Инвалид по отношению к социальным группам
В подглаве я остановлюсь в основном на тех группах, которые чаще всего проявляются в социальном существовании людей с ограниченными возможностями, удовлетворяют их потребности, причем инвалиды важны для этих групп, играя в них различные роли. Это семья, сверстники и социальная группа, соседи, школа, университет и рабочая среда, организации и учреждения, поддерживающие инвалидов. Я предполагаю, что возможности инвалидов участвовать в широко понимаемой социальной жизни, в том числе в группах, и играть в них роли меньше, чем у здоровых людей. Их способность занимать положение, ожидания, система ценностей и другие факторы, влияющие на статус в группе и обществе, также различны.
В каждой группе ее члены выполняют определенные роли — в семье: отца, матери, детей, родственников; на работе: начальник, сослуживец, коллега; в школе — учитель, ученик, коллега и т. д. С ролью связаны три понятия:
- положение, т. е. место, занимаемое в группе, связанное с властью, обязанностями;
- ожидания, т.е. шаблоны, закрепленные за ролью относительно внешности, поведения, образа жизни, навыков;
- поведение, отвечающее ожиданиям.
Основные вопросы, которые необходимо задать в контексте этого деления, следующие: Каково положение людей с инвалидностью в различных группах? Какие ожидания есть у людей с ограниченными возможностями по отношению к другим членам группы и чего группа ожидает от них? Какое поведение демонстрируют члены группы в отношении ожиданий людей с ограниченными возможностями и наоборот?
В жизни большинства людей основной и самой важной группой является семья. Семья и инвалидность — сочетание этих двух направлений нашло выражение в законодательстве, научной литературе, учреждениях и организациях, а также в общественном мышлении.
В функционально-структурной теории важной областью интереса являются различные функции, выполняемые семьей (количество функций колеблется в разных исследованиях от нескольких до десятков или около того). Збигнев Тышка перечисляет, например, 10 функций семьи, которые в силу их важности для людей с ограниченными возможностями стоит привести:
- материально-хозяйственная функция (обеспечение материального существования);
- защитно-охранительная функция (уход за гигиеной, питанием, одеждой);
- репродуктивная функция (рождение потомства);
- половая функция (секс без потомства);
- функция легализации и контроля (поощрение или наказание за поведение);
- функция социализации (обучение нормам, образцам поведения, ценностям, социализация);
- классифицирующая функция (придание социального положения);
- культурная функция (привитие элементов культуры, таких как: определенное поведение, язык, цели, стремления);
- рекреационная и социальная функция (предоставление моделей семейных и социальных контактов, проведение свободного времени);
- эмоционально-экспрессивная функция (обучение тому, как получать, дарить и сохранять любовь, теплоту и близость).
Эти и упомянутые другими исследователями функции семьи выделяются на основе потребностей, которые она удовлетворяет по отношению к своим членам.
В отношении лиц с ограниченными возможностями функции семьи изменяются (усиливаются или ослабевают) в зависимости от различных факторов, среди которых следует рассматривать вид и степень инвалидности, прогнозы улучшения состояния здоровья и другие факторы, такие как возраст и пол. более важный. Как польские, так и зарубежные исследования показывают, что для инвалидов большое значение имеют заботливые, материальные и эмоциональные функции — в зависимости от их самостоятельности в жизни. Он пишет об этом Зофия Кавчиньская-Бутрим (2008 г, стр. 132 и далее). Это не означает, что другие потребности инвалидов должны быть оставлены в стороне. О необходимости учета широкого круга их потребностей свидетельствует, например, сфера сексуальности людей с ограниченными возможностями, о которой до недавнего времени умалчивалось.
Точно так же социализационная, культурная и другие функции остаются в рамках потребностей инвалидов, но их значение может быть уменьшено необходимостью помощи в сфере основных потребностей, особенно самообслуживания. Ожидания по отношению к семье будут тогда идти в этом направлении.
