Министерство иностранных дел республики казахстан дайджест материал ов зарубежных сми
Вид материала | Документы |
СодержаниеГазета «Korea Herald» (Южная Корея), 06.03.08 Еженедельная газета «2000» (Украина), марь 2008, Л.Денисенко Музыкант, а не политик с улицы |
- Министерство иностранных дел республики казахстан дайджест материал ов зарубежных сми, 1419.41kb.
- Министерство иностранных дел республики казахстан дайджест материалов зарубежных сми, 666.81kb.
- Министерство иностранных дел республики казахстан комитет международной информации, 3430.1kb.
- Министерство иностранных дел республики казахстан комитет международной информации, 6093.08kb.
- Информационный бюллетень 6 октября 2008 года, 443.25kb.
- Республики Казахстан «Мир без ядерного оружия», 60.73kb.
- Материала, цвет, штрих код, вес и размеры, 36.53kb.
- Администрации Президента Республики Беларусь информационный материал №12 (48) конкурентоспособность, 418.55kb.
- Приказ Министерства иностранных дел от 18. 10. 2000 n 221 "об утверждении инструкции, 101.54kb.
- Об утверждении Инструкции по организации работы дорожно-патрульной службы дорожной, 1303.38kb.
Газета «Korea Herald» (Южная Корея), 06.03.08
Участие южнокорейской госкорпорации «KEPCO» в развитии энергетического сектора Казахстана
Южнокорейская государственная энергетическая корпорация «KEPCO» объявила о подписании с Центрально-азиатской энергетической компанией Казахстана Меморандума о сотрудничестве на сумму в 500 млн. долл. США.
В рамках соглашения предусматривается участие южнокорейского партнера в реализации энергетического проекта в Астане. В столице Казахстана будет построена новая теплоэлектростанция мощностью 240 мегаватт, а мощность действующей электростанции будет увеличена с нынешних 360 до 600 мегаватт.
Представители «KEPCO» отмечают, что динамичное развитие экономики Казахстана потребует в дальнейшем большего объема электроэнергии.
Наряду с этим, в рамках пребывания в Сеуле для участия в церемонии инаугурации Президента Ли Мён Бака 25 февраля, Заместитель Премьер-Министра РК У.Шукеев призвал заинтересованные компании Кореи активнее инвестировать в инфраструктурные энергетические проекты Казахстана.
Разное
Еженедельная газета «2000» (Украина), марь 2008, Л.Денисенко
Музыкант, а не политик с улицы
Дюсен Касеинов — личность неординарная и известная не только в Казахстане. Скрипач, экс-министр культуры, специальный представитель Республики Казахстан по гуманитарному сотрудничеству со странами СНГ побывал в Киеве как член жюри III Международного музыкального конкурса им. Лысенко.
А теперь поясню, почему я назвала его неординарным. Поверьте, не для красного словца. Дело в том, что есть у Дюсена Курабаевича одно любопытное свойство характера: он может из любого события сделать праздник культуры. Ну, к примеру, даже собственное 60-летие он превратил в концерт, где на сцене вместе с юбиляром выступили представители музыкальной элиты из многих стран. Одни — его ученики, другие — однокашники по Алматинской консерватории и аспирантуре уже Московской консерватории. Но все — друзья. Причем именитые.
Кстати, юбилейным концертом дело не закончилось, он стал отправной точкой музыкального фестиваля «Мои друзья — мое богатство», проходившего в конце прошлого года в Казахстане.
Само собой разумеется, что наш разговор в холле столичной гостиницы затронул сферы культурные, в которых мой собеседник, как видите, не новичок.
Круги и меценаты
— После развала Союза немало украинцев (в широком смысле этого слова) остались жить в Казахстане. Любопытно, какой процент выходцев из Украины представлен в ваших высших эшелонах власти: парламенте, правительстве?
— Сложный вопрос. Проценты мы, честно говоря, не подсчитывали. Но хочу уточнить: на самом деле они — выходцы не из Украины, а из Казахстана. У многих и деды, и отцы жили здесь. Если говорить о высоких должностях, то нынешний вице-спикер Сергей Дьяченко с украинскими корнями. Так же, как и первый премьер-министр независимого Казахстана Сергей Терещенко. Украинцев много не только в политике, но и в сфере культуры, к примеру, ваш однофамилец — один из лучших директоров музыкальных школ в нашей стране.
