Дневник об учебной поездке в г. Хельсинки 23. 08 – 31. 08. 2008

Вид материалаДокументы
Подобный материал:
1   2   3   4
Пн, 25.08 В пн. (второй день) наша практическая деятельность началась с экскурсии по библиотеке. Мне крайне симпатичен тот «дух учености», который царит в Национальной библиотеке г. Хельсинки. Туда может придти каждый и попросить почитать то, что ему приглянется. Это здорово и очень умно! Мне совершенно не понятен проверочный контроль в наших библиотеках и уж тем более не понятна их закрытость! А когда комфортно, то и работать хочется усерднее и больше. Я помню, как быстро пролетал день, когда я приезжала в библиотеку, живя здесь. Особенно удивило меня то, что рассказала наша финская коллега Сусан: когда она писала диплом, она сидела в студенческом компьютерном центре до 4 утра. Таких возможностей нам еще век как минимум не достичь с нашим-то бюрократизмом и взяточничеством по мелочам! У нас поставили 7 компьютеров в библиотеку и тем гордятся, хотя из них работает постоянно от силы 4 

Вот и первый день библиотеки пролетел незаметно. Боже, а что я нашла – меня охватила паника! Но я строго решила воспитывать себя и больше не гнать, пытаясь успеть больше, чем могу! А чем больше «могу», тем больше становится «надо»! Я строго решила для себя приостановить коней моей жизни. Это касалось всего!

Только на следующий день я начала отксеривать нужный мне материал. Его приходилось накапывать по крупицам. Но для меня это стандартное дело, поэтому я особо не переживала. Я еще не знала, что я найду так внезапно …

Вечерами мы выходили на экскурсионную программу. Погода начала радовать, несмотря на то, что было ужасно холодно, видимо, после юга это чувствуется особенно остро, т.к. никто так не мерз. Все были настолько уморенные первым днем работы и навалившимися впечатлениями, что экскурсия Сусан по корпусам университет была не столь долгой. А мы традиционно выпили кофе и прогулялись по центру.

Вт, 26.08 Работа шла своим чередом. Я еще не понимала, что успеваю, что нет. Запасы Национальной библиотеки г. Хельсинки неисчерпаемы, поэтому сложно говорить, какую часть ее ты уже проверил.

На этот день из экскурсионной программы нам выпал Национальный музей Финляндии. Особенно яркими воспоминаниями с прошлого посещения были коллекции «Годы войны», когда я увидела, как русские самолеты бомбили Хельсинки, и как во мне началась ломка стереотипов понимания Финляндии как врага моих предков; и второе яркое воспоминание – последний этаж музея – «историческая мастерская для детей», где можно самому попрясть на ткацком станке, посидеть на троне короля или напечатать приказ президента на машинке 60-х годов. Это, действительно, здорово: психологически это раскрепощает и помогает ребенку без усилий запоминать какие-то факты истории, мыслить логически, а не тупо заучивать! Я этим всегда восхищаюсь и никак не понимаю, почему в России живут такие умы и так примитивно мыслят, не желая развивать свои изобретения. Или новизна у нас «не в моде»?!

Кроме экспозиций, выставленных в национальном музее, ценность представляет и само здание, где эти экспозиции размещены! Удачное сочетание нескольких стилей, а так же использование множества материалов от камня до золота, делают здание Национального музея Финляндии самым большим и масштабным объекта просмотра.

Вечером мы уже пошли традиционно пить кофе со студентами CBU. Настя сказала, что будет говорить только по-фински, чем поразила меня. Как приятно смотреть на человека, который заряжен идеей! 

