В конце 19 века в результате развития акционерных обществ произошло массовое отделение собственности на средства производства от фактического распоряжения этими средствами. Из рук предпринимателей он перешел под власть финансового капитала — олигархии, контролирующей пакеты акций и банковские кредитные счета. Право собственности было рассредоточено по миллионам акций, но самые важные экономические решения принимались небольшой группой финансовых директоров, которые также получали большую часть прибыли.
В то же время, с другой стороны, собственность и управление в промышленности были разделены.
В период свободно-конкурентного капитализма предприниматель сам рассчитывал производство, совершал коммерческие сделки, вел бухгалтерский учет и даже лично руководил работой на фабрике. Со временем, по мере роста фабрик, количество операций умножалось, бухгалтерский учет усложнялся, отдельные управленческие и надзорные функции становились все более поглощающими и требовали большей специализации. Таким образом, контора компании и ее управленческий состав росли, пока в конце 19 века из всего штата фабрики не выделилась большая группа клерков. В то же время технический прогресс принес новые устройства, за которыми уже было недостаточно надзора «машиниста» или мастера; инженеры и квалифицированные специалисты требовались на постоянной основе.
Постоянные чиновники и технические специалисты образовали отдельную группу администрации предприятия, которая постепенно перенимала прежние управленческие функции из рук капиталиста и выполняла все новые задачи, вытекающие из усложнения техники и организации труда. На смену предпринимателю пришло руководство, состоящее из профессиональных администраторов. Технический прогресс и концентрация промышленности все больше и больше отдалили капиталиста от функции управления производством, в то же время развитие акционерных обществ и банков отдалило его от непосредственного владения средствами производства. В распоряжении капиталистов остались предприятия, хотя юридически они перестали быть их единоличными собственниками и хотя лично уже не осуществляли в них управленческих функций. Капитал все чаще принимал характер рантье.