МОНОПОЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

yurii Янв 30, 2023

После 1870 г. и особенно после кризиса 1873 — 1874 гг. во всей промышленности установились соглашения и организации предпринимателей, направленные на недопущение взаимной конкуренции и монополизацию производства. Они стремились контролировать рынок, чтобы иметь возможность диктовать на нем цены и тем самым обеспечивать стабильность прибыли и смягчать влияние экономических колебаний.

Простейшей формой таких договоренностей или союзов были картели. Картель – это добровольное временное соглашение предпринимателей одной отрасли, устанавливающее единую цену на продукцию, закупочные цены на сырье, раздел рынка сбыта и условия сбыта (размер скидок и кредитов, предоставляемых покупателям) и т.п. Иногда картельные соглашения регулировали также объем продукции (пула), приходящейся на отдельные предприятия, обмен патентами на новые изобретения и даже размер заработной платы в той или иной отрасли. Таким образом предприниматели избегали чрезмерных затрат на рекламу для привлечения клиентов, а главное, взаимного завышения цен и убытков от перепроизводства. Картельные соглашения не должны были охватывать всю номенклатуру продукции ассоциированных предприятий, а только конкретную продукцию — например, картель в черной металлургии устанавливал единые цены, деление рынков сбыта и т. п. (на гвозди, рельсы или листовой металл), а разная продукция, выпускаемая одними и теми же предприятиями, не подлежала картельному контролю. Одна и та же компания могла принадлежать и нескольким картелям, каждый из которых контролировал разные группы товаров. Помимо вопросов, охватываемых соглашением, компании, связанные с картелем, сохраняли юридическую обособленность и экономическую независимость и могли выйти из него в любое время. Картельные соглашения повторялись каждые несколько лет. Их часто держали в секрете, так как в общественном мнении они считались нечестной формой удушения свободной конкуренции. каждый из которых контролировал отдельную группу продуктов. Помимо вопросов, охватываемых соглашением, компании, связанные с картелем, сохраняли юридическую обособленность и экономическую независимость и могли выйти из него в любое время. Картельные соглашения повторялись каждые несколько лет. Их часто держали в секрете, так как в общественном мнении они считались нечестной формой удушения свободной конкуренции. каждый из которых контролировал отдельную группу продуктов. Помимо вопросов, охватываемых соглашением, компании, связанные с картелем, сохраняли юридическую обособленность и экономическую независимость и могли выйти из него в любое время. Картельные соглашения повторялись каждые несколько лет. Их часто держали в секрете, так как в общественном мнении они считались нечестной формой удушения свободной конкуренции.

Синдикаты были формой монополистического союза, похожего на картель. В принципе синдикат представлял собой картель, дополнительно учреждавший совместную сбытовую контору, через которую проходило все производство данного продукта, изготавливаемого на ассоциированных предприятиях. Однако часто разница между ними заключалась только в названии. Картели создавались особенно в Германии, Англии и США, а синдикаты — в романских странах и России (где преобладал французский капитал).

Число таких картелей или синдикатов росло в геометрической прогрессии. Первый крупный промышленный картель (картель листового металла) был создан в 1869 в Германии; в 1890 г. в этой стране насчитывалось уже свыше 100 картелей, а в 1900 г. — 230. В других странах картелизация не была так распространена, тем не менее в конце XIX века в США, Англии, Франции и России картели уже действовали также десятки картелей. Они создавались в первую очередь в таких отраслях производства, как металлургия и металлургия, добыча угля, сахарная промышленность, деревообрабатывающая и бумажная промышленность, цементные заводы и другие. Иногда в одной и той же отрасли образовывались два или три конкурирующих картеля, которые боролись друг с другом. Однако цель капиталистов состояла в том, чтобы полностью монополизировать производство данного продукта вВсестранаилихоть в регионе одним картелем. НапримерРеньско-ВестфУгольный синдикат Айшки взял под свой контроль 95% добычиуголь в этом бассейне,и российский металлургический синдикат «Продамет».в нем сосредоточены почти все более крупныеметаллургические заводыв Россиииполностью под контролемпроизводство важнейших изделий из железа (например, рельсов).

Стремиться ковладение всей отраслью производства картелями безжалостнодралсятайные нарушения картельных соглашений, а такжедоходынеаффилированные (так называемые аутсайдеры). Любые споры между участникамикартель камирассмотрел внутренний картельный суд, обратившись вделате же уголовные меры, что и в отношении предприятий нетпринадлежащийрасположение. В первую очередь картель отрезал их от поставок сырьяили рынкирынок, который он монополизировал сам. Иногда он двигалсядаже квременное снижение цен, приводящее к банкротству нежелательноданныйконкурент,ивозможные собственные потери покрывались специальнодля этой целинакопленного фонда.

