категории составлял около 9%. Отчет ЮНИСЕФ за 2007 год показал, что польские дети самые бедные среди детей из 24 экономически развитых стран.
В Польше вероятность жить в бедности увеличивается с ростом числа детей в семье. Уровень бедности среди многодетных семей более чем в три раза выше, чем в целом по обществу. Многодетные семьи в Польше гораздо больше подвержены риску бедности, чем семьи одиноких родителей (матерей-одиночек), которые являются одними из самых бедных в Западной Европе или в США. Однако есть районы, где дети из семей всех типов и составов, в том числе из «молодых» семей, испытывают бедность и нужду.
Еще одним важным аспектом ювенилизации бедности является очень высокая безработица среди молодежи, вдвое превышающая соответствующие показатели для населения в целом и достигающая в отдельные периоды 40% в возрастной категории 15-24 лет. Социальные последствия этих явлений включают ощущение отсутствия перспектив, отсроченную жизненную независимость и экономическую миграцию как стратегию исправления. Без работы сложно думать о создании семьи или рождении детей. Особенно это касается молодых людей из семей, живущих в условиях бедности или лишений, которые не только не могут оказать им материальной поддержки, но иногда даже ожидают помощи от взрослого ребенка.
Одной из характерных черт бедности в современном мире является ее феминизация, понимаемая как доминирование женщин среди различных категорий бедных. Среди польских исследователей нет единого мнения относительно того, имеет ли место это явление и в Польше. Тем не менее, симптомы феминизации бедности можно увидеть в нескольких сферах: (1) на рынке труда, где на протяжении многих лет уровень безработицы среди женщин превышал соответствующие показатели для мужчин, особенно их беспокоит длительная безработица, и они трудности с возвращением на работу; (2) в области доходов, так как считается, что заработок женщин в среднем на 20-30% ниже, чем у мужчин; (3) на уровне пенсионных пособий, которые для женщин в среднем на 30% ниже, чем для мужчин; (4) в феномене материнства-одиночки и домохозяйств, управляемых женщинами, и (5) на микроуровне семьи и домохозяйства. Бедность означает для женщин (и не только в Польше, это явление шире) дополнительные обязанности, больше ответственности и меньше времени; женщины это семья
«менеджеры бедности», как выразилась британский исследователь Рут Листер, считающая бедность времени одним из важных аспектов феминизации бедности.
Размышляя о характерных чертах польской бедности, стоит сравнить ее с аналогичными явлениями, происходящими в других странах. Среди общих черт следует отметить следующие: растущее неравенство и увековечивание разделения между богатыми и бедными, явление пространственной сегрегации и сохраняющейся бедности в пространственно разобщенных анклавах, концентрация бедности и других негативных явлений в определенных местах и регионах, взаимосвязь между бедностью и безработицей и низкооплачиваемой работой. Молодой возраст польской бедноты, а точнее относительно благополучное положение стариков, пенсионеров, роднит польскую бедность с бедностью в развитых странах. Однако масштабы недоедания детей и пренебрежения их потребностями неблагоприятно отличают польскую бедность. Некоторым общим явлением является феминизация бедности, но она принимает разные формы в Польше, разные в западных странах и в США. Там феминизация бедности – это бедность семей-одиночек, живущих на социальные пособия. В Польше феминизация бедности – это бедность семей работающих женщин и различные формы гендерного неравенства, как на рынке труда, так и внутри домохозяйства. Среди различий следует подчеркнуть, что бедность в Польше затрагивает сельские районы, тогда как в западных странах — за некоторыми исключениями — бедность в основном является городским явлением. Самым большим отличием Польши является отсутствие этнического фактора, который является характерной чертой бедности в большинстве стран. Исключение составляет меньшинство рома, которое во всех посткоммунистических странах относится к беднейшим слоям населения. Однако феномен этнизации бедности может усиливаться по мере превращения Польши из страны, граждане которой традиционно эмигрировали в поисках лучших условий жизни, в
Несколько замечаний в заключение
Бедность представляет собой сложное, многоаспектное явление, изменяющееся во времени, изучаемое с разных точек зрения и по-разному. Текст, посвященный этим проблемам, неизбежно неполный и отрывочный. К самым большим недостаткам можно отнести вопрос стратегии борьбы с бедностью затронутых ею людей, а также действия социальной политики в отношении бедности. Другим важным вопросом являются отношения между бедными и остальным обществом, способы восприятия и отношения к бедным со стороны небедных людей, различные дискурсы бедности, т. деятельности учреждений, в практике общественной жизни.
