начало раздела |

ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: ЛИТЕРАТУРА

А. А. Блок (1880-1921)

Загадочно звучало название первой книги Александра Блока: «Стихи о Прекрасной Даме». Книга была рождена юношеской любовью поэта. Она сразу привлекла внимание своим высоким духовным строем, романтикой рыцарской верности, беспредельностью чувства. Представление о рыцарстве Блока было столь устойчиво, что и в августе 1921 г., отдавая дань памяти умершего поэта, пролетарский поэт-революционер Илья Ионов, бывший узник Шлиссельбургской крепости, в некрологе также упомянул «светлый рыцарский облик поэта», который он и его товарищи «прозревали сквозь железную решетку» тюрьмы.

И все же первая книга молодого поэта не предвещала, что ему суждено будет восславить в гениальной поэме «Двенадцать» величие Октябрьской революции...

Александр Александрович Блок родился в Петербурге, в просвещенной дворянской семье. Отец был профессором права Варшавского университета, мать — переводчицей. Еще в детстве поэта мать развелась с мужем и вернулась в дом своего отца — ученого-ботаника А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета.

Безмятежны были детство и юность Блока. Он был окружен обожанием не только матери, но и всей семьи Бекетовых.

Лето он проводил в подмосковном имении деда Шахматове, поэтическом уголке русской природы, к которому на всю жизнь сохранил нежнейшую привязанность.

Природа этого маленького имения, прелесть его окрестностей, высокая любовь, зародившаяся и воспетая поэтом в этих благословенных для него местах, создавала счастливый мир надежд, предчувствия своего поэтического призвания.

Отрешенный от внешнего мира, от житейских трудностей, поэт жил в волшебном мире поэзии, зачитывался стихами и сам писал их. Однако уже в «Стихах о Прекрасной Даме» высокое чувство любви прорывает замкнутость уединенного сердца.

Следом за книгой «Стихи о Прекрасной Даме» поэт создал цикл «Распутья»; в нем уже звучала тоска по новым путям, способным вывести его поэзию из круга одиноких, хотя и возвышенных мечтаний в живой мир страстей, к суровой земной действительности.

Говоря словами самого поэта, пламя революции 1905 г. озарило его душу «кровавыми отсветами»: перед ним раскрылся мир народной нужды и угнетения. Дотоле неведомые ему стороны жизни поэт назвал «страшным миром».

На смену юношеской мечтательности пришли трагические раздумья о судьбе родины, безмерно любимой им России.

В одном из писем Блок говорил, что все думы его — о России, что судьба родной страны является главенствующей в его творчестве. Поэтому и знаменательно, что цикл «Родина» (быть может, значительнейший в творчестве поэта) охватывает период между двумя революциями. А в замечательном, этапном для Блока стихотворении «Осенняя воля» (1905) клятвой верности прозвучало обращение к родной стране: «Над печалью нив твоих заплачу, твой простор навеки полюблю...»

Любовь и боль сливались в блоковском восприятии родины. Поэтому и цикл «Страшный мир» воспринимается как скорбь о родной стране, ее трудной судьбе.

А. А. Блок. Портрет работы К. А. Сомова. 1907 г.

Иллюстрация Ю. Анненкова к поэме А. А. Блока «Двенадцать».

Один из величайших лириков века, Блок создал грандиозные по значению циклы любовных стихотворений, но и они пронизаны болью поэта, его жаждой красоты мира.

Одно из стихотворений цикла «Кармен» имеет зачин: «Ты — как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе»; любимая женщина воплощала в сознании поэта нечто первозданно-прекрасное, забытое человечеством под гнетом черной судьбы.

Понять поэта — значит войти в мир его волшебства, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. В этом смысле А. Блок — поэт трудный, нужно уметь его читать, уметь настраиваться на его поэтический язык.

Одно из наиболее популярных стихотворений Блока — «Незнакомка» (1906). Оно входит в цикл «Город», в котором с такой пронзительностью прозвучала тема «черного города», враждебного счастью и красоте людей.