Другая,строжетипмонополистический союзбыло доверие — подключениепредприятия той же или родственной отраслиобычная стальуправление. Компании, вступившие в траст, отказалисьсамнезависимость и полностью подчинялись общему руководствуничто,который также принимал решение о распределении прибыли. Развитие этой формы промышленного объединения возглавили США, гдеконецВ 19 в. основные отрасли производства были организованы в тресты. Нефтяные компании под эгидой Рокфеллера объединилисьв 1888 г. в траст«Стандарт Ойл Ко.», металлургияжелезоподэгида самогокрупных заводов Карнеги в Питтсбурге объединились в «Carnegie Steel Corporation» (позже «US Steel Corporation», зарегистрированная в 1901 г.).р.), переосмыслениеэлектротехника в «Эдисон Электрик Ко.» (позднее «ГенералэлектрическийCo.), табак в тресте Герцога, машины и судоходство в тресте Моргана, сахар в «Сахарном тресте» и т. д. В первые годы 20 в. в США насчитывалось более 200 трестов.

Вкрупные отрасли британской промышленности были организованы сходным образом. В металлургии трест «Инглиш Стил» занял доминирующее положение.корпорация», в химической промышленности «Imperial Chemical Industries!»,вв резиновой промышленности «Dunlop Rubber Co.» и в электротехнической»СвязанныйЭлектротехническая промышленность». Крупнейший немецкий трестнаконец сталAEG 19 века («Allgemeine Electrizität Gesellschaft»),покрывающий дюймпроизводство электротехнического оборудования в Германии.

Еще монополизация производства через посредничество шла иначе — скупка более мелких предприятий более крупными, и особенно покупка акций одного предприятия другим или банком. Так создавались крупные корпорации, объединяя и владения одним администраторов предприятий из самых разнообразных секторов — корабельные линии, отели, типографии домашние товары. Чаще всего корпорации пытались выкупить их аффилированные предприятия любым экономичным способом, например, с привлечением всей переработки данного сырья (от каучуковых плантаций до продажи всех резинотехнических изделий) или разного применения этих самых продуктов (например, провода, листы, сода, серная кислота и др.). Технический прогресс породил все больше и больше таких объединений. Иногда концерн был просто расширением комбината, когда этот расширялся быстро и расширили ассортимент продукции, т.е. когда основное производство и боковая линия становилась все более и более важными. Некоторые предприятия они также расширились таким образом, что они основали свои собственные ветви-они ковали свой капитал в родственных отраслях производства. В некоторых случаях монополизация охватывала последовательные этапы обработки. производственного цикла (сырье — полуфабрикаты — материалы после-сырье — готовая продукция — побочная продукция), где ценообразование и регулирование снабжения также имело важное значение для ряда кооперативов. или предприятий вместе.

Крупнейший немецкий концерн «IG Farbenindustrie» (IG — аббревиатура из Interessengemeinschaft, общность интересов) выросла из старейшего химического завода в Людвигсхафене и с начала развития химической промышленности владела большей частью химических заводов Германии, монополизировав производство красителей, лекарств, моющих средств, взрывчатых веществх, отравляющих вещества, пластика и т.д. Аналогично создавался из одного металлургического завода Металлургический и военный концерн Круппа девятнадцатого века и другие семейные наследственные предприятия. Немецкая керамика с обширным производственным профилем — такая как Thyssen, Mannesч,Стиннес, Сименс. другие фирмы, принадлежащие Siemens-Schuckert производила лампочки и трамваи, телефоны и камеры. Предприятия принадлежали английскому концерну Vickers вели производство всех видов инструментов, оружия. Японская компания Mitsui, производная от самого старого предприятия сталелитейной промышленности Японии, аналогичная американской Морган,она сосредоточил в своих владениях рудники и сталелитейные заводы, сахарные плантациии и заводы, линии связи и гостиницы, леса, бумажные фабрики, типографии и издательства.

Внизискупление имело такие же результатыпредприятия(или часть их акций) банкамиили компаниямидержа—особые обязательстваподдерживать»держать —холдинг) акций других компаний. В этомспособбанкиихолдинговые компании расширили контроль над целыми месторождениямипроизводство,путем создания и монополизации экономических диспропорций, т. е. регулированияне толькоцены и объемы производства, но и объеми инвестиционные направленияна подведомственных предприятиях.

С течением времени различия между трастами и концернамиихолдинговые компаниибыли размытыпотому что бетонные формыэтиорганизациябыли очень разнообразны исвязи между ними очень сложны и подвижны. Одна и та же компания, принадлежавшая концерну, могла влиться в другой картель или трест, тресты соединяли компании разных концернов, что в свою очередь влияло на деятельность трестов и т. д. Их в просторечии называли монополиями, потому что их общим признаком была огромная концентрация капитала и экономических диспозиции, а также монополистические тенденции. Однако чаще всего не одно предприятие в данной отрасли хозяйства имело полную монополию производства или торговли, а несколько предприятий, концернов, трестов или банков занимали господствующее положение, вытесняя мелких конкурентов. Поэтому правильнее называть эти господствующие, наиболее влиятельные предприятия не монополиями, а олигополиями, каждая из которых стремится к полному монополизму,

В этих условиях обострилась и конкурентная борьба между монополистическими союзами на международном уровне. Затем последовали попытки заключения международных договоров между предприятиями, конкурирующими друг с другом на внешних рынках. Уже в конце XIX века европейские производители сахара из нескольких стран несколько раз заключали соглашения о солидных действиях, направленных на вытеснение американского тростникового сахара из Европы. Это требовало последовательного применения демпинга, т. е. экспорта по более низкой цене, чем уже монопольная цена на внутренних рынках. К концу XIX века было создано около 40 международных конвенций и соглашений о разделе рынков сбыта или поставок сырья, но они были недолговечны и малоэффективны.

