Стоит отметить, что современный подход к телу в западной культуре — это, с одной стороны, производное от процесса цивилизования тела, а с другой стороны, связывание телесности с эмоциональностью и женственностью XIX века. что привело к отождествлению женщины с телом и дематериализации мужского тела. Таким образом, тело приобрело женский пол и стало женщиной.
В процессе индивидуализации тело рассматривается индивидами как источник удовлетворения и индивидуального успеха и — все чаще — как проект, подлежащий реализации. Тело больше не рассматривается как «естественно» данное, а формируется и изменяется в соответствии с потребностями, чтобы соответствовать социальным образцам идеальной женственности и, в меньшей степени, мужественности.
Значение современного тела — миф о красоте
Ежедневно подтверждаемый в СМИ социальный стереотип говорит нам о том, что именно женщина больше заботится о своем теле, чем мужчина. Этот стереотип основан на различии «женского» и «мужского» подходов к красоте и внешности. Одним из элементов, составляющих современную женственность, является тело. Постоянное внимание к диете, подсчет и проверка калорий, упражнения, направленные на поддержание идеальной линии тела, хирургические операции и корректировки тела – вот примеры практик, направленных на создание и поддержание красоты женского тела. Женщины также пользуются косметикой, потому что без связанной с ней красоты они часто чувствуют себя никчемными и социально незначимыми.
За всеми этими практиками стоит так называемый миф о красоте — вера в то, что только благодаря красоте своего тела женщина может добиться социального успеха. Миф о красоте, однако, представляет женщинам ложную альтернативу: либо они воспринимаются как физически привлекательные, либо как умные и рациональные, обе точки зрения не могут быть объединены. По словам Наоми Вульф, в случае с мужчиной физическая привлекательность и интеллект идут рука об руку. Ценностью женщины является ее внешний вид, что является одним из важнейших критериев оценки женщины. О женщине чаще судят по ее внешности, а гораздо реже по тому, кто она и что говорит. Миф о красоте сочетает в себе сексуальность с красотой, исключая в случае женщин другие ценности, такие как интеллект, рациональность и профессионализм. Конкурсы красоты и конкурсы «Мисс» являются примерами механизмов, укрепляющих миф о красоте. Чтобы добиться общественного одобрения, женщина должна подписаться под мифом о красоте.
Источником мифа о красоте является чувство вины женщины за то, что она недостаточно красива. Красота дает женщине чувство уверенности в себе, ощущение желанной и является основой «здоровой» личности. Согласно Эфрату Целону, миф о красоте функционирует как клеймо, маскирующее фундаментальное культурное уродство женщины. Если женщина может добиться социального успеха только благодаря красоте своего тела, то женщина без красивого тела не имеет культурной ценности.
Красота в общественном сознании ассоциируется с добром и успехом, в народном сознании также считается, что внешняя красота тела есть выражение прекрасного внутреннего (личности). Исследования в этой области показывают корреляцию между признанием и социальным престижем, а также высокой самооценкой людей, воспринимаемых как красивые. Физически привлекательным людям приписывают множество других желательных качеств, таких как: чувствительность, эмоциональная теплота, ответственность, доброта, скромность, общительность, альтруизм, интересная личность. Социальные психологи также указывают на то, что физическая привлекательность считается более важной для женщин, чем для мужчин. Также Вольф отмечает, что красота тела оказывает большее влияние на женскую самооценку. Женщины хуже, чем мужчины, оценивают собственное тело, они также меньше удовлетворены внешним видом своего тела.
Реализация идеала красивого тела — ловушка для женщин. От них ожидается выполнение культурной модели красивого тела, что возможно лишь частично и на относительно короткое время. Если женщина не соответствует требованиям красоты, она погружается в самосбывающееся пророчество — физически (не)привлекательная женщина учится играть роль социально (не)привлекательной женщины.
Парадокс, сопровождающий усилия женщины, заключается в том, что никогда нет уверенности в том, что она наконец добилась желаемого эффекта красивого тела. Внимание к красоте — это бесконечный процесс дисциплинирования и преобразования тела, процесс повторения одних и тех же действий, хотя с течением времени количество времени и усилий умножается, а результат остается неопределенным. Следствием мифа о красоте является идентичность женщины, определяемая телом.
Телесная идентичность
При создании и оценке собственной идентичности женщина занимает точку зрения неконкретизированного наблюдателя, что и является патриархальным контекстом культуры. Эта идентификация оказывает существенное влияние на повседневное поведение женщины. По словам Эллин Кашак, принятие ситуации, в которой женщина стоит между противоречивыми оценками, вызывает восхищение или презрение со стороны «мужского глаза культуры», должно быть, по словам Эллин Кашак, основным социальным опытом. Выстраивая образ внутренне автономной личности, женщина определяет себя по отношению к своему телу. Как следствие, тело становится ядром женской идентичности. По Кашаку, метафорой процесса обретения женщиной телесной идентичности является ее ежедневный взгляд в зеркало и каждый раз подтверждение своей Я-концепции. Женщина наблюдает и в то же время отождествляет себя со своим телесным отражением. Теряя свой внешний вид, она теряет и значительную часть своей идентичности, из-за чего практика ухода за телом в случае с женщиной не может закончиться никогда. В результате связи тела с идентичностью именно женщины превратились на рынке в группу потребителей, наиболее заинтересованную в товарах для тела и красоте.