Образ Я формируется в детстве под влиянием родителей и родственников, мнение которых формирует представление о себе маленького человека. У каждого из нас есть образ самого себя, который состоит из физического (рост, телосложение, внешность), психического (качества личности) и интеллектуального (способности, знания). Ян Щепанский называет этот набор признаков субъективной самостью, которая является социогенным элементом личности.
Классик социологической мысли Чарльз Кули в начале ХХ века разработал концепцию, в которой проанализировал, среди прочего, взаимообусловленность индивидуального и социального. Отношения между ними он представил в теории отраженного Я. Это Я состоит из трех элементов:
- созданный в нас образ «какими нас видят другие»;
- удовлетворенность или неудовлетворенность собственным представлением о том, какими нас видят окружающие;
- наш взгляд на самих себя.
По мере протекания процесса социализации — через контакты с иными средами, чем та, в которой мы пребывали в раннем детстве, через взаимодействие различных социальных групп и ситуаций — образ Я меняется. Это становится следствием того, что другие думают о нас, как они нас воспринимают и оценивают. У Щепанского это (согласно Кули) отражение себя. Противостояние двух образов: каким я являюсь по своему мнению и каким меня видят другие, заставляет нас вносить изменения во взгляд на себя, изменения, иногда очень важные. К таким изменениям в самооценке принуждает, например, ребенок, которого родители держат в убеждении собственной ценности, и который в детском саду узнаёт, что другие дети танцуют, рисуют, пишут и считают лучше него.
Щепанский утверждает: «Отраженное Я не совпадает с субъективным Я. Субъективное Я обычно представляет собой набор положительных представлений о себе и является важной основой для психологического равновесия и самоудовлетворения. Он способен противостоять неблагоприятным оценкам окружения. Это дает человеку ощущение собственной, истинной ценности, которую другие могут не видеть по разным причинам. […] Отраженное «я» влияет на наше поведение по отношению к другим людям, потому что мы пытаемся приспособить их к тому, как мы представляем, что данный индивид оценивает нас».
В жизни бывает много ситуаций, когда вам нужно изменить свое представление о себе. Такие вызовы вызываются различными жизненными ситуациями, такими как изменение семейного положения, работы или социального статуса. Нас здесь интересует формирование и изменение образа инвалида под влиянием неблагоприятных событий – несчастного случая или болезни. У человека-инвалида от рождения отправной точкой в создании собственного имиджа является его структура, определяемая указанными выше признаками и состоянием здоровья. Если болезнь возникает в более позднем возрасте, она заставляет ребенка, взрослого или пожилого человека учитывать вызванные ею последствия в текущем представлении о себе. Константина Сафилиос-Ротшильд и другие исследователи называют это включением изменений в представление о себе. Эти изменения чаще всего заключаются в снижении привлекательности,
В теории изменений подчеркивается, что одной из самых распространенных реакций на изменение является сопротивление, особенно когда изменение произошло без должной подготовки, без информирования об изменении, без анализа его положительных и отрицательных последствий. В случае инвалидности в результате болезни или несчастного случая происходит внезапное изменение, которое влечет за собой негативные последствия, отсюда и очевидное сопротивление ему. Согласно Сафилиосу-Ротшильду, сопротивление внесению телесных изменений в представление о себе и принятие инвалидности в общем представлении о себе зависят как от типа и степени инвалидности, так и от изменений, которые эта инвалидность вызывает — «тем более, от символического значения, которое это изменение имеет для единицы. Если образ тела является основным элементом представления о себе, внедрение изменения встречает сопротивление, которое трудно преодолеть, поскольку резко снижает самооценку. И наоборот – придание меньшего значения образу тела приводит к более мягкому привнесению инвалидности в представление о себе».
Чаще всего человек, затронутый ограниченной способностью, не принимает вызванную ею инаковость. Сафилиос-Ротшильд утверждает: «Чем больше у человека возможностей скрывать свои ограниченные способности… тем больше он избегает интеграции необходимых изменений в свой телесный образ и представление о себе». И второе утверждение: «Чем легче и точнее человек способен оценить ущерб и возможности, которых он его лишает, тем охотнее он их примет и предпримет необходимые изменения».
В качестве примера приведены больные после ампутации, которым ясность ситуации позволила быстро включить факт инвалидности в представление о себе.
Помимо «символического» значения инвалидности демографические и социальные факторы определяют ее включение в образ человека. К ним относятся ситуации, в которых ограничение подвижности удобно для индивидуума — тогда он легко вносит изменения в телесный образ и берет на себя роль инвалида. Чаще всего это бывает с людьми низкого социального статуса, которые видят в инвалидности преимущество. Другие примеры автор главы приводит из собственного исследования молодежи с инвалидностью, которое показывает, что молодые люди с различными видами инвалидности и разной степенью инвалидности не хотят идентифицировать себя с инвалидным сообществом, их обижает стигматизация и, прежде всего, называя их инвалидами. Быть физически похожим на сверстников — это выражение принятия норм, система ценностей, ожиданий, моделей поведения, необходимых сначала группе детей, затем школьной или академической молодежи. Эти ожидания, особенно в отношении внешности и поведения, имеют разную основу для зрелости (например, род занятий) и старости.
Важным фактором, определяющим сопротивление изменениям, вызванным инвалидностью, является значимость здоровья, физического состояния и внешнего вида в системе ценностей. Безусловно, общества конца 20-начала 21 века, ориентированные на потребительство, предпринимательство, карьеру и успех, видят связь этих ценностей со здоровьем и фитнесом. Несмотря на интерес к проблемам людей с инвалидностью и его популяризацию (в основном в деятельности органов власти, науки и СМИ) на протяжении нескольких десятилетий, люди с инвалидностью по-прежнему остаются меньшинством, затронутым сегрегацией и дискриминацией — явлениями, обычно неохотно ассоциируемыми с имиджем. себя.
Следует также обратить внимание на людей и группы — по выражению Магдалены Соколовской — «социально значимые» для инвалидов. Это в первую очередь семья, сверстники, круг общения, соседи. Семья несет на себе бремя и последствия обсуждаемого изменения, поддерживает в болезни, помогает в создании нового образа; важно и то, что она способна принять это сама. Другие «социально значимые» люди и группы также сталкиваются с необходимостью включения изменений, вызванных инвалидностью, в образ пострадавшего. Они могут помочь ей в этом нелегком начинании, помешать ей или вообще ничего не делать. Каждое из этих мероприятий является выражением отношения к инвалиду, а также ответом на его ожидания по отношению к группе. Эти вопросы будут обсуждаться в следующих разделах главы.