На протяжении веков знания о воспитании и обучении детей и молодежи в различных странах накапливались в результате международной торговли, зарубежных путешествий, военных экспедиций, географических открытий, дипломатии и религиозных миссий.
Ведутся споры об основателе сравнительной педагогики как научной дисциплины, большинство историков считают отцом сравнительной педагогики Марка-Антуана Жюльлина де Пари (1775-1848). Широкий интерес к зарубежным образовательным системам привел к появлению двух основных концепций педагогической компаративистики. Один из них, представителями которого являются Жюльен и Педро Росселло, предполагает стремление обнаружить общее для распространения лучших решений образовательной практики. Второй, представителями которого являются Садлер, Кандель, Шнайдер, ищет все специфическое, индивидуальное и запутанное в социокультурном контексте изучаемых стран. Есть также понятия которые объединяют и связывают элементы обоих основных направлений практики сравнительной педагогики. Среди их сторонников Хилкер, Холмс, Кинг, Ной и Экштейн.
Марк-Антуанея Жуллиния де Пари считается основоположником сравнительной педагогики. Его работа «Очерк сравнительной педагогики» 1817 года была признана первым всеобъемлющим планом сравнительных исследований образовательных систем в истории.
Концепции Жюльена были направлены на повышение уровня французского образования за счет использования лучших образцов других стран в области педагогической теории и практики. По его мнению, знания о воспитании будут состоять из фактов и наблюдений. Собирая, упорядочивая и сравнивая их, можно было, по Жюльену, обнаружить определенные правила и закономерности.
Согласно замыслу Жюльена, опросы должны были использоваться для сбора данных в разных странах. Собранные таким образом данные служили бы для сравнительных целей, а результаты представлялись бы в виде таблиц и диаграмм, полезных при принятии решений по обучению и воспитанию.
План Жюльена был быстро забыт, хотя т.н. образовательные заимствования стали довольно распространенным явлением в 19 веке.
О концепции сравнительного педагогического исследования Жюльена напомнил Педро Росселло (1897–1970). По Росселло, сравнительная педагогика должна была стать инструментом международного взаимопонимания, а исследования должны были охватить весь мир, чтобы в результате обнаружить тенденции в образовании. Обнаружение этих токов должно было позволить создать соответствующую теорию, которая имела бы универсальный характер. Он сформулировал два принципа, которые, по его мнению, оказали влияние на возникновение «образовательных течений»:
1) общественная жизнь и школа влияют друг на друга,
2) образовательные факты взаимно зависят друг от друга.
Росселло был убежден, что им открыты объективные законы развития образования, знание которых в принципе должно помочь в планировании образования. Такой подход к роли сравнительной педагогики повысил ее престиж как дисциплины не только теоретической, но и практической.
В основу теоретико-методологических положений концепции Росселло легла позитивистская философия, предполагающая возможность и необходимость выявления закономерностей развития, т.е. в социальных науках.
Майкл Э. Сэдлер (1861–1943) был сторонником точки зрения, согласно которой сравнительные исследования должны изучать духовную силу нации.
Сэдлер сформулировал две мысли, которые остаются в силе до сих пор:
1) то, что происходит вне школы, даже важнее, чем то, что происходит в школе, для понимания системы образования,
2) практическая польза сравнительных исследований зарубежных образовательных систем заключается в том, что мы начинаем лучше понимать свою собственную образовательную систему.
Его взгляды в значительной степени способствовали расширению предмета сравнительной педагогики, прежде всего, на социокультурный контекст изучаемых явлений.
Мысль Сэдлера продолжил Исаак Кандель (1881–1965), многолетний профессор сравнительной педагогики, писатель, издатель, путешественник и одна из самых ярких фигур сравнительной педагогики.
Свои взгляды на сравнительную педагогику, ее основные методологические проблемы он изложил в книге «Сравнительная педагогика», изданной в 1933 году. Кандель придерживался мнения, что «сравнение образовательных систем в нескольких странах можно проводить разными методами в зависимости, в какой-то степени, от целей». Кандель считал, что проблемы и цели образования схожи в большинстве стран, но многие решения в отдельных странах зависят от различий в традициях и культуре.
Вклад Кандлера в развитие сравнительной педагогики заключался прежде всего в расширении знаний о понимании образовательных систем и их функционирования в целом, а не в разработке принципов и теорий. Среди многих поколений его указаний на то, что сравнительное исследование требует точной информации об образовательных системах, понимания исторического и культурного контекста, в котором они развиваются, и выхода за рамки описания — к объяснениям и открытию принципов.