Постоянные международные договоры частных предпринимателей существуют с начала ХХ века.Важнейшим из них является конвенция 1903 г. крупных судоходных компаний (американских, английских и немецких) о «разделе мира», т.е. разграничение деятельности этих компаний на отдельных линиях и в портах. В 1904 году был основан Европейский железнодорожный картель (ЕРМА), который в 1911 году вырос в Международное стальное сообщество, объединившее крупные компании из всех стран Европы, США и Канады. В 1907 г. было заключено соглашение о разделе рынков сбыта между электротехническими трестами Германии и США, а в 1909 г. была создана международная организация европейских производителей цинка. В 1919 г. было заключено соглашение капиталистов 5 стран, регулирующее эксплуатацию и продажу чилийской селитры, а в 1923 г. аналогичное соглашение установило международный контроль над добычей серы. В межвоенный период на Ближнем Востоке был создан крупный международный нефтедобывающий картель, к которому присоединились нефтяные тресты и компании из США, Англии, Нидерландов и Франции, а также более ста других международных картелей и конвенций более узкой сферы..

Олигополии изменили основы капиталистической экономики, прежде всего монополизировав цены и рынок. В результате изменился характер самих цен. Они уже не являются, как в случае со свободной конкуренцией, отражением издержек производства и чистой мерой рентабельности производства, а являются результатом торгов или односторонних решений монополистов. Заоблачные или фиксированные монопольные цены наносят ущерб не только потребителям, но и индивидуальным предпринимателям других отраслей (когда, например, дорого сырье или средства производства).

Точно так же монополистическая прибыль становится до некоторой степени независимой от прибыльности производства, что искажает потоки капитала. Монополист добивается более высоких прибылей косвенно за счет независимых предпринимателей (даже в других отраслях производства), снижая покупательную способность производимых ими товаров. Высокие монопольные прибыли, часто не зависящие от экономической конъюнктуры, в свою очередь позволяют еще больше увеличить накопление капитала и инвестиций, что ведет к дальнейшей концентрации производства и усилению преимущества монополиста.

В монополизированной экономике увеличивается разница между издержками производства и ценами, а значит, увеличивается и норма прибыли. Однако это происходит реже из-за того, что монополии повышают цены на товары (это может относиться скорее к скрытому повышению цен на новые товары, к непомерной «цене новизны»), а чаще из-за того, что технический прогресс снижает себестоимость продукции. и такое снижение не сопровождается падением цен. В случае падения спроса на определенные товары или на определенных рынках монополии приспосабливаются не за счет снижения цен, а за счет ограничения производства. Широкое использование такого метода приводит со временем к недоиспользованию производственных мощностей и неполной занятости, особенно в годы более слабой экономической конъюнктуры. В период монополистического капитализма все учащались случаи временного или постоянного закрытия промышленных предприятий, хотя их производство могло бы быть прибыльным и находить покупателей по несколько более низким ценам, если бы монополистическая организация довольствовалась более низкой нормой производства. выгода. Таким образом, средства производства растрачивались, безработица и появление опасной тенденции к снижению нормы инвестиций (по сравнению с прибылью, достигаемой монополиями) и к накоплению непроизводительных сбережений.

В капитализме со свободной конкуренцией принцип экономического либерализма гласил, что экономическое равновесие должно устанавливаться спонтанно на свободном рынке. В монополистическом капитализме уже есть убеждение, что он несостоятелен, что поэтому процессы производства и обмена должны сознательно регулироваться. Олигополии вводят такое регулирование в определенных областях своей деятельности. Они снижают риск, распределяя его на большую сумму капитала, они специализируются на ставках в определенных отраслях.

они приспосабливают производственные мощности к потребностям рынка, закрывая менее прибыльные предприятия и контролируя технический прогресс (например, сохраняя патенты), они финансируют научные, технические и экономические исследования, чтобы поставить экономику на более рациональную основу, и, прежде всего регулируя цены и объемы продаж, боритесь с частично хаотичной анархией рынка.

Эти элементы планирования, несомненно, являются благами монополизации, хотя эти блага и направлены прежде всего на укрепление капитала. И круг партнеров, и объем регулируемых ими вопросов ограничен горизонтом частного интереса. Олигополии, вводя те или иные элементы организации в свою сферу деятельности, вызывают иногда еще большую дезорганизацию во всей экономике. С другой стороны, ограничение производства и закрытие малорентабельных предприятий или вытеснение неаффилированных хотя и способствует повышению средней эффективности РГАЗ и дальнейшей концентрации производства, но приводит к неполному использованию имеющихся производственных мощностей и, несмотря на сокращение общественно необходимых издержек производства, не приводит к снижению цен. Таким образом, она не приносит никаких социальных благ.

Поделиться этим