Путешествие по Марокко. Октябрь 2007 года

Вид материалаДокументы
Подобный материал:
1   2   3   4   5

Достигнув консенсуса, мы собрали вещи, выписались из риада и поехали на ж/д вокзал за билетами. Вокзал поразил своей безупречной чистотой и интерьером! Без проблем взяли билеты на ночной поезд. Автовокзал неподалеку имел камеру хранения, куда мы сдали основной багаж и налегке отправились осматривать дневной Марракеш.

Желая попасть в знаменитый сад Мажореля, и ориентируясь по очень приблизительной карте в путеводителе, мы шли и глазели по сторонам, стараясь проникнуться атмосферой, духом Марракеша, слиться с повседневной жизнью одного из самых колоритных городов Магриба. По улицам, наравне с машинами, то и дело проезжали повозки, запряженные ослами, проносились на допотопных и шумных мотороллерах с педалями граждане, одеянием и всем своим видом откровенно похожие на соратников Бена Ладена. Люди же не похожие на боевиков в большинстве своем ходили в национальных длинных одеждах с острым капюшоном - джелябиях и кожаных тапках бабушах. В европейской одежде в Марокко ходит в основном молодежь, а женщины почтенного возраста помимо белых джелябий и белых платков на голову, закрывают ещё и лица до глаз черными платками. Смотрится очень экзотично. Посреди тротуара нам попался большой рекламный щит с подробной картой центра города, я его сфотографировал, и дальнейший путь мы проделали, ориентируясь по снимку на мониторе фотоаппарата.

Французский художник Жак Мажорель поселился в Марракеше в 1924 году и увлекся коллекционированием самых редких экзотических растений со всего света. Вокруг своего дома он создал небольшой, но очень уютный сад. В 1947 году сад был открыт для свободного посещения всеми желающими. Сейчас его можно посмотреть за 30 дирхам, а в доме устроен музей арабской культуры. По пути нам попался небольшой парк, где мы отдохнули на лавочке в тени под раскидистыми деревьями. Повсюду на газонах возлежали отдыхающие марокканцы. Ещё в Агадире мы обратили внимание, что немалая часть местных граждан вообще ничем не занимаются и весь день лежат на земле под пальмами. Лежащего человека можно обнаружить в самых неожиданных местах, причем попадаются как бомжи, так и вполне приличные люди, не желающие работать.

Немного охладившись и дав отдых ногам, мы двинулись дальше и в скором времени достигли сада Мажореля. За большими глинобитными стенами нас ждала приятная прохлада и неожиданная тишина. Огромные кактусы всевозможных видов, пальмы, заросли толстого бамбука, другие экзотические деревья, кустарники и цветы плотно населяли сад. Среди этого буйства растений были проложены дорожки, сходящиеся к дому художника, полностью выкрашенного в яркий синий цвет. В саду мы провели часа 3, и было очень жалко покидать его. Мы пошли в медину.

Потолкавшись в торговых рядах, мы поняли, что нам это неинтересно и не стали терять времени. До 18 часов нужно было забрать вещи из камеры хранения. Мы решили напоследок плотно поесть и повернули на Джема-эль-фну, намереваясь решить вопрос на крыше одного из ресторанчиков. Попав на площадь, ещё раз выпили вкуснейшего апельсинового сока со льдом у знакомого продавца. Он нам очень обрадовался и улыбался всем лицом. Жизнь на площади кипела. Местные собирались группами, садились в круг и общались, пели и танцевали. В центре площади расположились заклинатели змей, гипнотизирующие своих питомцев с помощью бубна. Тут мы были атакованы просителями денег за сей аттракцион и еле от них отбились. Пришлось, однако, заплатить одному из них немного денег за фотографию со змеей на шее, которую тот повесил на меня неожиданно сзади и без бакшиша не хотел забирать назад. Потом, каждый раз при приближении к очередной группе отдыхающих марокканцев, откуда ни возьмись, возникал всё новый деньгопрос и самым наглым образом начинал требовать денег. Все эти неприятные люди сильно испортили общее впечатление от Марракеша. Устав отбиваться от них, мы засели на крыше ресторана как раз на повороте площади. Сверху открывалась отличная панорама на всю площадь, огромный минарет мечети Кутубия и медину. Мы с Лехой рискнули второй раз заказать тажин, на сей раз из баранины с горохом, и это был самый вкусный тажин из всех, которые мы пробовали в Марокко!