Человек, который заболел или попал в аварию, принадлежал к разным группам и выполнял соответствующие роли до наступления этих обстоятельств. Талкотт Парсонс, одним из первых описавший болезнь в социологических терминах, констатировал, что болезнь является девиацией, нарушает социальный порядок, снижает или препятствует выполнению социальных ролей, ставит больного в ряд девиантов, хотя это не его вина; пациент должен с профессиональной помощью врача стремиться выйти из этого состояния. Другой видный социолог, Элиот Фрейдсон, также признавая болезнь девиацией, различал: первичную девиацию — больной может играть существующие роли ограниченно, и вторичную девиацию, когда выполнение существующих ролей совершенно невозможно.
На фоне этих концепций возникает вопрос, какие изменения происходят в исполнении инвалидом существующих ролей и в какой степени они соответствуют ожиданиям окружающих. Вообще говоря, изменения существующих ролей, вызванные инвалидностью, могут в большей или меньшей степени нарушать все сферы его индивидуального и социального функционирования (первичная или вторичная девиация). Прежде всего, это расстройство может касаться основных жизненных функций (забота о себе). Их ограниченность определяет масштаб возможностей исполнения семейных ролей и удовлетворения ожиданий семьи, школы, работы, групп сверстников; он также принимает решения об участии в культуре, развлечениях и других измерениях общественной жизни. Как правило, инвалид не может участвовать в группах, как до несчастного случая или болезни.
Первым шагом на пути к вхождению в новую роль является представленное ранее изменение собственного имиджа — принятие инвалидности, следующий — поиск возможностей вернуться к прежним семейным, профессиональным, социальным ролям, и если эти попытки возвращения окажутся быть нереалистичным — найти себя в прежних группах путем модификации собственной роли или поиска новых ролей, обусловленных типом и степенью инвалидности. Осуществлению этих чрезвычайно сложных изменений способствует, в том числе, медицинская, профессиональная, психическая и социальная реабилитация (разработанная в Польше выдающимся хирургом-ортопедом Виктором Дега и продолженная Марианом Вайсом, Александром Халком и его преемниками).
К изменениям ролей, о которых я писал в этой части главы, относятся, например, модификация родительских ролей (ограниченный уход за детьми, в оказании им помощи, в том числе материальной), супружеских, служащих (сокращение рабочего времени, смена профессии ), ученическая и студенческая (обучение в спецшколе, выбор более доступных занятий), социальная (меньше участия во встречах, мероприятиях), культурная и др.
Социальные группы по отношению к инвалиду
Новая ситуация, вызванная болезнью или несчастным случаем, создает проблемы для инвалида и, не в меньшей степени, для групп, к которым он принадлежит. Несомненно, семью ждут самые тяжелые перемены. В литературе по этому вопросу указывается, что больной человек в семье означает, что вся семья больна. Она та, кто несет на себе тяготы и последствия новой реальности. Определения интеракционистов здесь вполне оправданы: сотрудничество и адаптация становятся необходимыми в установках людей с инвалидностью и их семей. Таким образом, семья участвует в создании образа собственного ребенка-инвалида, подростка или взрослого члена семьи; он также должен адаптироваться к изменившемуся образу. Это включает в себя принятие ограниченной пригодности, которая касается функционирования инвалида в различных сферах его жизнедеятельности. Исследование автора главы показывает, что родители ожидают улучшения здоровья ребенка на годы и откладывают свои ожидания по отношению к нему — относительно образования, работы, получения профессии. Таким образом, они продлевают процесс адаптации и отдаляют момент принятия возможных ролей в школе, на работе, а также в семье.
В настоящее время многое изменилось к лучшему, о чем свидетельствует деятельность родительских клубов для детей с различными видами дисфункций; об изменениях также можно судить по растущему числу людей с инвалидностью, обучающихся в университетах.
В результате инвалидности меняются функции семьи. Очень часто ее материальное положение ухудшается — в результате ухода с работы одного из родителей (чего требует состояние здоровья ребенка), а также в результате снижения заработка взрослого инвалида. Возникают новые расходы, связанные с лечением, реабилитацией и уходом, что, с одной стороны, приводит к снижению уровня жизни всей семьи, а с другой — к модификации существующей функции материального обеспечения. В ситуациях значительного ограничения работоспособности (например, при параплегии, умственной отсталости) важнейшей является защитно-эмоциональная функция — удовлетворение потребности в любви, близости, близости.
