Теоретический комментарий по вопросам феодального хозяйства составляет главу I, поэтому здесь мы ограничимся указанием дополнительной литературы. Систематизированные сведения по европейской экономике содержатся в учебниках: Ю. Кулишер, Всеобщая экономическая история, т. I (1910 г., польское издание, 1961 г.) и С. Инг.Новейшим польским учебником по всеобщей истории этого периода является исследование B. Zient а г у, História power éredniowiecza (1973). JGD Clark, Доисторическая Европа дает очень хороший фон феодальной экономики. Экономические основы (1957) и Л. Уайт, Средневековые технологии и социальные изменения (1962). Аграрные отношения кратко и доступно описаны Т. Мантейфелем, «Западноевропейская деревня в средние века» (1948),гной(1930). Социальные отношения и дифференциация богатства в городах обсуждаются Г. Самсоновичем, Зицей Дередниечек (1970), а распространение и организация ремесел М. Маовистом, Исследования по истории ремесел в Западной Европе в 14-м и 15-м веках (1954). ). Интересное описание материальной и духовной жизни в средние века и вместе с тем попытку определенного синтеза экономики и культуры феодального общества можно найти в широко известных и переведенных на многие языки книгах: J, Huizinga, Jesien Źredniowecza (1919, 2-е польское издание, 1967) и J. Le Goff, Культура средневековой Европы (1965, польское издание, 1970).
ФЕОДАЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕРМЫ
Феодальное землевладение (или, как его в просторечии называют, крупное землевладение) формировалось в различных районах Европы в 6—11 вв. по крайней мере двумя путями. На юге — в Италии, южной Франции и Испании — это произошло в результате завоевания земель Римской империи германскими племенами и слияния старых римских институтов с новыми институтами «варварского» правления. На остальных территориях — от северной Франции, Великобритании и Скандинавии до Германии, Восточной Европы и Балкан — в результате дифференциации германских или славянских племенных общностей, взаимных межплеменных завоеваний и образования на этой территории постоянной территориальной власти основе, что нашло отражение в формировании государственных организаций России. Процесс феодализации был неотделим от формирования такой власти, т.е.
Уже на этапе распада первобытной общины видной социальной группой в племени были воины и старейшины племени. На эжеле племенных союзов были вожди, избираемые на время войны. Все завоеванные земли рассматривались как владения вождя — герцога (князя), который распределял их между воинами и членами старейшин в зависимости от их социального положения внутри данного племени. Формирование территориальной власти и раннефеодальных государств было связано с завоеваниями, что способствовало процессу дальнейшей дифференциации внутри победившего племени.
Князь, желая укрепить свою власть над данной территорией, продолжал обращаться с землей государственной — также ничейной — как со своей собственностью (patrimonium) и отдавал ее людям, которых хотел отличить или наградить за заслуги или которым он доверил осуществление власти над меньшей территориальной единицей от своего имени. Таким образом, между правителем и вассалом (вассалом) создавались феодальные отношения, основанные на пожизненном наделении последнего землей и властью над проживающим там народом в обмен на обязательство верности и оказание военной и материальной помощи в случае необходимости…. Само феодальное владение (лат. feudum), условное пожалование земли, переходило во владение вассала. Формы таких передач могли быть самыми разными, а права вассала на землю «лучше» или «хуже» в зависимости от его обязательств — от предоставления бесплатных льгот (алод) до обременения конкретными фиксированными обременениями. Первоначально феодальное владение было пожизненным пожалованием, со временем оно обычно переходило в наследственное правление. Положение вассала зависело, конечно, от площади земли, охватываемой его пожалованием, еще в большей степени от того, сколько на ней проживало подданных, и, наконец, от возможности эффективно защищать свое имущество от покушений других.
Во франконской монархии была принята практика передачи вассалами части земли, отданной в феодальное владение другим лицам (субинфеодация); чтобы вассалы князя могли иметь своих вассалов. Так сложилась там вся феодальная лестница; на его основании стоял король (государь), его вассалами были князья, которые в свою очередь имели своих вассалов, часть из которых еще находилась в вассалах. Существовала соответствующая иерархия личных титулов, определявшая как место в этой лестнице, так и характер феодальных прав (лучшее или худшее право собственности). Однако и там, где эта лестница не была столь обширна и иерархизирована, а феодальные отношения принимали несколько иные формы и названия (феодальный термин — немецкий, а feudum — римский) — как, например, у славянских народов, венгров и т.
Вместе с возникновением феодального владения землей формировалось рыцарство обладателей вотчинных прав на землю. Первоначально он был открыт и расширен за счет новых вознаграждений, предоставляемых советникам и приближенным князей, заслуженным воинам и т. д. С 11 века в Западной Европе, а с 13 века в Северной и Восточной Европе по мере истощения и сокращения ничейной земли С пожалованием князей рыцарство закрывается и доступ к нему становится возможен только по наследству или в результате счастливой случайности.