Собиралась гроза, небо нахмурилось, временами раздавались далекие раскаты грома, и слабые вспышки подсвечивали погружающийся в темноту город. Несмотря на это площадь жила своей обычной жизнью, никто не собирался расходиться. Но наше время было ограничено. Насладившись бараниной и видом площади, мы поймали такси и поехали на вокзал. Но оказалось, что торопились мы зря, в 18.00 камера хранения только открывалась после перерыва - видимо, уровень знания английского наш и приемщика чемоданов не привел нас к взаимопониманию. До поезда оставалось ещё два с половиной часа, и мы пошли прогуляться поблизости от вокзала. Дойдя до большого проспекта со сквером, засаженным высокими пальмами, посередине решили больше не напрягаться и устроились отдохнуть на лавке напротив большого красивого здания, со всех сторон освещаемого желтыми фонарями. На проспекте было совершенно безлюдно, и никто нам не мешал.

Вернувшись на вокзал за полчаса до отправления, мы обнаружили поезд уже стоящим у платформы. Это было несколько неожиданно, мы уже начали привыкать к постоянно опаздывающему транспорту. Я внимательно изучил билет, и тут выяснилось, что на нем нет номера вагона, только его класс, номеров мест тоже не было указано. Мы залезли в один из вагонов второго класса и раскрыли тайну билета - в вагоне были сидячие места, можно было занимать любые. Кресла, хотя и удобные, располагались по два спиной друг к другу, и откинуться назад было невозможно. Перспектива всю ночь провести в вертикальном положении всех расстроила, мы мечтали выспаться в поезде. Как выяснилось впоследствии, вагоны первого класса были оборудованы точно такими же креслами, только другого цвета. На наше счастье пассажиров было мало. Подкрепились восточными сладостями, почитали в путеводителе про Танжер и разлеглись, кто как мог, на креслах спать. На промежуточных станциях вагон начал наполняться людьми и постепенно все свободные места закончились. Пришлось принять положение сидя и пытаться спать так, что было сделать совсем непросто. Рядом с Лехой и Верой сел высокий приличного вида марокканский человек лет сорока, время от времени занюхивающий какой-то порошок, очевидно наркотической сущности. Через пару остановок к нам с Ильей тоже подсели люди и совершенно лишили нас возможности спать. Проблема другого рода заключалась в том, что в вагоне работал мощный кондиционер, обдувающий холодным воздухом пассажиров, сидящих у окна, из специальных щелей внизу стекла. Ночью стало совершенно холодно, пассажиры мерзли, надевали теплые вещи, но явного недовольства не проявляли.

Спустя какое-то время людей в вагоне поуменьшилось и я заметил пару свободных кресел впереди. Перебравшись туда, я разлегся на них и уснул.

12 октября. Пятница.

Когда я проснулся, было раннее утро, солнце начинало выползать из-за горизонта. Кондиционер, наконец, выключили, но всё ещё было очень холодно. За ночь вагон вновь разгрузился, кроме нас в нем ехало человек десять. Постепенно разбудились и все остальные путешественники. Оказалось, что проснувшись ночью и не обнаружив меня рядом с Ильей, они сильно разволновались и хотели уже идти меня искать по всему поезду, когда Леха обнаружил, что я сплю на освободившихся креслах. Позавтракали шоколадкой, запивая её минералкой. Пейзажи за окном сильно изменились, безжизненная высушенная земля и горные хребты сменились зелеными холмами и свежевспаханными полями, на севере страны хорошо развито сельское хозяйство.

В 11.35 наш поезд прибыл на вокзал Танжера, столь же чистый и опрятный, как и вокзал в Марракеше. На улице оказалось довольно прохладно, чувствовалось, что приехали на север. Разглядывая безупречной чистоты перроны и здание вокзала и фотографируясь, мы отстали от всех других пассажиров. Вокзалы в Марокко организованы таким образом, что попасть на перрон без билета нельзя, он со всех сторон огорожен забором, пройти можно только через вокзал. Но вокзал был закрыт, и прибывших людей выпускали на волю через калитку в заборе, когда мы подошли выход уже закрыли. С той стороны запертый забор подпирала возмущенная толпа желающих прокатиться на поезде, но охрана их не хотела впускать. То, что произошло потом, ввергло нас в шок! Внезапно среди охранников произошло оживление. Через забор на платформу перепрыгнули несколько молодых людей с пакетами, наполненными, как мы решили, гашишем (подобные мы уже видели в Агадире) и побежали. Охранники, а за ними и полицейские отчаянно бросились в погоню и, судя по лицам, намерения у них были самые серьезные. Чем закончилась погоня, мы не видели, так как были сильно озабочены проблемой выхода с вокзала. Охранники несколько раз пытались нас выпустить, но безрезультатно, при каждой попытке открыть калитку разъяренная толпа бросалась в открывшийся проход, и им стоило огромных усилий удерживать оборону. Несколько человек всё же прорвались за заграждение и были побиты охраной. Отличился один мужик, отбивавшийся от охраны с помощью ребенка, которого держал подмышкой. Мать ребенка, оставшаяся по ту сторону забора истошно орала, поддерживаемая толпой. Происходящее совершенно не вязалось с образом приветливой и безопасной страны Марокко, больше походя на телерепортаж о беспорядках в какой-нибудь ближневосточной стране. Один из полицейских, очевидно являвшийся начальником над остальными, обратил внимание на фотоаппарат, висевший у меня на шее, и приказал другому проверить, не заснял ли я это безобразие. Содержимое карты памяти было подробнейшим образом изучено и фотоаппарат возвращен мне. Прошло около получаса, когда, наконец, нас смогли выпустить. Тут же к нам подбежал таксист и стал предлагать свои услуги; и мы ими воспользовались.

