ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИКА ВО ВРЕМЯ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН

yurii Янв 28, 2023

Революция и последующие войны не способствовали непосредственно развитию этих промышленных зачатков, а даже остановили их развитие. Революционный переворот в деревне, неопределенность политического положения, дезорганизация торговли, реквизиция собственности, двойное обрушение денег, мобилизация многочисленной армии нарушили хозяйственную жизнь. 20-летний период наполеоновских войн направил внимание и энергию населения на военные дела и повлек за собой значительные потери производительных сил. Почти вся Европа пострадала от войн и разрушений, причиненных в их собственных странах сотнями тысяч людей, призванных к оружию. В 1812 году французская армия вместе с союзными войсками насчитывала 700 000 человек., русских 400 000, пруссаков 350 000, австрийцев 200 000. — И эти солдаты жили не столько казенными поставками, сколько реквизициями и грабежами. После маршей войск поджигались деревни и города, разваливалось сельскохозяйственное производство, богатые классы трепетали перед революционными идеями и неуверенностью в завтрашнем дне. Такова была ситуация на большей части европейского континента в то время, когда в Англии происходила «мирная» промышленная революция и британское правительство предоставляло военные кредиты странам, воюющим на континенте.

Наполеон инициировал защитную экономическую политику в духе капитализма. Он известен своим личным интересом к изобретениям, что выгодно отличает его от царствующих правителей. По его инициативе французское правительство присуждало премии за постройку нового технического оборудования (ткацкие мастерские, водяные турбины), присуждало премии за выращивание промышленных растений (свеклы, льна и марены) и финансировало строительство производственных предприятий (особенно сахарных заводов). ). Война с Англией и решительное превосходство ее военно-морского флота отрезали Францию ​​от поставок хлопка и сахара из колоний, поэтому государственная помощь была направлена ​​прежде всего на поддержку других отраслей текстильной промышленности и на улучшение способа изготовления сахара из свеклы ( изобретен в Пруссии около 1790 г.). Французский жаккард, построенный в 1804 году. механический ткацкий цех по производству узорчатых тканей. Технический прогресс в производстве льняных и шелковых тканей был в основном делом рук французских изобретателей. Предприниматели приобретали заброшенные монастырские постройки и церковное имущество по низким ценам у государства, получали беспроцентные кредиты, субсидии и премии. Правительство финансировало строительство дорог и создание оружейных заводов.

Вторым способом поддержки местной промышленности была защита от английской конкуренции. В 1793 году революционный Конвент объявил Англии торговую войну, нарушив заключенные с ней договоры. Затем, когда после победы при Иене в 1806 г. и заключения союза с Россией в 1807 г. Наполеон властвовал над большей частью Европы, он объявил о так называемом континентальная блокада: запрещение всякой торговли с Англией, даже обмена письмами. Закрывая европейский континент для английских товаров, он хотел отрезать ее промышленность от внешних рынков, чтобы она захлебнулась своим избыточным производством, воспрепятствовала подвозу продовольствия в Англию и создала лучшие условия для развития собственной промышленности. Почти по всей Европе в портах был установлен военный контроль, а найденные на рынках контрабандные английские товары реквизированы безвозмездно.

Под защитой континентальной блокады, с обширной однородной таможенной территорией, обильными военными заказами и требованиями наполеоновской администрации и императорского двора зародыши промышленности возникли во Франции, Бельгии, Рейнской конфедерации и Саксонии. Ле-Крезо был местом первого горно-металлургического центра за пределами Англии, где были внедрены пудлинговые печи и выплавка чугуна на основе кокса. В Верхнем Эльзасе, Нормандии, Пикардии и Фландрии развивалась текстильная промышленность, хотя и не полностью механизированная. В Бельгии угольные шахты и металлургические заводы также были созданы в формирующемся промышленном районе Льеж. В Рейнской области и Вестфалии стали развиваться текстильная и железоделательная промышленность, а в Саксонии и Силезии — надомное ткацкое ремесло. Было создано несколько десятков сахарных заводов во Франции и Германии.

Однако зачатки промышленности на европейском континенте с наполеоновской эпохи оказались слабыми и неустойчивыми. В прядильных и ткацких фабриках преобладал водяной привод или мотовило, а в металлургии — древесно-опаловый. В 1815 году во Франции было зарегистрировано всего 15 действующих паровых машин (хотя фабрика братьев Перье производила гораздо больше) и на кокс выплавлялось лишь около 10% железа. Во всей Франции работало всего тысяча механических веретен, а в эльзасской текстильной промышленности 3/4 пряжи производилось на прялках. Текстильная промышленность Вестфалии и Саксонии полагалась на энергию воды, и во всей Германии было всего несколько паровых машин и несколько коксовых доменных печей.

После 1815 г., после падения Наполеона и снятия блокады, эта отрасль была поражена английской конкуренцией, прекратились заказы для армии, которая была основным получателем массового производства железа и текстиля, а демобилизация крупных армий создала избыток дешевой рабочей силы, что отнюдь не стимулировало механизацию труда. Большинство сахарных заводов разорились, потому что традиционный тростниковый сахар из колоний оказался дешевле. Текстильная промышленность могла конкурировать с английской продукцией только в качестве особых видов тканей, а не в доступности по цене, поэтому найти массового покупателя было сложнее.

А вот экономика Аргоса вышла из блокады невредимой и даже извлекла из нее некоторые выгоды. Нехватка продовольствия и его высокие цены побуждали помещиков интенсифицировать сельскохозяйственное производство; Значительные инвестиции были вложены в сельское хозяйство, что привело к повышению продуктивности земель и дальнейшему развитию племенного дела. Промышленность, лишенная рынков сбыта в Европе, искала их в других частях света. Именно тогда англичане стали в большем масштабе вывозить фабричные ткани в Индию и Южную Америку, где одновременно оружием и финансовой помощью поддерживали освободительные движения в местных испанских колониях, что способствовало их независимости и отделению от Испании в 1811 — 1825 гг. Благодаря этим новым рынкам экспорт Англии, более половины которого составляли хлопчатобумажные ткани,

Поделиться этим