начало раздела |

ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: ЛИТЕРАТУРА

В. В. Маяковский (1893 — 1930)

Саженьими шагами идет Маяковский по Стране Советов. Рабочие Москвы и Ленинграда, доменщики Урала, шахтеры Донбасса и Кузбасса, трактористы и механизаторы, землеробы и хлопкоробы необъятной колхозной и совхозной земли слышат громыханье его баса.

И победоносным утверждением звучат его слова, обращенные ко всему нашему народу:

главное в нас
это — наша
Страна Советов, советская стройка,
советское знамя,
советское солнце.

Так, «живой с живыми говоря», идет по ленинской стране ее великий поэт. Его гениальная поэзия стала неотъемлемой частью отечественной культуры. Служение революции, партии, народу было главным жизненным принципом великого поэта. Пламенная наступательная пропаганда коммунизма пронизывает все его творчество.

Интернационалистическая поэзия Маяковского стала во главе всей революционной и прогрессивной поэзии мира.

Стих пролетарского поэта, в котором «голос певца подымает класс», явился боевым оружием в руках трудящихся нашей планеты.

Он не приземлял поэзию, но возвышал до нее лозунг, агитку, рекламу.

Действенным и безотказным оружием Маяковского был стих — эпический и лирический, трагический и сатирический, и владел он им с виртуозным умением.

В. В. Маяковский.

Каким был путь Маяковского к всенародному признанию, к полному слиянию с судьбами страны, к нерасторжимому единству с ленинской партией? Попробуем вглядеться в начальную пору его жизни. «Я — поэт. Этим и интересен», — писал сам о себе Маяковский, и мы последуем его словам, определяя воздействие событий и обстоятельств на развитие его могучего дарования.

Владимир Владимирович Маяковский родился в 1893 г. в грузинском селе Багдади, где его отец служил лесничим.

Двенадцатилетним мальчиком Маяковский читает боевые листовки 1905 г., запоминает стихотворные строки из них. Потом поэт заметит: «Стихи и революция как-то объединились в голове». В сознании художника сливаются два понятия, определившие весь его дальнейший путь: поэзия и революция.

Первая русская революция, расстрелянная самодержавием, захлебывается в крови. Но искры от ее пламени, попав в сердце Маяковского, уже никогда не угаснут, разгораясь все шире и ярче.

После смерти отца семья переезжает в Москву. Будущий поэт вскоре становится большевиком. Работает пропагандистом среди рабочих, трижды арестовывается, одиннадцать месяцев сидит в Бутырках. Эта ранняя школа большевистского воспитания оставила глубокий след в сознании поэта, он много раз вспоминал о ней в стихах и поэмах, речах и выступлениях:

Мы открывали
Маркса
каждый том, как в доме
собственном мы открываем ставни.

В. В. Маяковский. Фрагмент из «Окон РОСТА».

Штурм Зимнего дворца. Иллюстрация Н. Долгорукого к поэме В. В. Маяковского «Хорошо!».

Иллюстрация Д. Бисти к поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин».

Большевистское подполье дало Маяковскому сильную политическую зарядку, сказавшуюся через многие годы. Марксистско-ленинские положения, усвоенные им из нелегальных изданий, врезались в память поэта неизгладимо, язык революции стал языком Маяковского с самых ранних лет.

Вскоре после выхода Маяковского из тюрьмы появляются его первые стихи, обратившие внимание читателей яростной антибуржуазной направленностью. В эти годы он объявляет себя футуристом. Футуризм для Маяковского оказался одеждой не по росту. Талантливые поэты сбрасывают с плеч обременительные одеяния. Нет символиста Блока — есть великий поэт Александр Блок. Нет имажиниста Есенина — есть великий поэт Сергей Есенин. Нет футуриста Маяковского — есть великий поэт Владимир Маяковский.