Динамика бедности и безработицы в Польше сопровождается изменениями в восприятии этих явлений. Согласно обзору CBOS 1997 года, концепция бедности вызвана макромасштабными структурными факторами, внешними по отношению к человеку, такими как: массовая безработица, трансформация экономики, политика государства, правительства и власти; самих бедняков реже обвиняли в бедности. Вместе с уменьшением бедности и безработицы в Польше изменилась и эта картина, и способы восприятия причин бедности. Увеличился процент людей, воспринимающих бедность как следствие особенностей характера и поведения отдельных лиц: нежелание браться за работу, лень, алкоголизм, беспомощность и отсутствие образования. К таким оценкам склонны люди с лучшим материальным положением, в отличие от людей, занимающих более низкие позиции в социальной структуре, которые указывали на внешние причины бедности, такие как: безработица, отсутствие государственной заботы или низкие пенсии. Какой из этих образов бедности, соответствующих т. н. структурные или культурные подходы к бедности появляются — если они вообще встречаются — в публичном дискурсе, в средствах массовой информации, в практике институтов, важных для людей, живущих в бедности? Как — как общество — мы воспринимаем эту важную социальную проблему, которой является бедность, что мы думаем о бедных людях, как мы относимся к ним? в отличие от людей, занимающих более низкие позиции в социальной структуре, которые указывали на внешние причины бедности, такие как: безработица, отсутствие государственной заботы или низкие пенсии. Какой из этих образов бедности, соответствующих т. н. структурные или культурные подходы к бедности появляются — если они вообще встречаются — в публичном дискурсе, в средствах массовой информации, в практике институтов, важных для людей, живущих в бедности? Как — как общество — мы воспринимаем эту важную социальную проблему, которой является бедность, что мы думаем о бедных людях, как мы относимся к ним? в отличие от людей, занимающих более низкие позиции в социальной структуре, которые указывали на внешние причины бедности, такие как: безработица, отсутствие государственной заботы или низкие пенсии. Какой из этих образов бедности, соответствующих т. н. структурные или культурные подходы к бедности появляются — если они вообще встречаются — в публичном дискурсе, в средствах массовой информации, в практике институтов, важных для людей, живущих в бедности? Как — как общество — мы воспринимаем эту важную социальную проблему, которой является бедность, что мы думаем о бедных людях, как мы относимся к ним? отсутствие заботы со стороны государства или низкие пенсии. Какой из этих образов бедности, соответствующих т. н. структурные или культурные подходы к бедности появляются — если они вообще встречаются — в публичном дискурсе, в средствах массовой информации, в практике институтов, важных для людей, живущих в бедности? Как — как общество — мы воспринимаем эту важную социальную проблему, которой является бедность, что мы думаем о бедных людях, как мы относимся к ним? отсутствие заботы со стороны государства или низкие пенсии. Какой из этих образов бедности, соответствующих т. н. структурные или культурные подходы к бедности появляются — если они вообще встречаются — в публичном дискурсе, в средствах массовой информации, в практике институтов, важных для людей, живущих в бедности? Как — как общество — мы воспринимаем эту важную социальную проблему, которой является бедность, что мы думаем о бедных людях, как мы относимся к ним?
