ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В БЕЛЬГИИ И ВО ФРАНЦИИ

yurii Янв 28, 2023

Наполеоновская эпопея закончилась не только военным поражением, но и экономическим поражением Франции и стран, находившихся под французским покровительством, а развитие промышленности на континенте было остановлено на несколько лет. Однако после временного краха государственной защиты и развала местного производства из-за отсутствия военных заказов и притока конкурентоспособных английских товаров в Бельгии и Франции из корней наполеоновской эпохи начала расти крупная промышленность. Этому снова помогла, хотя и в гораздо меньшей степени, охранительная политика государства, выразившаяся во введении, начиная с 1820 г., охранительных целей для ввозимых промышленных продуктов (т. е. прежде всего для английских товаров) и в расширении каналов и дороги общего пользования, которые в Англии находились почти исключительно в частной собственности. После 1830 г. государство также поддерживало предпринимателей ссудами, приобретая акции государственных банков или предоставляя казначейские ссуды на строительство железных дорог. Взяв на себя таким образом, развитие экономической инфраструктуры, государство создало благоприятные условия для развития промышленности. Этому также способствовал импорт машин из Англии и поселение техников и предпринимателей, которые положили начало фабричным методам производства.

Крупный скачок в индустриализации Бельгии и Франции произошел в 1830 — 1848 годах. Ускоренное развитие промышленности уже шло рука об руку со строительством железных дорог, облегчавших массовый транспорт товаров и людей, и в то же время создало спрос на горно-металлургическую продукцию: рельсы, подвижной состав и уголь.

Бельгия после обретения независимости в 1830 году вскоре стала другой индустриальной страной после Англии. Вокруг Льежа поднялся самый большой угольный бассейн на европейском континенте. В нем преобладали заводы оружия, машин и паровозов. Континентальная блокада заставила Фландрию производить продукцию для европейского рынка. Текстильные и паровые машины Кокеррилла теперь распространились по всей Европе, что привело к механизации производства.стран. Что касается добычи угля, производства железа машин и плотность сети железных дорог по отношению к числу жителей Бельгия занимает второе место в мире после Англии.

Вследствие индустриализации во Франции Буржуазия получила в результате июльской революции в1830 больше политических прав и благодаря этому у нее стало больше влияния на правительства, которое принесло дальше его удобства в промышленную деятельность. В двадцатилетие1830 -1850 добыча угля во Франции увеличилась более чем втрое, производство железа почти в 3 раза, производство сахара в 8 раз, а количество стали и паровых машин выросло более чем в 10 раз, достигаяв1850 г.до 6 тыс. т. (и в 1870 г. до 26 000 т). Начато строительство железной дороги и быстро разваливается механизация промышленности, текстильного производства, особенно хлопчатобумажной промышленности, сосредоточенная вокруг Милуза называется французским Манчестером. Возрождалась также хлопчатобумажная промышленность в Нормандии и шерстяная промышленность на границе с Фландрией с главным центром в Рубе. В 1850 году во французской промышленности работало уже 3,5 миллиона механических веретен. Выплавка чугуна переходила с древесного топлива на кокс, и к середине века новые способы выплавки уже преобладали над традиционными. Количество угольных доменных печей продолжало увеличиваться до 1838 г., после чего оно начало резко сокращаться, уступив место коксовым. Новая металлургия была сосредоточена в двух угольных бассейнах: в бассейне Луары (округ Сент-Этьен) и в районе Лилля на границе с Бельгией. В первой из них во французской и европейской тяжелой промышленности господствовали металлургические заводы в Ле-Крезо, принадлежавшие семье Шнайдер (в 1855 г. на них работало свыше 10 тыс. человек).

Несомненно, однако, что индустриализация во Франции носила специфический характер, отличный от такового в Англии. Некоторые историки даже считали, что во Франции не было настоящей промышленной революции, а было лишь медленное и довольно устойчивое промышленное развитие на протяжении всего XIX века. Другие назвали это развитие «мягкой» или «подавленной» промышленной революцией. Не обращайте внимания на слова, но стоит задуматься о причинах такой разницы. Французские историки, сравнивая экономику Франции XIX века с экономикой Британии, указывали на несколько таких специфических обстоятельств, о которых мы здесь кратко упомянем.

Первым препятствием для быстрой индустриализации Франции будет нехватка угля — его скудные ресурсы, низкие сорта и сложные геологические условия добычи, что приводит к низкой производительности труда при добыче полезных ископаемых и относительной стоимости угля по отношению к его качеству. В 19 веке основной базой индустриализации был уголь как основное сырье в металлургии и энергетике. Во-вторых, история Франции 19 века, в отличие от всех других европейских стран, была отмечена низкой рождаемостью (всего около 1/5 средней рождаемости по Европе). Результатом этого стало как более слабое развитие внутреннего рынка, спроса на массовое производство, так и меньшее предложение рабочей силы. Аналогичные экономические последствия имела и третья характеристика французской экономики XIX века: несомненное преимущество и небывалая стойкость средних, зажиточных крестьянских хозяйств в сельском хозяйстве. Это замедлило отток людей из деревни и ограничило товары фермы, а значит, и поглощающую способность внутреннего рынка. В-четвертых, после поражений, понесенных в первый период колонизации и утраты всех крупных колоний, а после Венского конгресса также влияния в других странах, Франция почти до конца XIX века не имела крупных внешних рынков. Удорожание рабочей силы увеличивало издержки промышленного производства, но не способствовало, как это было в США, лихорадочному использованию технических изобретений, повышающих производительность труда. Это произошло потому, что — что было бы пятой характеристикой французской специфики — в этой стране не было образца великого предпринимателя, смелый и победоносный организатор производства, как в англо-саксонских и германских странах. Французы были более увлечены культурой и политикой, таланты и энергия общества в значительной степени выражались в области искусства и бурной политической жизни.

По всем этим причинам во Франции были худшие условия для развития массового фабричного производства. Промышленность, ориентированная на более узкий, но более требовательный рынок, на более дорогую, но в целом более квалифицированную рабочую силу, во многих областях нашла шанс развития в оригинальности и качестве, а не в массовом производстве. Так, в текстильной промышленности была значительная доля шелковых (на обширной территории центральной и южной Франции с главным центром в Лионе) и смесовых, качественных и узорчатых хлопчатобумажных тканей; развивалось производство одежды и кожгалантереи (например, в Париже), формировавшее моду в буржуазных кругах; косметические продукты получили широкую известность и рынки сбыта, которые территориально очень обширны, хотя и достаточно узки в социальном плане; именно здесь зародилась фотография (а в конце века и кино) и было налажено производство фотоматериалов. Эти и подобные области промышленного производства, но не всегда в больших масштабах, также определяли размеры и тип предприятий. В отличие от Англии, а позднее также Германии и России, в этом случае преобладали мелкие и средние предприятия (даже в металлургии), сочетавшие достижения техники с высокой квалификацией человеческого труда, нередко культивировавшие семейные традиции и патриархальные отношения среди экипажа. Также фабричное производство (например, прядильные, ткацкие, прокатные) нередко сочеталось на одном предприятии с дальнейшей ремесленной обработкой на предприятиях мануфактурного типа или кустарном промысле в виде системы доставки.

Поделиться этим