начало раздела |

ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: ЛИТЕРАТУРА

Персидская классическая поэзия

На протяжении многих веков исторические судьбы таджиков (восточная ветвь иранской группы народов) и персов (иранцев, принадлежащих к западной ветви) тесно переплетались между собой. Примерно между VII—XIII вв. у них сложился единый литературный язык — фарси. В IX—XV вв. культурные и исторические связи обоих народов были особенно тесными и творчество классиков, писавших на фарси, было одинаково родным для персов и таджиков. Поэтов этого времени потому и называют обычно персидско-таджикскими или таджико-иранскими.

Рудаки (середина IX в. — 941)

Рудакй признан родоначальником классической персидской поэзии. Он был крестьянским сыном, вырос в простой глинобитной лачуге в горах Таджикистана.

Смолоду прославился он как замечательный певец-импровизатор. Рудаки пел для народа, аккомпанируя себе на струнном инструменте. Слух о нем дошел до дворца, и вскоре поэт становится приближенным эмира Насра II Саманида. Известный придворный поэт, автор тонких, изящных од, он любил вставлять в них крестьянское словцо, образ, поговорку. Сыновней любовью поэт любил свое родное, затерявшееся в горах Заравшанского хребта село Рудак и увековечил его своим литературным именем. По преданию, Рудаки сложил миллион триста тысяч стихов, но до нас дошло немногим более тысячи. Сам он видел назначение поэта в том, чтобы призывать людей к справедливости и свободе, возбуждать у них стремление к знанию. С негодованием писал он:

У этих мясо на столе, из миндаля пирог отменный,
А эти впроголодь живут, добыть им трудно хлеб
ячменный.

(Перевод С. Липкина.)

Рудаки написал несколько поэм, среди них знаменитую на Востоке книгу басен и притч «Калила и Димна». К концу царствования Насра II в стране вспыхнули народные волнения и мятежи против жестокого эмира.

Рудаки.

Рудаки был связан с восставшими. Видимо, это и послужило причиной его изгнания из дворца. Рудаки провел свою старость в нищете в родном селении, где и был похоронен. Есть предположение, что при изгнании его ослепили.

Фирдоуси (р. между 932 и 941— умер около 1026)

Замечательный персидский поэт Абуль касим Фирдоуси написал эпопею «Шахнаме» («Книга царей») о царях Ирана.

В «Шахнаме» три основные части: мифологическая, содержащая поэтическую обработку древних мифов; богатырская, повествующая о подвигах богатыря Рустама; и историческая, посвященная царствованию 28 царей из династии Сасанидов (226— 651).

Фирдоуси

Через всю поэму проходит идея борьбы добра и зла. Носителями добра изображаются в основном иранцы, а их враги-чужеземцы — воплощением зла. Фирдоуси порицает правителей Ирана, которые творили зло и тем самым навлекали бедствия на свою страну.

Поэт оценивает достоинства царей по их служению народу и родной земле. Художественная ценность эпопеи состоит в живом, ярком изображении борьбы добра и зла, в красочных описаниях природы, путешествий, исторических событий, сражений, подвигов, человеческих страстей.

С большой любовью изображает поэт богатырей. Его Рустам еще совсем молодым совершает героические подвиги, одерживает победу над дэвом — сказочным злым великаном.

В течение долгих лет своей жизни Рустам стоял как утес на страже родины, объединяя вокруг себя богатырей.

Фирдоуси сочувственно описывает в «Шахнаме» народные восстания. Особенно впечатляет сказание о восстании, поднятом кузнецом Кава против иноземного поработителя Ирана — царя-дракона Заххака. Народ под предводительством Кава возводит на престол справедливого царя.

К тому времени, когда знаменитая эпопея была закончена, произошло то, чего так опасался Фирдоуси. Держава Саманидов (874—999) пала. Бухара, столица государства, была захвачена тюркскими кочевниками. За Амударьей установил свою власть бывший военачальник Саманидов султан Махмуд Газневи.

Фирдоуси решил посвятить поэму Махмуду, как бы призывая его вести справедливую и мудрую политику, объединить иранские народы. Султан не оценил поэмы, а возмущение поэта его неблагодарностью счел дерзостью и, по преданию, велел бросить Фирдоуси на растоптание под ноги слону. Фирдоуси пришлось скрываться, скитаться по разным городам, жить в нужде.

