Успех политической коммуникации в первую очередь определяется сообщением. Языковая знаковая информация представлена в виде текста (устное или письменное выражение). В принципе, к подготовке текста политического содержания применимы те же принципы, что и к любому языковому выражению (об этом написано в главе 3). Однако политический текст имеет некоторые специфические особенности.
Прежде всего следует подчеркнуть, что политические сообщения должны соответствовать социокультурному контексту и поддерживать ощущение единства целевой аудитории или общества. При подготовке политического текста необходимо учитывать сложившиеся в аудитории или обществе стереотипы и критические установки. В основном политические тексты обычно представляют собой призывы, побуждающие верить, реагировать и действовать. Поэтому в них преобладают объединяющие лозунги и девизы. Само собой разумеется, что речи или статьи, составленные из них одних, не могут гарантировать ни убедительности, ни эффективности. Политический текст, от которого ожидается получение выгодной, «видимой» позиции в публичном пространстве или СМИ, может трансформироваться по-разному. Построение идеи, содержательного выражения осуществляется в несколько этапов:
- Формирование сюжета:текст должен раскрывать определенные события или факты; любая политическая информация, не относящаяся к конкретному событию, факту, процессу или явлению, независимо от того, произошло ли оно уже, происходит, произойдет или только прогнозируется, не будет действенной. Сюжет – это основа хода текста, цепь фактов, событий, действий, что придает тексту осязаемость, реалистичность, настраивает сознание воспринимающего на понимание и согласие с определенными устремлениями.
- Сокращение содержания (упрощение):так как текст ориентирован на широкую аудиторию, его словарный запас должен быть максимально простым (но не бедным), не перегруженным умозаключениями, подробностями, мелочами; внушение всегда подкрепляется использованием определенных стереотипов, модных клише или сравнений (фразеологизмов), напоминанием о конкретном достоверном факте или истории личности.
- Акцент на аргументах и оценках:публицистический текст характеризуется социальной оценкой, тогда как в политическом тексте должны преобладать политические оценки и аргументы, которые должны быть переданы понятным бытовым, бытовым, но правильным языком; чем «живее», тем проще формулировка сложных политических идей, тем яснее и приемлемее будет текст и тем вероятнее принятие политических оценок; аргументация должна основываться на человеческом опыте, экономических или финансовых примерах.
- Условная объективность:когда текст предназначен для публичного выступления, его содержание должно основываться на позиции и внутренних переживаниях говорящего; когда текст предназначен для каналов массовой коммуникации (СМИ), он формируется путем сопоставления нескольких мнений и точек зрения с целью создания впечатления объективности, но настойчиво подчеркивая требуемую отправителем позицию.
- Чтобы настроить форму текста:необходимо стилистически корректировать текст до тех пор, пока он не утратит свою холодную формальность (кроме случаев, когда содержание сообщения не связано с призывом и мотивацией).
Нельзя ожидать, что аудитория всегда поймет или интерпретирует текст точно и адекватно автору текста. Любой реципиент, исходя из своего опыта, образования и контекста восприятия, может придавать тексту совершенно разные, даже противоречивые смыслы. Минимизировать эти опасности можно только тщательно изучив аудиторию и опираясь на преобладающие в данный момент настроения и сложившиеся стереотипы. По мнению Лауро Биелиниса (2005), реципиент конструирует понимание сюжетных деталей политического текста, то есть фактов, событий, явлений, используя три уровня данных:
- информация о мероприятии;
- информация о контекстуальной ситуации (политическая агитация, идеологические оценки, психологические установки и т.п.);
- личные предположения о понимании (это может быть необразованный политик, который может ограниченно, неполно или просто не заметить информацию о событии и контекстуальной ситуации).
Политический язык, по М. Эдельману (2002), есть политическая реальность, потому что только на таком языке люди понимают смысл событий, явлений, идей. Даже очевидные вещи можно оценивать и интерпретировать по-разному, поэтому характер, экспрессия и акценты подачи политической информации определяют взгляды, установки и поведение общественности. Внушение политических языков делает людей активными, чувствительными или безразличными к социальным процессам, политическим событиям или изменениям. Уже упомянутые закономерности языкового образования, определенные клише, стереотипные оценки являются важными элементами результативности. Для каждого приемлем только такой текст, который соответствует его собственному мировоззрению, опыту, Я-концепции. Актуальность политической речи — это, по сути, заявление об обещаниях. Поэтому построение речевого текста банально тривиально: без оценки настоящего,
Удачная политическая речь – это синтезированное изложение большинства мыслей аудитории (общества).
Политический язык основан на определенной идеологии и стратегической ориентации, ведь каждый политик или политическая организация представляет определенные ценности, идеи и мировоззрение. Коммуникация является своего рода приспособлением к ситуации, поэтому политическая речь должна быть деликатно построена, оставляя в тексте место для маневра, чтобы можно было гибко импровизировать во время выступления, наблюдая за реакцией аудитории или чувствуя (выясняя ) определенные изменения политической ситуации в настоящий момент.
Политические выступления могут иметь различные стратегии и цели, которые зависят от общей политической ситуации, стратегии и тактики политической организации, контекста выступления и отношения аудитории к говорящему. Подразумевается, что любое публичное выступление политика не может быть несовместимым с его идеологией или идеологией представляемой им организации, однако, подстраиваясь под ситуацию и особенно когда выступление не является четким объявлением или утверждением определенной позиции — заявлением «за» или «против», но попытка объяснить, обосновать, доказать, акцентировать внимание, мотивировать и т.д., нужны разные стратегии. Стратегии политического выступления выполняют несколько функций (Bielinis, 2002):
- Инструментальный: контроль внимания получателя, заставляющий его улавливать одну информацию и не замечать другую информацию, не полезную для политика; говорящий структурирует текст, который воспринимается согласно приоритетам, продиктованным ценностями и устремлениями политика. Эта функция призвана облегчить адресату понимание целей говорящего, закодированных в информации.
- Обоснование: стремление и стремление оправдать появление какого-либо высказывания или невыражение темы, отношения, отношения в политической речи; это делается путем дополнительных объяснений, подтверждений, опровержений, критики и т. д.
- Представления о себе: это стремление в первую очередь создать положительный личностный образ оратора, а не реализовать конкретную политическую цель; это делается в языке путем формирования стереотипов, использования метафор и эмоциональных выражений.
Политический текст, политическая речь является важнейшим элементом построения проблемы и ее решения, поскольку при формулировании и вычерчивании (определении) действий происходит определенная адаптация к установкам и настроениям аудитории или общества.
Политическая речь в основном не влияет на жизнь конкретного человека, но, по мнению М. Эдельмана (2002), побуждает людей смириться с ситуацией, с действиями политиков. Однако в период напряженной обстановки, изменений политической и общественной жизни политические тексты могут стимулировать поведение людей, определять будущее государства, развитие государства. Умный, выразительно построенный текст — это сила. Это инструмент влияния и формирования общественного мнения.