Ср, 27.08 Думала, в архиве мне будет крайне скучно. Но скучать, пожалуй, было некогда. Все что угодно можно посмотреть здесь! Хранят свою историю финны настолько трепетно в прямом и переносном смыслах этого слова. «Хранят» - копии древних документов всегда можно найти на микрофильмах. А это здорово! Значит, все сохраниться намного дольше, чем сохраненное в архивах моей Родины  Увы и ах. Чуть позже как по заказу я побывала в архиве г. Архангельска – разница была, чуть ли ни с пропасть …

Меня, которую первоначально архив не заинтересовал, было не вытащить оттуда чуть позже, когда я села пытаться читать датские письма военного времени 19 века. Но понять это было крайне сложно. В основном, я понимала только начало и прощание в письме  Однако воспоминаний от посещения архива у меня осталась масса, и о том, что я его посетила, не жалею!

Не знаю, почему, но я никогда не была в Атенеуме. Почему? Да, бог его теперь знает! Не была, не знала. Поэтому теперь пошла с особым удовольствием.

Изначально Атенеум мыслился как своего рода храм искусств, где под одной крышей встречались бы искусства изящные и прикладные. В XIX веке Финляндия, воодушевленная движением национального подъема, охватившем многие страны Европы, видела в Атенеуме символ национального возрождения.

Здание Атенеума было торжественно открыто 18 ноября 1887 г. Оно с самого начала служило оплотом самым различным направлениям в искусстве. Ассоциация изящных искусств разместила там свои коллекции и школу рисунка. Здесь же располагались Финское общество ремесел и декоративного искусства, а также школа прикладного искусства. Отсюда - идея архитектора поместить на фронтоне в центре здания изображение богини искусств, увенчанной лавровым венком, которой поклоняются изящное и прикладное искусства.

Украшение Атенеума было поручено Теодору Хойеру - одному из самых значительных архитекторов Хельсинки. Скульптурные портреты Браманте, Рафаэля и Фидия украшают фасад Атенеума. Вскоре в здании стало тесно. Музей Финского общества ремесел и декоративного искусства покинул Атенеум, вслед за ним переехал музей прикладного искусства (ныне располагающийся в собственном здании). Остались функционировать школы искусств и музей живописи и скульптуры. Начиная с 1990 г., музей этот стал ядром Финской национальной галереи.

Атенеум не ограничивает себя финским искусством. Уже один перечень художников, представленных в его экспозиции, внушает уважение: Марк Шагал, Амедео Модильяни, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Франсиско Гойя, Эдгар Дега, Ле Корбюзье, Фернан Леже и другие европейские мастера украшают главный храм искусств Финляндии.

--------------

Чт, 28.08 И вот он, долгожданный поход в парламент! Нас встретили и очень учтиво пригласили внутрь. Экскурсия велась на двух языках. Мы выбрали английский. Мне понравилось то, как он вел экскурсию: выдержанно и свободно. Не чувствовалось, что англ. для него иностранный. К сожалению, а я об этом забыла, парламентарии были в отпуске, т.к. рабочий сезон еще не начался. Это крайне сократило нашу экскурсию. Я помню, с какими вытаращенными глазами я сидела на заседании в Копенгагенском парламенте несколько лет назад, когда училась в Дании. Сама возможность поприсутствовать во время обсуждения законопроекта, меня ошарашила! Я даже запомнила, что обсуждали парламентарии. Это был какой-то законопроект по выплатам детских денег матерям.

Здесь же я посмотрела, где питаются и где отдыхают депутаты. Но запомнился мне и нестандартный наш экскурсовод. Он был явно не традиционной сексуальной ориентации, и я, непривыкшая к подобным выходкам, была приятно удивлена опять: удивлена либерализмом и широкими возможностями волеизъявления финских граждан.

Этим вечером нас ожидал ужин по-фински с лососевым супчиком и разговорами о том, как кому где учится. Говорили на разных языках, а поэтому было совсем спокойно.