Отъезжая от здания вокзала мы увидели множество людей, скопившихся на его ступенях, внутрь никого не пускали. Как объяснил водитель, завтра заканчивался рамадан, и люди разъезжались по своим городам и деревням на праздник. Все билеты яко бы были выкуплены, и уехать из Танжера в ближайшее время ни на поезде, ни на автобусе практически невозможно. Сие сообщение в довершение потасовки на вокзале окончательно расстроило Веру, остальные же путешественники сохраняли спокойствие. Мы попросили таксиста отвезти нас в какой-нибудь дешевый отель, и тотчас были туда доставлены. Отель являлся старым особняком, несколько запущенным, но чистым с очень высокими потолками и дверями. Сторговались с администратором на 300 дирхам за один номер на всех, поблагодарили таксиста и договорились, что завтра в 8 утра он за нами заедет с целью транспортировки нас в город Фес.

Комната содержала две большие двуспальные кровати с несвежим бельем, полуразвалившийся шкаф, стол с двумя стульями и туалет, выстроенный в углу помещения и имевший собственную крышу с большим козырьком. Раковина висела рядом с туалетом прямо в комнате. Несмотря на "удобства в номере", приходилось пользоваться общественной уборной на этаже, по причине не функциональности этих удобств. Также в нашем распоряжении был большой балкон в восточном стиле с высокой кованой двустворчатой дверью, запирающейся на мощный засов изнутри.

Бросив вещи, мы полезли на крышу. Как и большинство других марокканских домов, особняк имел многоярусное строение крыши, состоящее из дополнительных жилых помещений, надстроенных друг на друге. Мы забрались на самый верх. Рядом стоял ещё один интересный дом, вероятно намного более древний, чем наш, в окружении огромных эвкалиптов, вдалеке виднелись воды Гибралтара. Не желая впустую тратить драгоценное время, мы пошли в город, предварительно обменяв деньги в ближайшем цивильном 4-х звездочном отеле. Ещё по дороге с вокзала мы заприметили в городе одно красивое место с пушками и панорамным видом на порт и теперь хотели его найти.

Город нам понравился сразу: узкие извилистые улицы то круто поднимались вверх, то убегали вниз, огибая холмистый рельеф местности. В архитектуре, да и во всей атмосфере приморского курорта чувствовалось влияние Европы. Говорят в Танжере и в других северных городах страны по-испански, многие испанцы приезжают туда на больших паромах-катамаранах, курсирующих через Гибралтарский пролив. Желаемое место нашли без особого труда. Это была смотровая площадка на краю довольно крутого склона, заставленная большими старинными пушками, направленными в сторону порта внизу. На склоне множество симпатичных домиков с черепичными крышами утопали в розовых цветах кустарников. В порту наблюдался огромных размеров морской паром с открытым кверху носом, находившийся на погрузке. Мы сфотографировались с пушками, насладились видом и пошли в порт, по пути обнаружив старинное полуразвалившееся здание с колоннами и статуями на крыше со звучной надписью "Gran teatro Cervantes 1913".

Спустившись вниз, мы вышли на огромную площадь перед портом и, о радость, в одном из ресторанчиков обнаружили холодное марокканское пиво Flag! Было очень странно, что его продавали там во время рамадана, к тому же днем, что ещё раз указывало на европейскую похожесть города, его туристическую сущность. Отдохнув и охладившись бутылочкой Флэга, мы двинулись дальше и непосредственно у входа в порт наткнулись на офис автобусной корпорации CTM, как выяснилось, имевшей билеты на завтрашний рейс в Фес. Хотя и обманул нас таксист, говоря, что из Танжера есть один путь - на его машине, мы решили не уподобляться сему гражданину (в конце концов, это могло быть только его предположение, и реального состояния дел он мог не знать) и не нарушать договора.