— Дюсен Курабаевич, в Казахстане стартовала программа «Культурное наследие», и это резонно, что государство беспокоится о сохранности своих достояний для потомков. Расскажите о ней по подробней, в Украине ведь тоже наследия хватает, так что тема и для нашей страны актуальная.
— На самом деле культурных проектов много, но самый масштабный — «Культурное наследие» — берет свое начало в 2003-м. К слову, первый свой доклад в качестве министра культуры на заседании нацсовета я начинал именно с «наследия». Ничуть не преувеличу, если скажу, что подобной программы на территории СНГ больше нет. Поначалу она была рассчитана на 3 года, но стала набирать обороты, и продолжена, найдя поддержку не только государства, но и спонсоров. Хотя такие, как на Западе, законы, которые бы освобождали спонсорство от налогов, в нашей стране, так же, как и в Украине, еще не приняты. Они — своевременны и, думаю, вскоре появятся.
— Интересно, а статистику спонсорских вложений вы ведете? Условно, куда охотней меценаты вкладывают деньги — в музыку, театры, реставрацию памятников старины?
— Статистику сложно привести. Никто не знает, что происходит в стране, ведь зачастую меценатство не афишируется. У нас сильный был толчок в этом смысле, когда 2000-й мы объявили Годом культуры. Тогда мы явственно ощутили порыв патриотически настроенных людей, которые понимали, что если не сейчас, то потом будет поздно.
За это время мы успели в список всемирного наследия ЮНЕСКО включить мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, петроглифы и наскальные рисунки в урочище Тамгалы Алматинской области. Большая реконструкционная работа ведется по Отрару — древнему городищу на юге Казахстана. Всего не перечислишь.
— А «Культурное наследие» как-то связано с Украиной?
— Думаю, точек соприкосновения достаточно и в плане исторических ценностей, и с нашей современной культурной жизнью. Тем более, когда объявляется Год культуры, от него потом долго «расходятся круги».
Почему казахские вокалисты боятся украинцев
— 2008-й объявлен Годом Украины в Казахстане. Как наша страна будет представлена у вас?
— Не сомневаюсь, что достойно. Тем более я прекрасно знаю культурный потенциал Украины, в этом году ровно 20 лет как я сюда приезжаю. Потому прекрасно знаю ведущих украинских музыкантов. Например, дружу с композитором Мирославом Скориком, Богодаром Которовичем — скрипачом, художественным руководителем и дирижером камерного ансамбля «Киевские солисты». К слову, бываю не только в Киеве, но и всегда с удовольствием во Львове. У меня даже есть трогательная грамота Почетного львовянина.
На этот раз приехал как член жюри «лысенковского» конкурса. До 92-го года он имел статус национального и проходил в разных городах Украины. Помню, как сложно было найти спонсоров, чтобы студентов-участников привезти. Да и добираться непросто, одно время даже авиарейсы отменяли. Однажды мы с музыкантами из струнного квартета до Киева через Москву ехали. Причем простояли всю ночь в тамбуре — билетов не смогли купить. Потом я на конкурс имени Соломии Крушельницкой во Львов привозил Елену Филинкову. Тогда она была студенткой, сейчас — солистка Карагандинского театра музыкальной комедии, заслуженная артистка. И таких казахских музыкантов, получивших первое конкурсное крещение, в Украине немало.
— Но в этом году казахские музыканты на конкурс не приехали...
— ...Дело в том, что одновременно с «лысенковским» конкурсом прошли сразу несколько других, например Марата Бисенгалиева — известного скрипача (он сейчас живет в Лондоне), и вокальный конкурс Бюль-Бюля Оглы в Азербайджане.
Ваши вокальные конкурсы всегда считались сложными, ведь Украина — страна певческая, богата хорошими голосами. Я вам больше скажу. Знаю от казахской молодежи, что сюда многие попросту опасаются ехать, говорят, что бесполезно с вашими вокалистами состязаться. Поэтому в Азербайджан поехали, а к вам — нет. Побоялись.