Поэма, отвергнутая царем и духовенством, стала бессмертной. Народ воспринимает «Шахнаме» не как книгу царей, а как царь-книгу своей поэзии.

Омар Хайям (1048-умер после 1122)

Мировую известность завоевал своими четверостишиями Омар Хайям. Это был выдающийся поэт, математик, астроном и философ. Он руководил реформой старого персидского календаря.

Его стихи — своеобразный бунт против религиозной проповеди, против ее запретов и попыток отвлечь людей от стремления к лучшей жизни. Справедливость, доброта, свобода, честность — вот идеал поэта.

Пренебреги законом, молитвой и постом,
Зато делись, чем можешь, с голодным бедняком:
Будь добр... Твоя награда — я сам порукой в том —
Теперь земное счастье, — бессмертие потом.

(Перевод Л. В.)

Омар Хайям.

«Сел на коня, он в шлеме и броне, Повесив меч надежный на ремне». Иллюстрация к «Шахнаме» Фирдоуси. Миниатюра из рукописи XVII в.

Единственной формой своих стихов Хайям избрал рубай — четверостишие. Это исконная народная форма, она бытует и поныне у персов и таджиков. Рубай Хайяма — своеобразная миниатюра, в четырех строках которой заключены человеческое переживание и глубокая мысль.

В начале XIII в. орды Чингисхана уничтожили и разграбили города и села Ирана и Средней Азии. Народ не мог примириться с игом кочевников. То тут, то там вспыхивали восстания, порой принимавшие широкий размах. Восстания жестоко подавлялись.

Поэты не могли не чувствовать настроения народа в это тяжелое время. По-разному отражали свою эпоху и ее противоречия великие классики Ирана, выходцы из города Шираза: в XIII в. — Саади, в XIV в. — Хафиз.

Саади (1203-1292)

Саади прожил долгую жизнь. Когда чингисхановские орды приблизились к его городу, он покинул родной дом. Полвека провел в странствиях и скитаниях и вернулся в свой Шираз уже пожилым человеком, умудренным опытом, снискавшим огромное уважение своими познаниями и художественными творениями. Саади создал знаменитые книги о том, как нужно жить: прозаическо-поэтический сборник новелл «Гулистан» («Цветущий сад») и поэму «Бустан» («Плодовый сад»). Отражая атмосферу долгих лет скитаний и борьбы, он призывал к мужеству, упорству, труду и, главное, к правде. Потомки благодарны Сзади за это. В 1958 г. по решению Всемирного Совета Мира прогрессивное человечество праздновало 700-летие со дня завершения Саади работы над «Гулистаном».

Хафиз (ок. 1325 — умер в 1389)

В более острой форме, чем у Саади, народный протест против гнета отразился в лирике Хафиза. Его поэтические газели принесли ему славу одного из крупнейших лириков мира. Газель — это лирическое, обычно любовное стихотворение. Первое двустишие определяет содержание газели и ее «название». Газель обычно завершается двустишием, куда вплетается имя или псевдоним поэта:

Тайн своих, Хафиз, не выдай! И друзей,
Их скрывавших за замками, — вспоминай!

(Перевод К. Липскерова.)

В газели «День отрадных встреч» поэт передает свою тоску по друзьям, размышляет об истинной, верной, самоотверженной дружбе:

День отрадных встреч с друзьями — вспоминай!
Все, что было теми днями, — вспоминай!
Ныне верных не встречается друзей —
Прежних, с верными сердцами — вспоминай!..

(Перевод К. Липскерова.)

Но есть еще одна особенность газели, ярко выраженная в творчестве Хафиза. В глубоко личное стихотворение поэт вставлял один-два стиха, в которых содержался бунтарский намек. Именно в таком стихе Хафиз обличает подлость и приспособленчество. Лирическая, передающая сугубо личные переживания, газель вдруг получает иное звучание, она становится манифестом вольности.

В одной из газелей Хафиз писал:

Пусть же сгинет эта жизнь — умерщвляющий ад!
Славь певец, другую жизнь — услаждающий сот!

(Перевод В. Кочеткова.)

Так, опережая свое время, мечтал поэт о другой жизни — жизни свободных и счастливых людей.



начало раздела |