Поиск ответов на вышеперечисленные вопросы в настоящее время является предметом исследования, проводимого в рамках исследовательского проекта «Дискурсы бедности и социальной изоляции», финансируемого Министерством науки и высшего образования. На основании предыдущих исследований, проведенных в Польше, и используя бессистемные (хотя и длительные) наблюдения за общественным дискурсом, СМИ, высказываниями представителей различных профессий и поведением «обычных людей», можно выдвинуть ряд гипотез относительно места бедности в этом дискурсе и способ ее восприятия. Во-первых, бросается в глаза отсутствие проблемы бедности; многочисленные исследования бедности и социальной изоляции в Польше в последние годы сопровождаются невежеством, отсутствием интереса СМИ к этим вопросам или случайным интересом, связанным с исключительными, праздничными или сенсационными событиями. Во-вторых, обращает на себя внимание инструментальная трактовка бедности политиками, которые видят эту проблему прежде всего в периоды политической борьбы, например, во время избирательных кампаний. В-третьих, имеет место общая политизация проблемы бедности, которая проявляется в отрицании ее существования, умалении ее масштабов и значения либо преувеличении и подчеркивании. В-четвертых, мы наблюдаем в нашем обществе, в высказываниях, поведении и мнениях различных его представителей наличие стереотипных, негативных конструкций бедности, содержащих элементы, стигматизирующие бедных (ср. Тарковская 2010а). Таким образом, исследования бедности дают важные знания не только о самой бедности и людях, живущих в бедности, но также говорят нечто важное об обществе в целом. обращает на себя внимание инструментальная трактовка бедности политиками, которые видят эту проблему прежде всего в периоды политической борьбы, например, в предвыборных кампаниях. В-третьих, имеет место общая политизация проблемы бедности, которая проявляется в отрицании ее существования, умалении ее масштабов и значения либо преувеличении и подчеркивании. В-четвертых, мы наблюдаем в нашем обществе, в высказываниях, поведении и мнениях различных его представителей наличие стереотипных, негативных конструкций бедности, содержащих элементы, стигматизирующие бедных (ср. Тарковская 2010а). Таким образом, исследования бедности дают важные знания не только о самой бедности и людях, живущих в бедности, но также говорят нечто важное об обществе в целом. обращает на себя внимание инструментальная трактовка бедности политиками, которые видят эту проблему прежде всего в периоды политической борьбы, например, в предвыборных кампаниях. В-третьих, имеет место общая политизация проблемы бедности, которая проявляется в отрицании ее существования, умалении ее масштабов и значения либо преувеличении и подчеркивании. В-четвертых, мы наблюдаем в нашем обществе, в высказываниях, поведении и мнениях различных его представителей наличие стереотипных, негативных конструкций бедности, содержащих элементы, стигматизирующие бедных (ср. Тарковская 2010а). Таким образом, исследования бедности дают важные знания не только о самой бедности и людях, живущих в бедности, но также говорят нечто важное об обществе в целом. замечая эту проблему прежде всего в периоды политической борьбы, например, в предвыборных кампаниях. В-третьих, имеет место общая политизация проблемы бедности, которая проявляется в отрицании ее существования, умалении ее масштабов и значения либо преувеличении и подчеркивании. В-четвертых, мы наблюдаем в нашем обществе, в высказываниях, поведении и мнениях различных его представителей наличие стереотипных, негативных конструкций бедности, содержащих элементы, стигматизирующие бедных (ср. Тарковская 2010а). Таким образом, исследования бедности дают важные знания не только о самой бедности и людях, живущих в бедности, но также говорят нечто важное об обществе в целом. замечая эту проблему прежде всего в периоды политической борьбы, например, в предвыборных кампаниях. В-третьих, имеет место общая политизация проблемы бедности, которая проявляется в отрицании ее существования, умалении ее масштабов и значения либо преувеличении и подчеркивании. В-четвертых, мы наблюдаем в нашем обществе, в высказываниях, поведении и мнениях различных его представителей наличие стереотипных, негативных конструкций бедности, содержащих элементы, стигматизирующие бедных (ср. Тарковская 2010а). Таким образом, исследования бедности дают важные знания не только о самой бедности и людях, живущих в бедности, но также говорят нечто важное об обществе в целом. проявляется в отрицании его существования, уменьшении его размера и значения или в преувеличении и подчеркивании его. В-четвертых, мы наблюдаем в нашем обществе, в высказываниях, поведении и мнениях различных его представителей наличие стереотипных, негативных конструкций бедности, содержащих элементы, стигматизирующие бедных (ср. Тарковская 2010а). Таким образом, исследования бедности дают важные знания не только о самой бедности и людях, живущих в бедности, но также говорят нечто важное об обществе в целом. проявляется в отрицании его существования, уменьшении его размера и значения или в преувеличении и подчеркивании его. В-четвертых, мы наблюдаем в нашем обществе, в высказываниях, поведении и мнениях различных его представителей наличие стереотипных, негативных конструкций бедности, содержащих элементы, стигматизирующие бедных (ср. Тарковская 2010а). Таким образом, исследования бедности дают важные знания не только о самой бедности и людях, живущих в бедности, но также говорят нечто важное об обществе в целом. содержащие элементы, стигматизирующие бедных (ср. Тарковска 2010а). Таким образом, исследования бедности дают важные знания не только о самой бедности и людях, живущих в бедности, но также говорят нечто важное об обществе в целом. содержащие элементы, стигматизирующие бедных (ср. Тарковска 2010а). Таким образом, исследования бедности дают важные знания не только о самой бедности и людях, живущих в бедности, но также говорят нечто важное об обществе в целом.