— Соглашусь, что для музыкантов зарубежный опыт — первое дело. У вас, кстати, тоже он имеется, в конце 70-х вы работали в Президентском оркестре филармонии Мехико.
— Сейчас заграничными выступлениями никого не удивишь, а в советские времена это было событие фантастическое. А как все получилось. В мае 1978-го в Союз приехал Президент Мексики Хосе Лопес Портильо с супругой, пианисткой. Она-то и попросила помощи у организации международного оркестра. Дело в том, что струнников они решили взять из СССР и Восточной Европы, а духовиков — из Америки и Западной Европы.
Все соискатели участвовали в творческом конкурсе. Так в одном коллективе слились два лагеря: капиталистический и социалистический. Оркестр этот активно гастролировал. За три года мы побывали в 30 странах. Между собой музыканты общались на английском, а поскольку жили в Мексике, я выучил испанский язык.
Опыт такого интернационального сотрудничества я использовал в Казахстане в конце 80-х. Будучи ректором Алматинской консерватории, дважды сформировал симфонический оркестр из студентов консерваторий СССР. Даже организовал с ним турне по пяти республикам Центральной Азии. А в этом году собрали молодежный симфонический оркестр стран Содружества, кстати, от Украины были два альтиста.
О секретарях обкома и детях музыкантов
— Вы — скрипач, профессор, заслуженный деятель искусств, в 2003-м стали министром культуры Казахстана. Насколько совместимы музыка и политика?
— Скажу честно: совмещать очень трудно. Но профессию свою я никогда не бросал. Брать целый класс уже не было возможности, разве что несколько человек. Посольская, министерская и Президентская должность когда-нибудь, да заканчивается, а профессия должна оставаться. Потому во всех анкетах в графе «профессия» пишу: «музыкант».
А назначать на должность людей, которые не понаслышке знают проблемы культуры, — нормальный ход. Например, нынешний вице-министр культуры и информации Аскар Бурибаев хороший виолончелист, его сын Алан — известный в Европе молодой дирижер.
— Знаю, что и у вас музыкальная семья, расскажите о ваших близких.
— Две дочери окончили консерваторию. У меня пятеро внуков, две внучки учатся в специализированной музыкальной школе. Одна скрипачка, как дедушка, вторая — пианистка, в бабушку. Я еще в советские времена говорил, что дети секретарей обкома должны быть секретарями, а дети музыкантов — музыкантами. Шутка, но по жизни так и сложилось.
— Вы до сих пор занимаетесь на скрипке по нескольку часов в день?
— Обманывать не стану, последние годы, особенно «министерские», не было времени на репетиции. Сами понимаете — командировки, совещания и конференции. Так что скрипку с собой не вожу, надо ведь чем-то жертвовать. Зато в этом году я праздновал свой 60-летний юбилей, вышел играть на сцену вместе с друзьями — действующими музыкантами. Пока репетировал, так волновался, что даже похудел. Но было приятно вернуться в свой старый мир, когда творческие волнения пришли на смену рутинной организаторской работе.
— Мне представляется, что у такого маститого музыканта, как вы, и инструмент должен быть выдающимся. Во всяком случае, не фабричного производства, а «индпошив». Права?
— На фабричных сегодня даже студенты не играют, стараются найти что-то более стоящее. А у меня итальянский инструмент XVIII в., такой в магазине не купишь. Подобные скрипки нужно передавать от поколения к поколению. Так что если внучка будет хорошей скрипачкой, для нее инструмент уже приготовлен.
Про нацизм без комментариев
— Профессиональные музыканты зачастую негативно относятся к поп- или рок-музыке музыке. И все-таки, может, кого-то из «неклассических» исполнителей вы слушаете?
— Есть музыка хорошая и плохая. Исполнители бывают талантливые или бездарные. Поэтому я поддерживаю многих талантливых исполнителей современной музыки. Долгие годы дружу с музыкантами группы A'Studio.
В 80-х, когда сложно было найти качественные записи, наряду с классикой из-за границы я привозил пластинки знаменитых музыкантов, того же Стиви Уандера. Так эти ребята из ансамбля приходили ко мне в гости и ночи напролет слушали музыку, учились. Потому на мой юбилей они тоже приехали не случайно.