Значительный вклад в развитие сравнительной педагогики внес Николас Ганс (1888–1969), доцент Королевского колледжа Лондонского университета.
В своем исследовании Ганс опирался на исторический анализ сил, повлиявших на образовательные системы. Он пошел по стопам одного из наиболее известных европейских компаративистов Ф. Шнайдера из Института сравнительной педагогики в Зальцбурге. Шнайдер стремился определить и классифицировать важные факторы, влияющие на теорию и практику образования, чтобы создать строгие рамки для аналитических и объяснительных исследований в сравнительной педагогике. Ганс тоже шел в том же направлении.
На основе обширного исторического анализа он пришел к выводу, что сравнительная педагогика прошла те же этапы развития, что и сравнительное правоведение, сравнительное религиоведение или сравнительная анатомия. По Гансу, сравнительная педагогика основывается на описании и сравнении существующих явлений в образовании, на анализе сходств и различий в результате исторических исследований, на попытке вывести общие принципы, обосновывающие иные решения.
Ганс разработал метод сравнительного исследования, основанный на факторах, которые представляют собой постоянные силы, формирующие нации и их системы образования.
Одним из крупнейших авторитетов в области сравнительной педагогики является Джордж З. Ф. Бередай (род. в 1920 г., ученый польского происхождения, настоящее имя Зигмунт Фиалковский), профессор сравнительной педагогики Педагогического колледжа Колумбийского университета в Нью-Йорке.
Сравнительная педагогика в подходе Бередая — это не новейшая история образования и не раздел социологии или политологии, а синтез этих и других областей науки. Интересы сравнительной педагогики, по его мнению, сосредоточены на поиске уроков, которые можно было бы извлечь из различий в образовательной практике в разных странах, используя разные методы из отдельных дисциплин. Для Бередая сравнительная педагогика не была схематичной серией учебных монографий с комментариями о различиях и сходствах. Он пытался разработать методологию сравнительного исследования, основанную на наборе логических систем, что оказалось очень полезным, особенно в процессах обучения сравнительной педагогике. Методика Бередея является явной альтернативой методам Канделя и Ганса,
Эдмунд Кинг — один из самых известных в мире представителей этой научной дисциплины. Он не создал какого-либо конкретного метода сравнительного исследования, полагая, что методы зависят главным образом от целей и характера исследования. По его мнению, компаративист волен использовать все методы, подходящие для исследования проблем и вопросов. Кинга часто критиковали за недооценку методологии сравнительных исследований. Его прежде всего интересовал вопрос о вкладе сравнительной педагогики в образовательную политику. Он подчеркнул, что исследования должны учитывать потребности тех, кто принимает решения в вопросах образования и реализует их.
По словам Кинга, методы и стратегии исследования должны основываться на моделях других научных дисциплин, поддерживающих сравнительную педагогику в конкретных обстоятельствах. Предложения Кинга для первого уровня сравнительной педагогики основаны на цели или на таких методах, которые будут необходимы.
Рассматривая достижения польской сравнительной педагогики, нельзя не обозначить общую совокупность условий, влияющих на ее форму. Говоря об условиях, мы имеем в виду такие факторы как локального, так и универсального характера, создающие сеть взаимных связей, определяющих пространство развития научной дисциплины.
Оценивая достижения польской сравнительной педагогики середины 1970-х гг., В. Оконь констатировал, что ее особенностью является то, что она хорошо усвоила методологические положения.
По мнению Б. Суходольского, формулировка концепции сравнительной педагогики как инструмента образовательной политики позволяет придать этой дисциплине научный статус и выделить ее среди других педагогических наук.
Сравнительная педагогика как учебная дисциплина начала развиваться в Польше только в 1960-х годах. Наиболее лаконичное обоснование такого развития событий сформулировал Б. Наврочинский: «Заботясь в первую очередь о Польше и ее развитии, хорошо знать, что было и происходит хотя бы у нас по соседству».
В начальный период развития сравнительной педагогики обычно преобладают описания школьных систем и систем воспитания в отдельных странах. Так было и в Польше, где было создано много учебных монографий.
Важным вопросом сравнительной педагогики является предмет исследования. Б. Наврочинский описал эту тему в самых общих чертах. При этом автор подчеркивает, что сравнительная педагогика всегда исходит из конкретных фактов, а не из абстрактных понятий. По его мнению, это принципиальная черта, отличающая сравнительную педагогику от других педагогических дисциплин.
Происхождение сравнительной педагогики
Home - Происхождение сравнительной педагогики