В порту пахло рыбой, повсюду бродили подозрительного вида личности в пропитанной солью, рыбой и машинным маслом одежде и косо посматривали на нас, внушая некоторые опасения. Вход на пирс с международными паромами преграждала таможня. Мы дошли до парковки рыбацких лодок и повернули назад, чувствуя себя некомфортно под пристальным вниманием охранников. Руководствуясь картой из Интернета, мы пошли на пляж, находящийся в большом заливе восточнее порта, желая непременно искупаться в водах Гибралтара. Но погода не благоприятствовала этому, пролив встретил нас прохладой и сильным ветром. Сам пляж впечатлял своими огромными размерами и очень мелким песком, мы пошли вдоль кромки прибоя, вглядываясь вдаль и стараясь рассмотреть сквозь дымку противоположный испанский берег. Потом мы поднялись наверх на набережную и долго сидели на каменном ограждении, обсуждая дальнейшие планы. Внезапно откуда-то возник очень активный молодой человек и стал по-испански предлагать дружбу Вере, несмотря на наличие рядом с ней нас троих. Завершив отдых, мы пошли назад по набережной, а он всё крутился вокруг, сопровождая нас и периодически предлагая дружбу, и отвязался только минут через 20. Когда дошли до порта, всем вдруг захотелось есть, и мы отведали жареный микс из свежих морепродуктов в одной из ближайших многочисленных кафешек на площади.

Медина Танжера располагалась на высоком холме, одной стороной выходя к Гибралтару, и была окружена мощной стеной, местами разрушенной. Мы прошли в узкие высокие ворота и оказались на небольшой площадке с двумя мощными орудиями, направленными в сторону порта, изготовленными, как гласила надпись на них, фирмой “Sir W.G. Armstrong & Co.” в 1796 году. Позади орудий находились склады боеприпасов, являвшие собой длинное белое здание с рядом полукруглых ворот. Мы пошли вверх по улице и долго блуждали по кривым узким улочкам, поворачивая то вправо, то влево, пока не вышли на площадь в виде большого холма, занятого парком, окруженного по периметру улицами. Та улица, по которой мы шли, являлась одновременно базаром; под громкое пение муэдзина мы двигались среди торговцев вместе с толпой, и в полной мере ощущали колотит этой страны. Мы залезли на парковый холм; среди деревьев стояли не то гробницы, не то памятники и повсюду на земле в тени огромных эвкалиптов возлежали уставшие от рамадана марокканцы. С вершины холма мы увидели почти весь город.

Наступал вечер и, пресытившись впечатлениями, мы пошли в отель немного отдохнуть. Уже смеркалось, когда мы вновь отправились в город, но уже в другую его часть, с целью посмотреть на празднование окончания рамадана. Мы ожидали увидеть что-то необычное, толпы веселящихся людей, но ничего особенного на улицах не происходило, народ просто отдыхал, гуляя или распивая кофе с холодной водой в многочисленных кафешках. В большом гастрономе я приобрел козий сыр, который оказался довольно вкусен. Утомившись, мы сели на лавку в сквере в центре небольшой площади. Внезапно откуда-то возник колоритный гражданин с большой корзиной на голове и стал ко всем подходить и что-то предлагать. Подошел и к нам. Корзина его оказалась заполнена семечками, подсолнечными и тыквенными, и продавал он их за сущие "копейки". Мы купили семечек, и странный гражданин ушел. Пока их ели стало совсем темно, повсюду зажглись желтые фонари. Леха с Верой пошли спать, а мы с Ильей ещё немного посидели, созерцая ночную жизнь Танжера, и тоже последовали их примеру.

13 октября. Суббота.

Утро принесло разочарование, наш таксист в назначенное время не приехал. Мы собрали вещи, покинули отель и стали пытаться поймать другое такси, готовое отвезти нас в Фес. Но происходило нечто странное - несмотря на то, что повсюду было полно такси, ни одна машина даже не захотела нам остановиться. Сильно удивленные этим фактом мы отправились в порт, надеясь, что в СТМ ещё остались билеты на автобус. С билетами проблем не было, но рейс оказался довольно ранним. Мы же хотели побыть в Танжере подольше и уехать ночью, чтобы не терять световой день и одновременно сэкономить на ночлеге. В Танжере, кроме офисов крупных перевозчиков в порту, есть ещё большой автовокзал, где базируются более мелкие автобусные фирмы. Мы с Ильей поехали туда в надежде купить билеты на более поздний рейс.