Вообще, у меня внушительная домашняя фонотека, где особое место занимает джазовая коллекция. Мне интересны современные украинские музыканты, будучи в Киеве я сходил на выступление в джаз-клуб, познакомился с Алексеем Коганом (журналист, популяризатор джаза, музыкальный продюсер. — Авт.). Мы даже договорились о дальнейших связях, будем продолжать музыкальное знакомство.
— Давайте отойдем от музыки к культурным традициям. В последние годы у наших политиков появился особый шик носить украинские вышиванки с европейскими костюмами. А вы надеваете национальную одежду на деловые встречи?
— Если говорить о казахской одежде, то самая колоритная — роскошный теплый халат из верблюжьей шерсти, украшенный вышивкой. Он называется шапан, как жупан. У меня есть кабинетный вариант шапана — короткий. Но чтобы носить его на людях, показывая, что я — казах, никогда такой мысли не возникало. Нужно соблюдать традиции народа, поддерживать их, но совершенно необязательно делать это напоказ.
А вот если обратиться к кухне, то в нашей семье она чаще национальная. Хотя раз на раз не приходится: сегодня может быть борщ, завтра — бешбармак (мясо по-казахски. — Авт.). Моя жена Александра — русская, но так умеет готовить плов или манты, что любой казахской хозяйке фору даст.
А в студенческие годы у нас были на столе вареники с картошкой — на мясо денег не хватало. Мы ведь студентами поженились одни из первых. Когда наконец квартиру получили, все друзья у нас собирались. Спустя годы мой друг — композитор Ерулан Канапьянов даже написал песню: «Мира, 50» — это адрес, где мы тогда жили.
— Казахстан, так же, как и Украина, — двуязычная страна. Как в вашей стране обстоят дела с языковыми проблемами?
— Никаких языковых проблем нет. У нас действительно увеличилось количество школ, детских садов, где преподавание ведется на казахском. Считаю, что языку надо помогать не разговорами, а делами. Ведь сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Многие семьи задумались: если они будут говорить по-казахски, то и дети языком овладеют. Надо начинать с себя.
А знание другого языка — это же богатство. Наш Президент говорит, что нужно знать три языка: родной в первую очередь, русский как язык межнационального общения и английский — для контактов с мировым пространством. Сейчас все больше появляется молодежи, которая думает именно так. И это радует.
— Уверена, что о скандале в одной из самых дорогих школ нашей страны — Печерской международной, где учатся дети Президента, вы слышали. Метода преподавателя мистера Шинкерса, давшего задание школьникам создать предвыборную агитацию для Адольфа Гитлера, стала информационной сенсацией. В ваших школах, лицеях, где учатся дети высокопоставленных чиновников, дипломатов, возможен подобный инцидент?
— В Казахстане такого быть не может. Тем более тема связана с нацизмом. Без комментариев. Возможно, близость Украины к Европе дает почву для таких вопиющих случаев? У нас говорят: «Если хочешь прославиться, подожги степь». Каждый по-своему это понимает. Кто-то делает великие открытия на пользу человечества, а кто-то выдвигается из ряда неадекватными поступками.
1 Позднее представление статьи по объективным причинам (письмо ПРК в Чехии №31-24/194 от 06.03.2008)
1 В Послании народу Казахстана Президент предлагает значительное усиление национального присутствия в ключевых отраслях экономики. Хотя политика консолидации государственных активов для осуществления важнейших инвестиционных проектов ведется уже несколько лет. Принята программа «30 корпоративных лидеров», основанная на принципе государственно-частного партнерства. В рамках программы реализуются около 100 инфраструктурных и промышленных проектов на сумму свыше 50 млрд. долларов.
Что же касается отношений с зарубежными партнерами, то при Президенте действует Совет иностранных инвесторов, на заседания которого выносятся любые острые вопросы.
1 В своем Послании народу – 2007 Президент Н.Назарбаев призвал к тесному взаимодействию Правительства с частными структурами посредством Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», направленной на дальнейшее повышение конкурентоспособности страны и укрепления региональной роли с помощью реализации прорывных проектов в приоритетных секторах экономики Казахстана.