Петербурга Если «театр начинается с вешалки»

Вид материалаДокументы
Подобный материал:
Татьяна Тукациер

От Москвы до Санкт-Петербурга

Если «театр начинается с вешалки», то круиз начинается с причала. Северный речной вокзал Москвы. Казалось бы, что тут особенного, порт как порт. Но именно это место сыграло важнейшую роль в истории нашей семьи.

Лето 1968 года. Пассажирка «Попова» Наталья Мамзелева после прогулки по Москве вернулась на теплоход и вышла на палубу. Туда же вышел электромеханик «Попова» Вениамин Тукациер, который первую половину рейса почти не вылезал из машинного отделения. Эта встреча перевернула их жизнь. В марте 1971 г. они поженились и прожили вместе более 30 лет до скоропостижной смерти Вениамина по дороге на док в сентябре 2001 года. А летом 2001 г. отец подарил мне замечательную поездку на теплоходе «Родина» от Санкт-Петербурга до Москвы. Поэтому в этом году я решила совершить путешествие в обратном направлении.

1 июля 2010 года я поднялась на борт «Чичерина». На этом теплоходе я путешествовала впервые, и он сразу поразил меня главной изюминкой своего интерьера – фонтанчиком с подсветкой напротив стойки регистрации.

На следующий день нас ждал Углич. Сначала мы отправились в местный храм на крови, где в главной части в фресках рассказывается история убийства царевича Дмитрия в 1591 году, а в притворе – история сотворения мира и изгнания из рая Адама и Евы. Затем мимо очаровательного красного терема удельных князей мы отправились в Преображенский собор, удивительная роспись которого словно хочет улететь на небеса.

Хотя Углич и сейчас утопает в зелени, местный пейзаж сильно отличается от того, который описывала в своих воспоминаниях о детстве знаменитая ленинградская поэтесса Ольга Фёдоровна Берггольц: «…тёмно-красный кирпичный терем стоял на крутом, отвесном берегу Волги и был окружён небольшим, но очень густым садиком с древними задумчивыми деревьями, с огромными тёмными кустами сирени, такими огромными, что внутри них были настоящие небольшие пещерки. И под плакучими ветвями древних берёз, между клубящимися кустами сирени вились ярко-жёлтые дорожки, а за теремом стояли настоящие солнечные часы, которые были ещё при царевиче Дмитрии».

А вечером была часовая стоянка-сюрприз – город Мышкин. Экскурсии там не было. По дороге к храму сбоку от дорожки в цветнике лежала крупная искусственная мышка, ещё две такие же смотрели на розовый роскошный мышиный дворец.

3 июля «Чичерин» прошёл мимо Тутаева, затем мимо знаменитого Толгского монастыря, основанного на месте явления иконы Богородицы. После обеда теплоход пришвартовался в основанном Ярославом Мудрым городе Ярославле. Под моросящим дождём туристы отправились на автобусную экскурсию, любуясь не только достопримечательностями города, но и многочисленными свадебными кортежами. Мы прогулялись по живописной набережной, затем посетили зеленоглавую церковь Илии Пророка с богато украшенным иконостасом в стиле барокко и голубоватыми фресками на библейские сюжеты, в том числе и о житии ветхозаветных пророков Илии и Елисея. После мы поехали в Спасо-Преображенский монастырь, который сейчас активно реставрируется, где во дворе для нас звучали маленькие колокола. Усилившийся дождь загнал пассажиров на теплоход, но вскоре опять выглянуло солнце.

К сожалению, у нас не было экскурсии в расположенное в 15 км от Ярославля имение «Карабиха», которое Н.А. Некрасов купил у наследников князя Голицына. Об этой усадьбе, которую начали восстанавливать после советского разорения всего 8 лет назад, нам рассказывали на следующий день по дороге в Ростов Великий.

В Ростове я не была ни разу. Сначала туристам показали загадочное заболоченное озеро Неро, отражающее колокольный звон окрестных церквей. После мы посетили Спасо-Яковлевский монастырь, а затем отправились на прогулку по Ростовскому кремлю. И в монастыре, и в кремле купола рядом расположенных белокаменных церквей поражают разнообразием оттенков: и солнечно-золотые, и зелёные, словно впитавшие еловый окрас, и небесно-лазурные, и лунно-серебристые, и с золотыми звёздами на фоне синей ночи, и северно-осиновые (лемеховые), напоминающие элементы кижских шедевров. Ростовский кремль также прославился декорациями к фильму «Иван Васильевич меняет профессию».

