Наблюдая за процессом применения закона «со стороны», кажется, что здесь действительно сняты всевозможные «незаконные», психологические моменты. Все делается грандиозно и торжественно. Когда ведешь дела или участвуешь в судебном заседании, кажется, что действует строгий механизм, где обсуждается каждая ситуация, предусмотрено, как действовать в каждом случае, и единственная цель, к которой стремятся участники процесса, — это выполнение требований закон как можно точнее. Но это только «внешняя сторона». Достаточно во все это погрузиться, увидеть поближе, стать участником процесса, и будет очевидно, что каждый преследует свою цель не только юридическими, но и психологическими средствами. Если вы сами являетесь участником процесса, будь вы судьей, обвинителем или подозреваемым, вы увидите множество примеров психологического воздействия0. Мало того, вы убедитесь,
Во-первых, вы увидите, что применение психологического эффекта универсально, что j0 обнаруживается на каждом шагу. Направления и формы применения очень разнообразны. Легко устоять перед искушением взять взятку, но нелегко устоять перед очаровательной улыбкой обвиняемого.
Участники процесса постоянно ищут не только юридические, но и психологические средства воздействия. Например, обвиняемый не только пытается убедить следователя в своей невиновности, но и старается угодить ему как человеку, не только доказать его добродетель, но и подать пример добродетельного человека.
Точно так же и другие участники процесса постоянно стремятся выявить применяемые другими методы психологического воздействия и «обезвредить» их, избежать нежелательных последствий.
В деле об изнасиловании адвокат потерпевшего представляет девушку, которая любит модно и соблазнительно одеваться. Он не позволит ей сделать это в суде. Он объяснял, что ее поведение обернется против нее. Ведь обвиняемый заявил, что она его соблазнила, и каждый член суда увидит, что потерпевшая может это сделать. Ее платье не является юридическим фактом, но адвокат в основном считает, что это может быть важно. Другой пример. Адвокат, который выслушает историю своего подзащитного, говорит: «Я знаю, что вы говорите правду, но если вы сейчас скажете это так, суд вам не поверит. Нужно рассказать историю так, чтобы в нее поверил суд.
Таким образом, психологический эффект является универсальной вещью в применении права.сес. Каждый участник процесса пытается оказать влияние, переживает его, наблюдает за другими попытками, старается предсказать и нейтрализовать нежелательные эффекты.
Эффект психологического воздействия в правоотношениях обычно не учитывается. Очень сложно в каждом конкретном случае точно сказать, влияет одежда или нет. Вряд ли адвокат сможет ответить, почему судья вынес положительное решение — потому что закон был на стороне его подзащитного, или потому что у его подзащитного «сработала» соответствующая одежда. Однако в важных делах люди стараются не упускать ни одной возможности, ничего, что увеличило бы вероятность достижения необходимого.
Легальные и нелегальные психологические эффекты
Мы видели, что психологическое воздействие очень широко распространено. Его правовой статус может быть самым разным.
В одних случаях это разрешено, в других строго запрещено. Наиболее явные приемы психологического воздействия применяются в выступлениях адвоката и обвинителя. Их правовой статус предусматривает, что они должны «убедить» суд. Правда, как и другие участники процесса, адвокат или прокурор должны делать это законным путем. В случае уклонения от правового рассмотрения дела судья приостанавливает их действие. Однако, в отличие от других участников процесса, они могут наложить на юридическую аргументацию «психологический слой». Пламенные речи лучших адвокатов и прокуроров открыто стремятся не только юридически доказать, но и произвести необходимое впечатление как на суд, так и на всех собравшихся на судебное заседание. И для этого используются психологические инструменты. Когда прокурор вместо того, чтобы просто обратить внимание участников судебного заседания на то, что количество определенных преступлений увеличивается,
Неудивительно, что перед войной в Россию специально ездили послушать выступления известных адвокатов и прокуроров, для участия в судебном заседании нужно было купить билет. Адвокат стремится произвести необходимое впечатление и на своих клиентов. Им приходится верить, что он действительно делает все возможное. Если клиент не верит адвокату и дело проиграно, клиент думает, что это произошло из-за плохой работы адвоката. Если он считает, что адвокат работает хорошо, то и вывод по тому же делу будет другой: «даже такой хороший адвокат ничего не смог сделать».
В других случаях закон строго запрещает влияние. Закон строго запрещает воздействовать на свидетеля, ограничивает психическое и физическое воздействие следователя на обвиняемого. В отдельных случаях предусматриваются специальные меры по защите участников процесса от психологического воздействия.
Защита судьи от психологического воздействия.Конечно, чаще всего вы хотите повлиять на судью. Поэтому законом предусмотрен ряд мер по обеспечению его независимости. Есть страны, где даже ограничивают свободу печати при написании материалов о процессе, чтобы газеты не затрагивали чуткую душу судьи и его решение.
Свидетель защиты от психологического воздействия.Закон предусматривает очень суровые меры (такие, как предварительное заключение), чтобы оградить свидетеля от влияния, которое может оказать на него обвиняемый. Еще одним примером защиты участников процесса от психологического воздействия является институт отстранения. Этот институт должен гарантировать, что нет людей, которыерие может быть заинтересован в том, чтобы действовать не по закону, а как-то иначе. Сторона спора может, например, отстранить от должности судью, прокурора, эксперта, если он является родственником другой стороны и считается, что он может быть заинтересован и действовать не по закону, а по «родственным чувствам». Наконец, строгие правила, по которым протекает процесс, публичность процесса, благодаря чему соблюдение указанных правил отслеживается и контролируется всеми его участниками, — все это формирует предпосылки для «нейтрализации» психологического воздействия на корт. Таким образом, чтобы сделать меры психологического воздействия в судебной системе немыслимыми, принимается множество мер по «стерилизации» процесса.
«Скрытый» (неочевидный) эффект
Кто запретит красивой женщине улыбаться судье, стараться ему понравиться?! Никто не может помешать Петраускасу попросить друга поговорить с судьей о его деле. Он свободный человек и может говорить с кем хочет. В обоих случаях закон не нарушен. Конечно, судья не должен забывать, что он судья, и помнить, что его разговоры по поводу рассматриваемого дела ограничиваются как законом, так и этическими нормами судьи. Такой скрытый, неочевидный эффект обычно имеет место в отношениях между участниками процесса. Каждому из них что-то нужно от другого, и поэтому каждый старается угодить, произвести впечатление, в чем-то убедить, совершить определенное действие и так далее.