Есть две основные стратегии работы с культурой акселерации. Одним из них является упомянутое соперничество со временем, которое иллюстрирует позицию подчинения «силе настоящего». Это ответ на вопрос, как еще лучше использовать время, делать еще больше за еще меньше времени? И вот некоторые решения, которые приходят нам на помощь:
- «углубление времени» — предполагающее использование различных, иногда весьма изощренных, приемов, позволяющих выполнять множество действий одновременно, не отказываясь ни от одного из них (это операция так называемого полихронного, параллельного времени). ) — например, есть и пить во время работы перед экраном компьютера. Вы также можете «углубить время», тщательно планируя действия одно за другим, что некоторые люди называют эффективным тайм-менеджментом. Как ни парадоксально, читая очередной гайд из серии «как лучше управлять временем», мы даже не осознаем, что мы управляем не временем, а собой во времени — мы организуем не время, а себя во времени;
- выбор менее трудоемких занятий или инструментов, продуктов, сокращающих выполнение тех или иных действий – например, осмотр достопримечательностей, не выходя из машины, использование полуфабрикатов для приготовления еды;
- отказ от занятий, требующих слишком много времени, включая, например, замену собаки кошкой, не требующей прогулок, или, в крайних случаях, отказ от детей.
Такие примеры человеческого поведения свидетельствуют о подчинении «тирании» времени. Результатом наших попыток справиться с ситуацией перманентной нехватки времени является изменение качества межличностных отношений в результате внедрения «заказных нововведений», таких как фаст-фуд (кто позволяет «роскошь» поедания обеда сегодня вместе?) или замена реальных социальных контактов — виртуальными.
Время также может стать валютой — как в случае Time Bank, организации, которая представляет собой «некоммерческий обмен услугами и навыками» (http://bankczasu.org). Услуги, оказываемые другим членам банка, учитываются в почасовых единицах и при необходимости могут быть получены в виде услуги, оказываемой другими зарегистрированными лицами.
Вторая стратегия — попытка замедлить темп жизни, что является результатом противодействия все большего числа людей, проявляющих нежелание подчиняться «тирании момента». Интересным примером является явление под названием «gap year», т.е. решение взять годичный отпуск от учебы или работы и использовать это время, например, для кругосветного путешествия. Мода на этот тип развития года жизни пришла в Польшу с Запада и становится все более популярной.
Альтернативой для тех, кто не хочет на год бросать работу или университет, является замедление темпа жизни, рассматриваемое Бертманом как лекарство от изменений, произошедших в частной и общественной жизни современных обществ. Бертман постулирует «резкое замедление», чтобы восстановить контроль над технологиями, которые сейчас доминируют над нами, и, таким образом, обеспечить человеческое будущее для наших детей и нас самих (1998, стр. 194-195). Штумский также постулирует в своей статье «замедление скорости», называя это экологией времени — философией жизни, постулирующей освобождение от рабства времени и возвращение к естественному ритму жизни. Благодаря ускорению мы добьемся лучших результатов как на работе, так и в личной жизни, снизим уровень стресса, просто будем жить лучше. Хотя, как отмечает автор, ускорение — дело непростое и для реализации экологии времени требуется одно-два поколения, а целью постулируемых действий является восстановление роли естественного времени и освобождение от давления часового времени. «Речь идет о том, чтобы вернуть старый мудрый принцип «всему свое время» вместо современного «все в одно время, в один момент», чтобы мы могли выбраться из ловушки ускорения, в которую попадает необычайный прогресс науки и технология познакомила нас с ХХ веком».
Ускорение или замедление также можно сравнить с явлением, называемым доушифтингом, которое первоначально относилось к профессиональной жизни — его основной посыл заключался в том, чтобы уйти с ответственной и напряженной — часто хорошо оплачиваемой — должности и вместо этого устроиться на более спокойную и менее напряженную работу ( см. Дрейк 2000). И все это во имя достижения баланса между работой и личной жизнью. Переезд из городских агломераций в малые города — это тоже своего рода дауншифтинг. В последнее время это явление начало охватывать и другие сферы жизни – в первую очередь потребительство, которое сменяется осмотрительной покупкой только того, что нам действительно нужно.
В подобном духе развивается и интернациональная идея Медленного движения, созданная людьми, которые хотят жить «лучше и умнее» в этом быстром, современном мире. Фундаментальная ценность в идее Slow — время. Медленное движение — это, прежде всего, призыв «вернуть» время для важных и важных для нас дел. Философия Медленного движения применима ко всем сферам жизни: от отдыха, еды, покупок, путешествий до работы, воспитания детей и секса. Во всех случаях слово «медленный» становится синонимом более полной, лучшей и счастливой жизни в соответствии с собственным темпом и биологическими часами. Основные принципы можно определить как: поиск удовольствия и наслаждение всеми выполняемыми действиями, разумное использование времени, забота о физическом и психическом здоровье.
Медленное движениеон не контролируется и не инициируется одним учреждением. Есть много небольших или крупных организаций, целью которых является пропаганда такого образа жизни. Примером может служить Всемирный институт медлительности, основанный в 1999 году Гейром Бертельсеном, норвежским психологом. В результате совместных действий Карла Оноре (канадский журналист, считающийся одним из главных идеологов движения) и Бертельсена был создан сайт «Медленная планета», т.е. место (не только в интернет-пространстве), представляющее собой глобальную встречу место для всех людей, которые верят в идею Slow («глобальное место встречи всех вещей Slow»).
Медленное движениепроисходит от противостояния посредственности еды — то есть от общественного движения под названием Slow food. В качестве знака «бунта» была выбрана улитка, которая впоследствии (в разных ипостасях) служила символом всего Медленного движения.
В настоящее время Слоу Фуд является международной некоммерческой организацией, которая в своем манифесте определяет свою цель как «защита права на вкус». Главный постулат НФ — восстановить естественное время выращивания растений и животноводства (без ускорителей и энхансеров) и найти время, чтобы приготовить и насладиться тем, что мы едим. Все это для того, чтобы «вернуть вкус» блюд, которые вы едите. Организация была создана в 1986 году в итальянском городе Бра по инициативе итальянского ресторатора Карло Петрини и с самого начала занималась продвижением нового качества питания и поддержкой мелких региональных производителей продуктов питания, особенно традиционных продуктов питания, произведенных в способ, не имеющий аналогов в мире и находящийся под угрозой исчезновения в результате все более настойчивого распространения того, что известно во всем мире как фаст-фуд. Слоу Фуд был преобразован в международную ассоциацию и сегодня насчитывает более 100 000 сторонников в 50 странах мира.
Медленное движение также охватывает другие сферы жизни, в том числе: Медленный город, Медленное путешествие (движение, поощряющее людей отказываться от самолетов и автомобилей в пользу велосипедов или пеших прогулок, чтобы быть возможность лучше узнать прелести мест, по которым мы путешествуем), медленное чтение (поощрение более медленного чтения, позволяющее лучше понять содержание). Вопрос, который стоит поставить в конце: требования представителей Медленного движения — это всего лишь утопическое видение лучшей жизни или мы действительно можем замедлить темп повседневной жизни?