Благодаря прочной связи между членами семьи именно семья проявляет наибольшую устойчивость к воздействию болезни, хотя и не способна выполнять свои функции в сложных и «подавляющих» ситуациях как по отношению к детям, так и по отношению к взрослым инвалидам. Автору главы о практике Столичного центра реабилитации заболеваний опорно-двигательного аппарата в г.Констанцине известны случаи отказа семьи забрать больного-инвалида из Центра, несмотря на окончание лечения и реабилитации. Такой отказ чаще всего связан с невозможностью справиться с инвалидом в домашних условиях. В таких ситуациях необходима помощь семье со стороны государства как основного субъекта социальной политики и неправительственных организаций.
Другими важными группами в опыте людей с ограниченными возможностями являются группы сверстников и социальные круги. Участие этих групп в создании собственного имиджа инвалида и их поддержка, вытекающая из духа товарищества и дружбы, имеет большое значение на разных этапах жизни людей с инвалидностью. Поддержка со стороны этих групп крайне важна, поскольку не дает инвалидам изолироваться, создает вокруг них атмосферу тепла и добра, убеждает их в собственной значимости. Взамен люди с инвалидностью также хотят быть нужными своим коллегам и друзьям. Эти группы также оказывают существенную поддержку семьям. Однако следует отметить, что со временем отношения между инвалидом и сверстником и социальной группой могут измениться. Здоровый до сих пор сверстник в результате сниженной тренированности становится менее привлекательным физически, а нередко и психически, не может участвовать в прежних занятиях и формах проведения свободного времени, но часто бывает печален, недоволен, нуждается в помощи. Поэтому, если сразу после болезни интерес и готовность помочь со стороны сверстников и круга общения обычно высоки, то со временем связь между этой группой и инвалидом ослабевает, контакты становятся спорадическими. Они остаются самыми стойкими, верными друзьями, более ориентированными на более высокие ценности, чем на участие в веселье и развлечениях. вы должны помочь ему. Поэтому, если сразу после болезни интерес и готовность помочь со стороны сверстников и круга общения обычно высоки, то со временем связь между этой группой и инвалидом ослабевает, контакты становятся спорадическими. Они остаются самыми стойкими, верными друзьями, более ориентированными на более высокие ценности, чем на участие в веселье и развлечениях. вы должны помочь ему. Поэтому, если сразу после болезни интерес и готовность помочь со стороны сверстников и круга общения обычно высоки, то со временем связь между этой группой и инвалидом ослабевает, контакты становятся спорадическими. Они остаются самыми стойкими, верными друзьями, более ориентированными на более высокие ценности, чем на участие в веселье и развлечениях.
Может случиться и так, что этой ценностью окажется человек с инвалидностью. Канадский офицер Жан Ванье превратил свою военную карьеру в службу людям с психическими отклонениями. Он утверждает, что инвалид обогащает его, а не наоборот..
Еще одна важная группа для людей с ограниченными возможностями – это их рабочая среда. В целом в ней преобладают формальные связи и отношения, но другая тенденция — неформальная сфера, основанная на товариществе, дружбе и симпатии. Здесь возникает несколько вопросов: различия в трудоустройстве инвалидов на открытом и защищенном рынке труда, их возможности в обоих условиях труда, отношение руководства и здоровых работников к коллегам-инвалидам. Здоровые работники не всегда готовы работать с инвалидами. Из-за в целом более низкого уровня образования, квалификации и навыков, а также из-за дискриминации инвалиды по сравнению со здоровыми людьми занимают более низкие должности в структуре компании. Ожидания по отношению к работникам с ограниченными возможностями, как правило, определяются типом и степенью их инвалидности. Однако здоровые сотрудники часто чувствуют угрозу от перспективы снижения производительности, невыходов на работу и, как следствие, замены коллег-инвалидов, что меняет ожидания по отношению к ним, а также чувство групповой связи. Возникает размышление о том, что люди с инвалидностью различны и отмечены в каждой группе, но в рабочей среде, часто более ориентированной на цели учреждения, чем на людей, эта инаковость становится более выраженной.