А совсем уже вечером мы собрались-таки группой в одной из комнат и, наконец, отпраздновали нашу совместную вылазку в изучаемую страну. Освоили кухню в этот вечер и убедились, что у этого хостела больше возможностей, чем мы предполагали 

Пт, 29.08 Наступил последний день нашей работы в библиотеке. И именно тогда я нашла такую замечательную книгу, но было уже поздно ее читать, даже взахлеб бы читая не успела. Решила взять ее с собой в Россию, уж слишком она была по моей теме. (это первый случай, когда я нашла целую книгу по моей теме!) Полночи на сб. я пыталась понять, что пишет датский автор о «датском национализме» - да, это не по моим зубам без словаря. Максимум, что я понимала, это каждую десятую строчку, не более.  Язык надо учить постоянно и с постоянной целью, иначе он становится не нужен и переносится с карты памяти в корзину жесткого диска мозга.

Этот день был отмечен двумя днями рождения наших одногруппниц. Мы решили устроить им сюрприз в виде похода в парк атракционнов. Кажется, им понравилось  На обратном пути мы прошлись по району Каллио и мосту, соединяющему этот район «богемы и бедноты» с центром. Каллио – по-фински "скала". Этот район к северу от центра города представляет собой покатый холм размерами где-то километр на километр. В центре, на вершине холма, стоит церковь с высокой башней-колокольней. Мост называется Длинным. В течение многих десятилетий 19 века Длинный мост был границей раздела двух миров : богатых на юге от него и бедных на севере. Сейчас в Каллио и прилегающих к нему Сёрняйнене и Алпихарью проживает около 50 тыс. человек - почти десятая часть населения столицы. Но состав жителей Каллио своеобразен: здесь живут преимущественно молодые люди - в возрасте 25 - 35 лет. Это учащаяся и работающая молодёжь, как правило, не имеющие семьи. Около 70 % живут в квартире по-одному или вдвоём. Детей в этом районе мало, поскольку после рождения ребёнка предпочитают переезжать в другие места. Поэтому население как бы постоянно обновляется - средняя продолжительность проживания в районе всего около 7 лет.

Cб, 30.08 А в выходной мы решили посетить Свеаборг (Suomenlinna) – крепость, построенную при шведах. Но есть там и частичка русской души.

Морская крепость Суоменлинна (Suomenlinna) - это фортификационное укрепление с 250-летней историей, построенное на Хельсинкском рейде. Является жемчужиной Хельсинки и внесена в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО.

В 1748 году Швеция, которой тогда принадлежала эта территория, начала строить крепость в целях защиты от русской армии. На шести островах расположились укрепления для защиты крепости и города, а также препятствующие нападению русской флотилии на Хельсинки. 3 мая 1808 г., в разгар Финской войны, Российская Империя захватила крепость и острова, чем обеспечила себе победу и захват самого города в 1809 г.

Первоначальное шведское название крепости Свеаборг (Sveaborg, крепость Svea) в 1918 по патриотическим и националистическим причинам было изменено на финское Суоменлинна, но до сих пор крепость известна и под старым названием. С 1973 г. Суоменлинна входит в состав Хельсинки как уникальный комплекс: город внутри города.

Сегодня Суоменлинна - уникальный военный памятник мирового масштаба, исторический и военный музей, на территории которого проживает более 900 человек.

-------------

Вс, 31.08 Наступил день отъезда ребят. Я еще оставалась в Финляндии. Плюс ко всему это был и последний день лета. Мне стало грустно. Уже и домой хотелось, но впереди еще была программа. Я закрыла глаза и попыталась поспать еще чуть-чуть, пока меня не попросят из хостела. Но уже не спалось – ждали новые приключения и переживания.

-------------------------

Безусловно, если сравнивать Финляндию с другими европейскими странами, то она первоначально кажется не слишком интересной. Но это первое впечатление обманчиво. Надо просто посмотреть получше и подольше, чтобы понять, насколько эта страна своеобразна и интересна.

Ах, да, совсем забыла. Финляндия стала для меня второй родиной. И это не спроста: живя здесь, я открыла себя в новом качестве, я узнала новые возможности и в очередной раз я открыла мир.  Но главное - именно здесь я почувствовала дух свободы! Он меня пленил.