начало раздела | начало подраздела
 

 

Морская жизнь раннего кембрия

 
 

Ископаемые окаменелости, найденные в раннекембрийских отложениях, открывают нам удивительный подводный мир, населенный миниатюрными существами. По сравнению с более древней вендской фауной, чьи представители вырастали в длину до 1 м, кембрийские организмы стали значительно мельче. Сравните: самыми крупными существами раннего кембрия были археоциаты - конусоподобные создания, достигавшие всего нескольких сантиметров в высоту. В неглубоких тропических морях, где они обитали, эти существа образовывали обширные структуры, напоминающие коралловые рифы. Окружающие их слои морских осадков бороздили более мелкие создания, похожие на улиток с небольшими коническими раковинами. Кроме того, в осадочных породах обитали мелкие черви. Они рыли норы глубиной в несколько сантиметров. Выше чем в 7,5 сантиметрах от морского дна видимых простым глазом форм жизни не существовало.

ПЕРВЫЕ СКЕЛЕТЫ

Главным изобретением раннего кембрия был скелет. Первые ископаемые, найденные на рубеже докембрийских и кембрийских пластов, представляли собой следы — царапины, оставленные на дне ползающими существами, отпечатки червей, вырытые норки. Однако в пластах, расположенных чуть выше этой границы, появляются первые ископаемые скелетные организмы. Они делятся на две хорошо различимые группы: скелеты археоциатов, представлявшие собой пористые конусы, и так называемые мелкие раковинные ископаемые - разнообразные конусы с твердыми стенками размером всего около 5 мм. Нередко встречаются многочисленные окаменелые шипы, наросты и чешуеподобные пластинки, покрывавшие тела мелких морских обитателей.

Твердые шипы, чешуйки и раковины представляют собой хорошо знакомые нам защитные приспособления. Значит, у обитателей моря возникла нужда защищаться. Появление в древних пластах этих ископаемых остатков свидетельствует, что жизнь в ту эпоху стала более опасной, чем раньше. Если это так, значит, во взаимоотношениях живых существо произошла настоящая революция. Началась, можно сказать, всемирная гонка вооружений.

ДРЕВНЕЙШИЕ ОБЛАДАТЕЛИ СКЕЛЕТА

Одними из древнейших существ, чьи тела содержали твердые части, были археоциаты. Они имели известковые стенки — внешнюю и внутреннюю, покрытые отверстиями и пористые, как губка. Двустенная структура хорошо видна на поперечном сечении остатков группы археоциатов (вверху).

 

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ФУНКЦИИ

Скелеты археоциатов и панцири мелких раковинных ископаемых имеют совершенно различное назначение. Археоциаты использовали свои твердые части для того, чтобы прикрепляться к морскому дну. Прикрепившись, они росли вверх, как современные губки или кораллы. Скелет, скорее всего, помогал им питаться. Пористые стенки отфильтровывали из морской воды мелкие микроорганизмы.

Небольшие панцири мелких раковинных ископаемых, напротив, несли в основном защитную функцию. Обитатели этих раковин жили на морском дне и питались органическими веществами, собранными с поверхности осадочного слоя. Однако такой способ питания был сопряжен с определенной опасностью. Мясистые тела делали этих существ хорошей мишенью для плавающих в воде хищников. Существа, обитавшие в мелких раковинах, как предполагают, положили начало современным моллюскам.

«Карликовая» морская жизнь раннего кембрия оказалась недолговечной. К концу раннего кембрия (520 млн. лет назад) массовая волна вымираний стерла с лица Земли многих из этих существ. Наступала следующая фаза эволюции.

ПАНЦИРЬ ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Трилобиты, появились 545 млн. лет назад. Это одни из самых ранних известных членистоногих, и на их долю приходится треть всех окаменелостей, находимых в кембрийских пластах. Они были одни из первых животных, у которых развился внешний скелет — панцирь.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИИ СКЕЛЕТНЫХ ФОРМ

Для чего ранним кембрийским организмам понадобились раковины? В то время еще не существовало хищников, вооруженных зубами. Так от кого же именно защищались мелкие обитатели моря? Одно из предположений — хищники использовали другие средства нападения, например, стрекательные клетки. Но, возможно, раковины и другие скелетные формы вообще не предназначались для защиты. Они могли представлять собой аккумуляторы энергии, защищать от химических изменений состава морской воды или служить якорем для мягких частей тела.

 
 
 
начало раздела | начало подраздела