Все стихотворение — о двух духовно враждебных мирах: мире красоты и мире крикливой пошлости. Среди пьяниц «с глазами кроликов» пленительным видением возникает таинственный образ девушки, в ее отрешенности от пьяного марева привокзального ресторана — протест против всего, что уродует мир людей, траурные перья ее шляпы напоминают о скорби по утрачиваемой и оскверненной красоте бытия. В самом сопоставлении кроличьих глаз и синих очей в сознании нашем возникает нечто несовместимое: низменно-пошлое и извечно прекрасное. Вдумаемся в строки:

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Если привести эти строки вне контекста стихотворения Блока, они покажутся очень странными: разве очи могут цвести на берегу, а перья качаться в мозгу? Но в приведенной нами строфе сталкиваются противоречивые мотивы: в первых двух строках неизбывной грустью веет от траурно склоненных, раскачивающихся перьев страуса; а в последних двух строках — цветение очей, их очаровывающей бездонной сини в дальней, куда-то влекущей дали.

Тайна неотразимого воздействия поэзии Блока в том, что в любом, самом интимном чувстве поэта нас покоряет напряженность его отношения ко всей жизни — к смыслу человеческого существования, к благородству душевного облика человека, к собственному долгу служить правде и красоте.

Когда пятнадцатилетняя школьница Лиза Пиленко (в дальнейшем поэтесса Е. Ю. Кузьмина-Караваева, а через много лет участница французского Сопротивления, героически погибшая в гитлеровском концлагере) пришла к поэту за советом — как ей жить и быть полезной людям, — поэт ответил стихотворением, в котором призвал ее любить «землю и небо». Стихотворение кончается знаменательными словами: «...только влюбленный имеет право на звание человека».

Совет этот следует понимать расширительно, как призыв к подвижничеству души, к ее способности бороться с сонной одурью бездуховности. Поэт и сам опасался ухода в «соловьиный сад» поэзии, отгороженной от людских страданий, от горя мира. Незадолго до революционных событий 1917 г. он создал поэму «Соловьиный сад», в которой и предстала эта возможная, но и погибельная для поэта участь отрешения от мира, ухода в волшебный уют песен и благоухающих роз. Герой поэмы покидает зачарованный сад, ибо «заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна!».

Когда началась Октябрьская революция, Александр Блок оказался среди немногих представителей художественной интеллигенции, сразу примкнувших к восставшему народу. Гениальная поэма А. Блока «Двенадцать» (1918), созданная по горячим следам революционных событий, стала крупным, замечательным явлением в советской поэзии, в советском искусстве.

Сюжет позмы крайне прост. На метельной улице Петрограда — отряд красногвардейцев. В страхе шарахаются от них буржуй, барыня в каракуле, злобствующий писатель, толстобрюхий поп. Один из красногвардейцев, Петруха, убивает свою подружку Катьку, которая с солдатом-изменником Ванькой переметнулась к «буржуям».

Творческим волшебством поэта такой незамысловатый сюжет оказался способным воссоздать величайшее напряжение исторического момента, в нем отразилась грандиозная драма социальных «низов» общества, разбуженных революцией.

Слова поэта о высокой человеческой любви, сказанные пятнадцатилетней девочке, жаждавшей подвига, по-новому зазвучали в блоковской поэме о революции. Ведь в драме Петрухи сказываются и унизительные условия, уродовавшие людей, искажавшие их чувства. В злом мире душевные привязанности человека теряли свою чистоту, свою свежесть, они осквернялись царящей вокруг злобой, корыстью.

Поэт отнюдь не приукрашивает своих героев, ведь и они дети «черного города», и им присущи пороки злого мира, но их борьба свята, ибо направлена против бесчеловечного уклада действительности. Поэтому последняя, двенадцатая глава позмы начинается строкой: «...Вдаль идут державным шагом...» Двойное отточие придает строке простор. Да, красногвардейцы идут «вдаль», к жизни иной, чистой и радостной, шаг их «державный», то есть победный, ибо именно они. призваны революцией построить новый мир всеобщего счастья свободных людей.

Поэт горячо приветствовал наступление этого нового дня мира, приветствовал революцию. «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием, — писал Блок, — слушайте Революцию».

Поэт умер в Петрограде 7 августа 1921 г. Он воспел подвиг великой революции, и слава его бессмертна.



начало раздела |