Социологическая проблематика смерти и умирания чрезвычайно обширна, включая, в том числе, такие вопросы, как: социодемография смерти и умирания, социальная смерть и социальная конструкция смерти, а также социологические теории смерти и умирания и смерти и умирания в социальных институтах. Здесь мы сосредоточимся на последних двух вопросах, помня о том, что трудно строго разделить психологическое и социологическое измерения смерти и умирания. Классической пограничной проблемой является, например, проблема осознания умирания, уходящая своими корнями в социальные взаимодействия между умирающим и его окружением — в основном семьей и медицинским персоналом.
Концепция контекстов сознания
Одним из наиболее сложных вопросов в отношениях между умирающими людьми и их социальным окружением является проблема того, хотят ли они знать о своем состоянии, о чем говорится во введении, и в каком объеме. Эта проблема нашла свою теоретическую основу в концепции контекстов сознания, разработанной социологами-медиками Барни Глейзером и Ансельмом Штраусом в рамках теории траектории умирания, которая будет обсуждаться более подробно чуть позже.
Изучая взаимодействие между умирающим и окружающими его людьми, Глейзер и Штраус выделили четыре модели отношений, характеризующиеся разной степенью осознания обеими сторонами близости смерти и готовности принять этот факт (по: Ostrowska 2005, с. 142-146):
- закрытое сознание — это состояние, когда больной не осознает, что умирает. Его окружение, с другой стороны, осознает серьезность ситуации, но старается любой ценой удержать больного в бессознательном состоянии, контролируя, отбирая и модифицируя всю поступающую к нему информацию и строя оптимистичные планы на будущее;
- подозрительность — это ситуация, когда больной начинает подозревать, что окружение скрывает от него правду. Вот он и пытается более-менее открыто проверить свои опасения, выискивая объективные данные о своем состоянии, вылавливая обрывки разговоров и читая «между строк». Свои выводы он либо держит при себе, либо прощупывает свое окружение, которое чаще всего тщательно охраняет тайну, отрицая его опасения;
- взаимная отговорка — это наиболее распространенная модель взаимоотношений умирающего человека и его окружения. Обе стороны осознают реальную неминуемость смерти, но «чтобы избавить друг друга от боли и стресса […] они играют в игру видимости. [.] В результате, однако, каждая сторона переживает эту смерть — только в изоляции и одиночестве»;
- открытое осознание — это состояние, когда и больной, и его окружение не скрывают друг от друга факта приближения смерти и способны говорить об этом открыто. Это позволяет обеим сторонам разделить свою боль, поддержать друг друга и лучше подготовиться к неизбежному. Наиболее важной тогда является потребность в близости, в любящих руках, в том, чтобы быть вместе и в сопровождении, которая так прекрасно описана Кесслером (1999, стр. 167-178).
Немного вне порядка этой классификации есть еще одна ситуация, которую Глейзер и Штраус называют контекстом низкого сознания. По их мнению, это имеет место, например, в случае умирающих младенцев, людей без сознания и людей с низкими интеллектуальными способностями (по: Zawiła 2008, стр. 40).
Траектория смерти
Концепция контекстов сознания является элементом более широкой теории Глейзера и Штрауса, называемой траекторией умирания. Эти авторы, анализируя процесс умирания больных в больнице, описывали его как континуум от состояния «быть живым» до состояния «быть мертвым» и пытались выделить отдельные фазы или статусы умирания. Концепция траектории была обобщена и расширена Герхардом Риманом и Фрицем Шютце (1992); в предложенном ими варианте она использовалась для анализа всех процессов страдания, а значит, не только умирания и смерти, но и других сторон человеческой биографии, например болезней, пагубных привычек, эмиграции, безработицы и т. д. Траекторию они характеризуют как основные социальные и страдательные процессы […],
Поскольку эта концепция подробно обсуждалась в польской литературе по этому вопросу., я отсылаю к ней читателя, подчеркивая потенциал и полезность этой теории для анализа умирающий процесс.