Следующая группа – местное население. В частности, соседи являются важной референтной группой для инвалида и его семьи. В традиционных обществах местное сообщество было связано прочной связью, его члены знали друг друга и многое знали друг о друге. Сообщество формировало их мнения, модели поведения, обучало их нормам и ценностям, осуществляло контроль. В настоящее время эти факторы гораздо слабее. Тем не менее, проживание в квартале или жилом комплексе делает инвалида заметным, а значит, вынуждает окружающих к определенному отношению к нему – это может быть проявление интереса, оказание помощи, установление более прочных контактов или, наоборот, безразличие, и даже нежелание, враждебность или неприятие.
Организации, оказывающие услуги инвалидам, стали важными центрами поддержки и помощи в Польше, особенно в новых политических условиях после 1989 года. В целом субъекты, выполняющие функции помощи, делятся на государственные, самоуправляющиеся и негосударственные. Государство, как главный проводник социальной политики, с незапамятных времен оказывало помощь и заботу различным социальным группам — больным, сиротам, бездомным, престарелым, инвалидам, беднякам. Государственными органами, которые по закону обязаны помогать больным и инвалидам, являются Министерство здравоохранения и другие министерства, занимающиеся их проблемами, например, Министерство труда и социальной политики, национального образования, инфраструктуры, культуры и национального наследия. На уровне воеводства и повята это департаменты здравоохранения и социальных дел и, как и на центральном уровне, другие учреждения, помогающие этим людям. Органов местного самоуправления, созданных после 1989 г, меньше. К ним относятся, например, комитеты по здравоохранению, центры социальной помощи, назначаемые советами коммун, президентами, мэрами и районные центры поддержки семьи.
Важными новыми субъектами являются неправительственные организации, количество, функции, статус и, прежде всего, удовлетворение социальных потребностей которых настолько многочисленны, что они были рассмотрены в отдельном законе.
Старейшими организациями инвалидов, созданными до Второй мировой войны, являются: Польская ассоциация глухих, Польская ассоциация слепых, Польский Красный Крест. После Великой Отечественной войны были созданы Общество борьбы с инвалидностью, Общество друзей детей и другие. В 1980-е годы были созданы многочисленные организации, которые только в период преобразований обрели правосубъектность — союзы, ассоциации и кружки, чаще всего объединяющие инвалидов с конкретными нарушениями (двигательных, зрительных, слуховых, сердечно-сосудистых, респираторных, аллергиков, людей с ограниченными интеллектуальными возможностями). ) или родителей детей с этими заболеваниями. Таких неправительственных организаций в Польше сотни, они являются важными центрами поддержки людей с ограниченными возможностями и их семей. Формы деятельности и помощи государственных органов и органов местного самоуправления четко определены законодательными актами, в частности Законом о социальной помощи и местном самоуправлении. Примерами установленных законом форм помощи инвалидам являются: пенсии, пособия, уход на дому, помощь в натуральной форме, субсидии на реабилитационные пребывания, субсидии на ортопедическое оборудование, субсидии на обучение, субсидии на самозанятость, на приспособление квартир под нужды. инвалидов и др.
В случае с неправительственными организациями помощь принимает несколько иную форму. Деятельность этих организаций направлена на интеграцию инвалидов с определенным видом инвалидности, распространение знаний о заболевании, помощь инвалидам или их родителям в обмене опытом, поддержание контактов с инвалидами и органами власти и местного самоуправления. Они также представляют интересы инвалидов в СМИ и на других форумах. Они редко предлагают финансовую помощь.
Я хотел бы резюмировать замечания, представленные в отношении отношения инвалид — социальные группы и социальные группы — инвалид с определенной рефлексией.
Защита и забота о людях с инвалидностью должны заключаться не только в отказе от дискриминации и сегрегации, но, прежде всего, в помощи, задачей которой будет активизировать этих людей, мотивировать их на выполнение различных социальных ролей, что, в свою очередь, приведет к их участию инвалидов в различных сферах их социального функционирования.