Вершиной дореволюционного творчества великого поэта становится «Облако в штанах» — поэма, в которой, по словам самого Маяковского, «выкрепло сознание близкой революции». В этой поэме он осознает себя певцом человечества, но человечества не абстрактного, а угнетенного, обездоленного, поднявшегося на революционную борьбу. Отныне и навсегда он будет ощущать себя поэтом «людей... от копоти в оспе», поэтом рабочего класса, держащего «в своей пятерне миров приводные ремни».

Наступает 1917 год. Маяковский встает рядом с большевиками, а когда приходит Октябрь, поэт провозглашает: «Моя революция». Спустя десять лет в

поэме «Хорошо!» поэт воссоздает ее поэтическую летопись. Он сам был участником и певцом Октября. Маяковский гордился тем, что матросы шли на Зимний с его словами:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.

Боевые, наступательные строки поэта помогают большевикам бить колчаков и Деникиных, гнать из республики Врангелей и интервентов. Маяковский работает в «Окнах РОСТА». «Пишу и рисую, — говорил сам поэт. — Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей». Поистине великий труд во имя великого дела революции! И еще одно: для Маяковского не существовало черной работы. Великолепный лирик, человек, одаренный изумительным эстетическим чутьем, он идет на плакат, на агитку, на лозунг и пишет каждую строку так, будто это лучшая строка в его жизни.

Разгромом белогвардейцев и интервентов кончается гражданская война, начинается период мирного строительства. Маяковский и здесь на переднем крае. Славя людей труда, он хлещет сатирическим бичом все, что мешает созидательной работе. Стихотворение «Прозаседавшиеся» высоко оценил В. И. Ленин.

Смерть великого вождя трудящихся неимоверной болью отдалась в сердце поэта и породила бессмертные стихи. Бывают свершения, которые иначе, как великими, назвать нельзя. И вот это действительно великое свершение! Воздвигнуты прекрасные памятники Ленину, но поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин» не памятник, а, скорее, высоко взметенное знамя. Огненное знамя, на котором жарким пламенем поэзии начертано: Ленин, Ленинизм, Партия.

Маяковский так определяет свое место в ленинском строю:

Я
всю свою
звонкую силу поэта тебе отдаю,
атакующий класс.

В 20-е годы поэт много ездит по родной стране, часто бывает за рубежом. Заграничные стихи Маяковского — важнейшая часть его творческого наследия.

Посланец революции, он бескомпромиссен в осуждении разлагающейся буржуазной культуры, капиталистического порядка. Глашатай ленинского интернационализма, он везде подает братскую руку рабочим и крестьянам, трудящимся всей планеты.

Советская печать находит в Маяковском неутомимого агитатора и пропагандиста. Разящей стихотворной строкой он откликается на злобу дня, славит наши успехи, бичует недостатки, язвит их виновников — бюрократов, разгильдяев, зажимщиков критики. Он непримиримый враг мещанства, показанного в пьесах «Клоп» и «Баня». Образы Присыпкина и Победоносикова вошли в галерею лучших сатирических образов советского театра.

Десятилетний юбилей Великой Октябрьской революции поэт встречает поэмой «Хорошо!». Весь исторический опыт советского народа вместился в этот героический эпос.

Прямая линия соединяет рабочих, штурмовавших Зимний, и строителей первой пятилетки. Суровый реализм строк, рисующих жестокие трудности начала большого дела, освещается неколебимой уверенностью в его будущем.

«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» открывает для советской поэзии тему пятилетки и является одним из самых замечательных стихотворений Маяковского.

«Стихи о советском паспорте» и незаконченная поэма «Во весь голос» знаменуют прижизненный итог творческой деятельности Маяковского.

В 1930 г. его не стало. Но поэзия великого пролетарского поэта жива и будет жить. Она оказала и продолжает оказывать огромное влияние на развитие всей поэзии социалистического реализма.

Жизненность стиха Маяковского в том, что он не делил понятий «поэзия» и «действительность», «литература» и «народ», «искусство» и «коммунизм», а объединял их в своем творчестве.

И мы, советские люди, повторяем сегодня вместе с поэтом:

Читайте,
завидуйте,
я —
гражданин Советского Союза!



начало раздела |