Становление территориальной власти почти по всей Европе сопровождалось распространением христианской религии и появлением церковных учреждений. Государственные организации поддерживали христианизацию, а церковные организации поддерживали государственную власть. Религиозные учреждения — епископства и аббатства — получали от правителя обширные пожертвования, обычно с «лучшими» правами (бенефисами), становясь, таким образом, также предметом территориальной власти и крупных землевладельцев.
Другой стороной процесса создания феодального владения землей была зависимость земледельческого населения. Делалось это двояко: путем завоевания, подчинения жителей завоеванной земли или поселения на ней военнопленных и принуждения их к выполнению услуг и повинностей в обмен на право пользования землей, либо путем добровольного подчинения себя забота (командование) о членах местных сообществ или их оставшихся в живых. Такая отдача на попечение и власть сильных мира сего, имевших вооруженные силы и могущих гарантировать безопасность, или Церкви, обеспечивавшей духовную и материальную заботу, была явлением весьма частым и в тогдашних условиях жизни вполне объяснимым. В годы становления феодальной власти существовало множество различных категорий такого зависимого населения. Письменные источники с использованием латинской лексики определяют различные категории этого населения различными терминами — от несвободных, полусвободных, приписных, слуг, подопечных и т. д. до свободных людей, под которыми оно как бы понимается как подданные правителя. С течением времени это терминологическое различие (и мы не уверены, какие различия в реальной ситуации могут за ним стоять) постепенно исчезло, и образовался более или менее однородный класс крепостных.
Первоначально правитель (царь или князь) был крупнейшим собственником земли, а его поместья служили непосредственно для содержания центрального государственного аппарата. Также царской собственностью считались ничейные земли, необитаемые и незанятые, а также завоеванные земли. Однако со временем королевские поместья уменьшились в результате пожалований феодалов и численного увеличения рыцарства. В позднем средневековье, несмотря на закрытие рыцарства, этот процесс продолжался. Новые награды за военные заслуги и занятие государственных или церковных должностей, а также самостоятельность правителей — управляющих царскими вотчинами — привели к расширению рыцарских и церковных сословий за счет королевских особ, которые постепенно перешли под полный контроль их администраторов или придворных сановников, становясь их наследственным даром.
С XI века предоставление экономических иммунитетов (отказ короля или князя от выгод от вассалов) и судебных иммунитетов (отказ от судебной власти над подвластным населением в вассальных поместьях) привело к значительной экономической и политической самостоятельности феодалов. и от развития территориальной власти в пределах отдельных помещичьих владений. Также особые привилегии царской власти — т. н. горнодобывающие, таможенные и лесные регалии частично передавались территориальным правителям. Результатом этого стала политическая децентрализация феодального государства — формальный характер королевской власти и деление на самостоятельные герцогства, графства и другие более мелкие единицы.
Огромную роль в Средние века играло большое земельное владение церкви. Он рос за счет новых пожертвований и пожертвований, как королевских, так и рыцарских, сделанных по политическим и религиозным причинам. Духовенство проповедовало, что жертва, приносимая Церкви, есть жертва, приносимая Богу. Церковные и монастырские поместья, как правило, лучше всего управлялись и были наиболее прибыльными. Более того, духовенство не направляло свои доходы на военные нужды; помимо собственного земельного имущества, они имели также дополнительный доход в виде десятины. Благодаря этому она была поражена богатством, иногда большим, чем у могущественных светских магнатов. Более того, Церковь была единственным центром культуры и образования. Все знания того времени, и прежде всего умение писать и знание универсального языка — латыни, были почти исключительной монополией духовенства. Из него вышли политические советники и государственные сановники. Церковные владения часто представляли собой образцовые хозяйства, монастыри — центры специализированных ремесел, а некоторые монастыри — крупные банкиры.
Таким образом, в различных частях Европы между IX и XI веками окончательно сформировалось феодальное землевладение трех типов: королевское, рыцарское и церковное. Хотя экономическая организация помещичьих владений была во всех случаях в основном одинаковой, состав отдельных видов собственности определял внутреннюю структуру феодального класса и характер государства. В феодальной системе владение землей было основой политической власти и всех общественных должностей, продовольственной базой и условием содержания вооруженных сил.