В здании вокзала было шумно и многолюдно. Фирм-перевозчиков оказалось много, их конторы располагались вдоль стен друг за другом, а входы разделялись турникетами. Почти во всех стояли очереди. Маршруты были почти одинаковые, цены различались немного. Английский язык понимали не все билетеры, но в очереди всегда находился человек, который помогал с переводом. Купить билеты оказалось непросто, пассажиров было много, и их быстро разбирали. Когда подходила наша очередь, билетер разводил руками и посылал в другую контору - "там билеты ещё есть". Но всё повторялось, и нас посылали в следующий офис. Так и не достигнув успеха, мы вернулись в порт и приобрели билеты в СТМ.

Автобус отправлялся в 12.15, и у нас оставалось много свободного времени. Мы с Лехой хотели посмотреть маяк к востоку от города на противоположной стороне залива с пляжем, Вера решила составить нам компанию. Илья же не пожелал никуда идти или ехать и уединился за столиком кафе с путеводителем, нашими вещами и мятным чаем. Попытки уехать на такси к маяку были тщетны, "петиты" не хотели ехать, ссылаясь на то, что это уже загород, а "гранды" делали вид, что вообще не понимают, чего нам нужно и ехать тоже не хотели. Спустя полчаса мы поняли, что маяк для нас недоступен и пошли в медину по вчерашней дороге, но в этот раз мы не стали сворачивать к центру, решив обойти медину по стене.

Лабиринт узких улочек вывел нас к северной оконечности города на высоком крутом обрыве над Гибралтаром. На самом краю теснились несколько жилых домов, повсюду бегали веселые дети, играли и учились кататься на велосипеде. Мы вышли на ещё одну древнюю огневую точку с несколькими мощными оборонительными орудиями, вынесенную за пределы городской стены. Сфотографировав пушки и просторы Гибралтарского пролива, мы пошли дальше по внутреннему периметру стены. Внезапно мимо нас с ужасным шумом пронесся рослый молодой человек на крохотном, похожем на игрушечный, мотоцикле, высоко задрав колени и непонятно как удерживаясь на нем. Мы зашли в район почитателей музыки рэгги и гнауа, стены белоснежных домов были разрисованы изображениями традиционных марокканских музыкальных инструментов, пальм, играющих музыкантов и надписями, типа Gnaua. Приближалось время нашего отъезда, и мы повернули в сторону порта. На площади прогуливалась колоритная марокканская семья: мужчина лет 35 и четыре его жены, причем возраст старшей был далеко за 40, а младшей не превышал 20, все были одеты в национальные одежды "джелябии". Семейство сие было мною сфотографировано, и фотография впоследствии заняла достойное место в альбоме. Илья ждал нас на том же месте, где мы его оставили.

В назначенное время подали автобус и пришло время прощаться с Танжером. Город произвел на нас исключительно положительное впечатление, в нем соединилась марокканская самобытность с сильным европейским влиянием, колотит восточных базаров и пение муэдзина с европейской отделкой домов, испанским языком и общим духом европейского курорта. Уезжать не хотелось, но впереди нас ждал Фес, один из самых древних и интересных городов Марокко!

Автобус выехал, как всегда, с опозданием минут на пятнадцать. По пути заехали на центральный автовокзал. Там было полно народа, тюков с вещами, маленьких детей, попадались и иностранного вида граждане с дредами и огромными рюкзаками. Недостающие пассажиры быстро погрузились в автобус, и мы поехали дальше.

Дорога от Танжера до Феса очень живописна: зеленые холмы со стадами пасущихся овец с одной стороны и высокие горы, склоны которых усеяны маленькими поселками и деревнями с другой, очень много крутых поворотов. В одном из поселков покрупнее автобус сделал остановку. От долгой езды по серпантину люди устали, некоторых тошнило, поэтому остановке все очень обрадовались и выбежали на улицу подышать свежим воздухом. Нам тоже было не очень комфортно с непривычки, и Вера приобрела у местного торговца большой кулек с мятными леденцами, которые мы беспрерывно сосали всю оставшуюся дорогу. На станции, где мы остановились, находился ещё один большой европейский автобус крупной фирмы-перевозчика и пара автобусов поменьше и попроще, ярко раскрашенных, на бортах одного из которых красовались пальмы, заходящее солнце и было что-то написано по-арабски. На станции присутствовало на удивление много европейцев, и даже человек 10 вездесущих молодых японцев с большими сумками и чемоданами на колесиках. Две испанские девушки, ехавшие в нашем автобусе и сидевшие рядом с нами в этом городке вышли и больше не вернулись. Из всего этого мы сделали вывод, что место сие очень популярно по каким-то причинам, нам не известным, возможно из-за чистого горного воздуха или полезного источника.