Девиантность и преступление не одно и то же, хотя они часто пересекаются. Понятие девиации гораздо шире, чем понятие преступления, которое означает нонконформистское поведение, равносильное нарушению закона. Девиантность можно определить как несоблюдение набора норм, принятых членами данного сообщества или общества. Девианты же – это люди, живущие не по правилам, которым следует большинство из нас, хотя иногда мы нарушаем общепризнанные правила поведения, совершая мелкие кражи с полок магазинов, беря что-то с работы или превышая скоростной режим.
Криминология – это наука о преступлениях и девиациях. занимается изучением поведения, подпадающего под уголовное право, где предметом являются методы определения уровня преступности, тенденции отдельных категорий преступлений и стратегии борьбы с преступностью, а социология девиантного поведения изучает поведение, не подпадающее под действие уголовного права, предметом девиантного поведения является использование вопросов, почему определенное поведение обычно считается слишком девиантным. Изучение девиантности может охватывать такие разнообразные явления, именно поэтому существуют социологические теории, оказавшие наибольшее влияние на социологию девиантности, так называемые:
• функционалистская теория
• интеракционистская теория
• теория навешивания ярлыков
• теория конфликта
• теория контроля
Функционалистская теория показывает, что преступность и отклонения являются результатом структурных напряжений и отсутствия социальных механизмов морального регулирования поведения. Если индивиды и социальные группы не имеют шансов реализовать свои стремления при наличии достаточных средств, то для некоторых из них несоответствие между желанием и осуществлением превратится в девиантную мотивацию. Отсутствие социального успеха является резким различием между теми, кто занимается преступной деятельностью, и теми, кто ею не занимается. Большинство людей реально оценивают свое положение и подстраивают под него свои стремления, ошибочно полагать, что несоответствие стремлений и возможностей – это проблема только неимущих, склонность к совершению преступлений имеют и другие группы людей.
Интеракционистская теория рассматривает девиантность как продукт общества и отвергает существование типов действий, которые были бы девиантными. Теория ставит вопрос о том, что делает определенное поведение девиантным и почему определенные социальные группы считаются девиантными.
Теория навешивания ярлыков (когда навешивание ярлыка на кого-либо как на девианта усиливает его девиантное поведение) важна, поскольку она предполагает, что ни одно действие не является по своей сути преступным (или нормальным). В свете этой теории девиантность представляет собой не совокупность признаков индивидов или социальных групп, а процесс взаимодействия между девиантами и не-девиантами. Чтобы прийти к природе самой девиантности, нужно сначала ответить на вопрос, почему некоторых людей называют девиантными. важно изучить, как определенные виды поведения помечаются как девиантные и почему одни группы помечаются как девиантные, а другие нет.
Люди закона и порядка, которые могут навязать общепринятые определения морали, навешивают большинство ярлыков на других. Таким образом, ярлыки, обозначающие категории девиантности, выражают структуру власти в обществе, правила, в терминах которых определяется девиантность, в основном созданы богатыми для бедных, мужчинами для женщин и пожилыми людьми для молодежи. Навешивание ярлыков влияет не только на восприятие человека другими, но и на их собственное чувство идентичности. Теория навешивания ярлыков, возможно, является наиболее широко используемым подходом в изучении трансгрессии и девиантного поведения. Эта теория делает нас более чувствительными к тому, как происходит, что определенное поведение считается предосудительным, и к реакции властей, от которых оно зависит, и к условиям, способствующим вступлению человека в конфликт с законом.
Теория конфликта анализирует преступность и девиантность с точки зрения социальной структуры, противоречивых интересов отдельных групп и удержания власти элитами. Теория хочет показать, что девиантность — это выбор, часто политический.
Многие преступления, такие как грабежи прохожих, широко освещались средствами массовой информации и средствами массовой информации с целью отвлечь внимание общественности от растущей безработицы, снижения заработной платы и глубоких структурных пороков общества. Однако дисбаланс сил не ограничивается законотворчеством. Люди, обладающие властью, тоже нарушают закон, но они редко привлекаются к ответственности, но правоохранительные органы боятся последствий, которые может иметь борьба с преступностью власть имущих, поэтому сосредоточивают свои усилия на борьбе с преступностью более слабых членов общество. Преступность затрагивает все слои общества и должна пониматься в контексте неравенства и конфликта интересов различных социальных групп.
Теория контроля утверждает, что преступление является результатом дисбаланса между импульсами к совершению преступного деяния и механизмами социального и физического контроля, которые его сдерживают. Теория предполагает, что люди действуют рационально и что каждый совершил бы девиантные действия, если бы представилась возможность. Многие виды преступлений являются результатом «ситуативных решений» — человек видит возможность, и это достаточная мотивация. Эгоистичные люди принимают обдуманные решения о том, заниматься преступной деятельностью или нет, взвешивая потенциальные выгоды и риски, которым она их подвергает.
Если типы связей человека с обществом и законом, такие как поглощенность, приверженность и убежденность, достаточно сильны, они поддерживают социальный контроль, лишая людей свободы нарушать правила. Преступление и девиантность, с другой стороны, являются результатом слабости этих связей. Например, несовершеннолетние правонарушители часто являются лицами с низким уровнем самоконтроля, что является результатом неправильной социализации дома и в школе.
Некоторые сторонники теории контроля считают, что причиной роста преступности является увеличение возможностей для преступной деятельности и множественность ее потенциальных целей в современном обществе. По мере того, как общество становится более богатым, потребление становится целью жизни многих людей, и все больше и больше людей владеют такими товарами, как телевизоры, видеоаппаратура, компьютеры и автомобили, которые иногда крадут. Для предупреждения преступлений особое внимание уделяется обстоятельствам, способствовавшим совершению преступления. В основе стратегии действий лежит идея защиты потенциальных объектов преступления, т.е. затруднения их совершения путем непосредственного вмешательства в потенциальные «криминальные ситуации». Тогда возникает проблема преступности, потому что социальная и физическая защита недостаточна.
Преступление — это лишь одно из проявлений девиантного поведения, оно охватывает столько разных форм деятельности — от кражи плитки шоколада до массового убийства, — что трудно представить, что одна теория может охватить все виды преступной деятельности.
Значение социологических теорий преступности двоякое. Во-первых, они справедливо подчеркивают преемственность между преступным и порядочным поведением. Контексты, в которых определенные виды поведения воспринимаются как преступные и незаконные, очень различны, и этот контекст важен в преступной деятельности. Социализация и социальная среда имеют фундаментальное влияние на то, будет ли кто-то заниматься преступной деятельностью и станет преступником. То, как понимается преступность, напрямую влияет на стратегии борьбы с ней.
Индивидуальная свобода сочетается с социальной справедливостью — общественным порядком, в котором неравенства невелики и у каждого есть шанс достичь полноты и удовлетворения от жизни. Если свобода не уравновешивает равенство и жизнь многих людей лишена надежды на самореализацию, девиантное поведение может оказаться деструктивным (деструктивным, губительным, разлагающим) по своим последствиям.
Теория преступления и девиации А.Гидденса
Home - Теория преступления и девиации А.Гидденса