Вечером теплоход проходил мимо города Рыбинска, который чем-то напомнил мне родной Санкт-Петербург. Некоторые улицы промышленного Рыбинска были спроектированы Карлом Росси, чьё имя носит улица в районе Александринского театра, одно время носившего имя А.С. Пушкина, в северной столице.

Когда мы проходили 19-метровый Рыбинский шлюз, местные чайки устроили нам настоящее шоу. Сначала они сидели по бокам шлюза с волнением актёров перед спектаклем. Как только вода начала пребывать, они с криком все кинулись вниз, стремительно кружась над поверхностью воды и высматривая рыбу. За шлюзом стояла сама Волга в образе девушки с развивающимися от ветра волосами и вытянутой вперёд рукой.

5 июля «Чичерин» подошёл к Горицам. Первый раз я побывала в этих местах за два месяца до рождения, затем уже в подростковом возрасте. Недалеко от пристани возвышается над рекой Воскресенский Горицкий монастырь, внешний вид которого явно оставляет желать лучшего. На автобусе мы отправились в Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 г., который покорил меня ещё в детстве. К сожалению, он тоже нуждается в активном ремонте. Осмотр знаменитой обители начался с экспозиции в одном из внутренних корпусов. Больше всего поразили красивые и богато украшенные иконы. Послушав рассказ во дворе монастыря, мы вышли на усыпанный купальщиками берег Сиверского озера. Едва отплыв из Гориц, теплоход стал пятиться назад к Горицкому монастырю. Оказывается, немецкий турист умудрился перепутать теплоход, и его на шлюпке возвращали на «Чичерин».

На следующий день вечером нас ждал всемирно-известный и охраняемый ЮНЕСКО Кижский заповедник деревянного зодчества с уникальной и всё ещё реставрируемой 22-главой Преображенской церковью, гораздо более скромным, но также очаровательным зимним храмом Покрова Богородицы с обновлёнными и золотистыми на вид маковками, а также с шатровой колокольней. Мы посетили музей местного быта, ознакомились с местными ремёслами, послушали радостный колокольный звон, осмотрели 600-летнюю церковь Воскресения Лазаря из Муромского монастыря. Местные чайки и галки вели себя как фотомодели, совершенно не боясь туристов. Только ласточки мчались куда-то мимо нас, спеша по своим делам, а гадюк мы, к счастью, не видели.

Утром 7 июля теплоход проходил Верхнее-Свирский шлюз, у верхних ворот которого были кораблики, а за нижними воротами красовался маленький садик с фонтанной чашей.

Около 11 ч утра «Чичерин» пришвартовался в Мандрогах. Я пошла на экскурсию. Самое интересное – «Лукоморье» с деревянными иллюстрациями к прологу поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», там же есть маленький зоопарк. К сожалению, животные были сонными от жары и немного пугливыми.

Наше путешествие на теплоходе было довольно весёлым. Русские и немецкие туристы состязались в конкурсе «Два капитана», отгадывали ответы на спрятанные в коридорах и у внутренних трапов вопросы, чтобы найти сокровище (в образе льняного полотенца, которое в русском конкурсе выиграла я), участвовали в «Шоу талантов» с песнями и танцами (хотя моим стихам было отказано из-за трудностей перевода). Пассажиров также развлекал фольклорный ансамбль из Ростова-на-Дону «Русская жемчужина». Правда, я заметила у них три ляпсуса: то мотив наврали, то текст заменили, то часть куплетов вырезали. Зато артисты покорили русскую группу исполнением «Калинки-малинки», где им прихлопывали, притопывали и подпевали. Когда «Шоу талантов» закончилось, теплоход уже плыл по Ладоге – матери родной и самой прекрасной для меня реки Невы.

А на следующее утро без всякой музыки, тихо, словно подкрадываясь, «Чичерин» подошёл к Санкт-Петербургу.