Сельское хозяйство, основанное на феодальном владении землей, было организовано в поместьях. Эти поместья в разных странах брали разные названия,ноих организация и экономическое содержание были везде одинаковыми.Феодальный и после-земельное поместье обычно включало в себя несколько поместий, не обязательнополо-женился по соседству, обычно занимая площадь 500—1500ха и кла-в свою очередь из одного или нескольких сельских населенных пунктов. Пахотные землиимуществобыл разделен на две неравные части. Около четвертипотребовалосьферма (terra dominica, Vorwerk, Польская усадьба).Остальныеего использовали крестьяне, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью.фермы, обремененныепособия (феодальная пенсия). На самом деле так и былос 10 до50 таких ферм. Характерная черта феодального строярулон-Следовательно, существование крупных распавшихся помещичьих владений не имело никакого значения.наболее мелкие хозяйства — сначала на индивидуальных участках, аследующийв мелких крестьянских хозяйствах, которые являются основными производственными единицами. Такая система во Франции называлась сеньор, vАнglia manoral, в Германии земельное управление (Grundherrschafť).
Мерой площади земли была земля, вилка, морга или волок; они не быливыкусистрого определенные, постоянные величины, а просто такая площадь,которыймогла возделывать крестьянская семья. В зависимости от почвы,спатьВ зависимости от условий возделывания и других местных условий величина урожая колебалась.изот 15 до 50 га. Например, Великий Лан (Франконский, Магдебургский)подсчитанооколо 20-30 га и небольшой участок (Фламандский, Хелмно)—15-20 га. Есть также такие меры, как земля короля или земля фогта, которая вдвое больше франкской земли. То же самое относится и к другим именам—как вилка или перетаскивание. В принципе, крестьяне вели хозяйство в одном вотчине, за исключением деревенских старост (солтысов), у которых могло быть несколькоЛанс.Когда деревня была приходской, у священника также было несколько земель. Отдельной частью поместья была ферма в несколько-дюжину акров.
Вся сельскохозяйственная земля, предназначенная для выращивания зерновых, была разделенасамна три поля, которые, в свою очередь, делились на поля, принадлежащиерозовыйхосты. Таким образом, у каждого фермера было свое поле в трех разных местах. Такое деление было наложено по способу обработки земли.- три-половина: в данном году на одном поле выращивали озимые, на другом яровые, а третье поле оставляли под паром. Каждый год назначение отдельных равнин менялось одно за другим. На залежах, а также на пашнях после уборки зерновых пасли весь деревенский скот. Эта система, называемаяслишкомсистема открытых полей, она могла функционировать только в условиях полевого принуждения, когда все пользователи обрабатывали свою землю одновременно и одинаково.
Техника возделывания — даже при введении трехпольной системы -былеще примитив. Система 3-летнего севооборота, рассеивающаясамв Европе постепенно с 9 по 13 век это ассоциировалось с умением
1. Пространственная схема трехпольного квадрата и производной от него шахматной доски полей. Пашня делится на три поля: на одном сеют яровые, на другом озимые, а третье оставляют под паром. У каждого пользователя (лорда и крестьян a, b, c, d…) есть своя земля в трех разных местах. Леса и пустоши используются всеми
озимые культуры. По сравнению с двухпольной системой у нее было три преимущества: 1) она позволяла лучше восстановить почву; 2) уменьшал риск неурожая (когда, например, озимые были неурожайными, это могло быть компенсировано лучшей вертикалью яровых зерновых); 3) позволило лучше распределить сельскохозяйственные работы, давая возможность более рационально использовать человеческие руки и тягловую силу. Однако продуктивность земли была еще очень низкой: при хорошем урожае собирали всего 4—5 зерен (т. е. с одного посеянного зерна собирали 4—5 зерен); это соответствует примерно урожайности 6-8 центнеров с гектара. Однако в годы бесплодия урожайность была ниже. Кроме четырех злаков более широко возделывались только вика, горох, хмель, виноград и лен. Постоянное возделывание одних и тех же культур быстро истощало почву. Земля почти не удобрялась и вообще не бороновалась, поэтому посеянные семена были съедены птицами. Таким образом, это было экстенсивное хозяйство, где увеличение производства могло быть достигнуто только за счет увеличения обрабатываемой площади.
Помимо пахотных (пахотных) земель важную роль играли леса и луга, составлявшие общие земли помещиков и крестьян, т. е. общинные земли. Лес был важным источником пищи (животные, фрукты и мед), строительным материалом и топливом, местом выпаса скота. На лугах пасли скот, а в реках и прудах ловили рыбу. Права помещиков и крестьян на пользование общинными землями вообще были строго разграничены; со временем они стали предметом постоянных и острых споров между помещиками и крестьянами. Например, охота обычно была тщательно охраняемой привилегией помещика, но суровость наказаний и размах борьбы с браконьерством свидетельствуют о том, что, несмотря на поместную монополию, крестьяне широко использовали этот источник пищи.