Вместе весело шагать по просторам… Школа №3 «Под княжеским стягом»

Вид материалаДокументы
Подобный материал:
Вместе весело шагать по просторам…

Школа №3 «Под княжеским стягом».

Замутившееся, расшатавшееся

в своих основах общество

русское страдало от отсутствия

точки опоры.

С.М. Соловьев

Такой опорой для молодежи стал ежегодный межрегиональный проект «Под княжеским стягом», где примером патриотического служения Отечеству был великий полководец Михаил Васильевич Скопин – Шуйский. В 1608 году, когда Москва и Троице – Сергиев монастырь осаждены поляками, он по поручению царя В.И. Шуйского, во главе посольства отправляется к шведскому королю за помощью. Заключив договор с Карлом IX, в мае 1609 года начинается освободительный поход через города Новгород, Тверь, Кашин, Калязин, Переславль – Залесский, Александровская Слобода. Осенью 1609 года под селом Каринское было выиграно решающее сражение с польско-литовскими интервентами.

С тех пор прошло 400 лет, а память об этом событии не утрачена. Во многом благодаря проекту «Под княжеским стягом», в котором наша школа участвует уже четвертый год.

В этот раз наш путь проходил по Старой Слободской дороге, соединявшей Александровскую слободу с Троице-Сергиевой Лаврой, по которой раньше ездил сам Иван Грозный.

Мы начали своё путешествие в рамках проекта с зеркального озера Торбеево, которое является одним из красивейших мест на северо-востоке Сергиева-Посада. Оно небольшое, площадью около четырех гектаров, здесь расположена турбаза, имеется лодочная станция. Разместившись на берегу этого живописнейшего озера, мы, совместно с отрядом из Лихославля, а также кадетами из города Переяславль попытались дойти до водопада Гремячий. Но попытка оказалась безуспешной. Четыре часа мы кружили по лесам и болотам, два раза выходили на одну и туже поляну. Вернулись уже под вечер.

На следующий день, с новыми силами, мы вновь отправились к водопаду Гремячий (ок. 7 км.). В этот раз к нам присоединились отряд из Александрова и Калязина. Попытка оказалась более удачной, и мы наконец добрались до цели. Водопад представлял собой необыкновенное зрелище!!! Гул падающей воды слышен издалека. Мощность водопада шесть литров воды в секунду. Температура воды постоянна круглый год – плюс 6 градусов. Открытие этих хрустальных родников связано с пребыванием в этих местах Сергия Радонежского. Может быть, поэтому существует вера в их особенную силу - есть примета, что, если умыться под струей этого водопада, то никакие болезни не страшны на протяжении всего года. Конечно же, все мы не только умылись, но и искупались в этой чудесной воде! С хорошим настроением и отличными впечатлениями мы вернулись обратно к озеру.

На третий день по плану нам предстояла дорога от озера Торбеево к деревне Марино (ок.5 км.). Но прошли мы гораздо больше планируемого (ок. 9км.), до деревни Воскресенское, где и заночевали. Дорога была сложной: переправа вброд через реку Молокча, бескрайние полевые дороги, непроходимые леса, но все это мы преодолели. Около деревни слева и справа прослеживаются валы и березовые посадки, которые свидетельствуют о прохождении здесь Старого Слободского пути. Кстати, именно этот участок дороги был упомянут в грамоте Великого Московского князя Василия третьего в конце XV века.

Наступил четвертый день. Сегодня нам предстоит дойти до конечной точки нашего маршрута – Каринского поля. Практически, следуя Слободской дороге, мы оказались у села Каринское, которое и вывело нас к полю.

Здесь все было очень интересно! Сначало для нас организовали поход в Александровскую Слободу, где располагались апартаменты Ивана Грозного. Отсюда он отправлял посольства в Ногайскую Орду и к князю Темрюку Черкасскому. В слободе в достаточном количестве хранились шубы, доспехи, ткани, драгоценная посуда, деньги — Александровская слобода, помимо других функций государевой резиденции, исполняла роль своеобразного филиала великокняжеской казны, хранительницы ценностей и сокровищ. Но особое место в жизни двора Александровская слобода заняла после учреждения опричнины. Интересный рассказ экскурсовода помог нам многое узнать об этом периоде в истории России. В канун опричнины Иван IV бывал в слободе порой три раза за год. Загородная правительственная резиденция стала столицей Российского государства. Это было связано с отъездом Ивана IV из Москвы, где жили ненавистные царю бояре. В слободе функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума и ряд иных привычных учреждений. При Государевом дворе работала и книгописная мастерская, где составлялся Лицевой летописный свод. Иван Грозный, будучи человеком просвещенным, имел одну из богатейших библиотек, основу которой составляли редчайшие книги, доставшиеся в наследство от Софьи Палеолог. Знаменитое собрание древних книг до сих пор не найдено. Многие склонны считать, что следы знаменитой либерии (библиотеки) Грозного затерялись именно в Александровской слободе! Вот эти и другие подробности из жизни Ивана Грозного мы здесь узнали.

Вернувшись к месту стоянки и поужинав, мы, совместно с лихославльскими ребятами представили наш объединенный отряд перед другими участниками экспедиции – ребятами из Ярославля, Александрова, Калязина… Мы исполнили сочиненную здесь же песню о тяготах с водой, преследовавших нас на протяжении всего похода, завершив наше выступление общим девизом. Вообщем день оказался очень насыщенным.

По окончании фестиваля на Каринском поле была устроена реконструкция русско-польской битвы, которая произошла 400 лет тому назад. Очень красочное действие, в котором мы сами с радостью приняли участие.

И вот, за спиной уже пять дней экспедиции, море впечатлений, новые знакомства…Во многом это случилось благодаря нашим руководителям: Т. М. Голубевой, М. П. Урядченко и Н. П. Морозовой, так как наше участие в экспедиции было под угрозой и до первого места стоянки мы добирались на рейсовом автобусе с пересадкой. Но все закончилось хорошо. Мы были активно вовлечены в процесс изучения сложного периода истории России – Смуты начала XVII века. Мы соприкоснулись с реальными историческими событиями, в которых только объединенные усилия, гражданский долг, патриотизм, мужество и отвага помогали спасти Отчизну, а значит, себя, свой дом!