Истоки педагогики как науки связаны с деятельностью Я. А. Коменского, впервые сформулировавшего научный вопрос об условиях эффективности воспитательной деятельности, обусловленных природой и общественным развитием. Дальнейшее развитие педагогики определялось различными факторами, характерными для 18—19 вв. Значительный вклад здесь внесли Ж.-Ж. Руссо, Дж.-Х. Песталоцци, В.А. Фрёбле, В. фон Гумбольдт, Дж.Ф. Герберт (1776-1841), создавшие педагогическую систему, основанную на этике и психологии. Этика позволяла ему ставить цели воспитания, а психология давала основу для определения средств воспитания. Гербарт был сторонником педагогического обучения.
В обучении, которое было уточнено В. Рейном, это:
— подготовка, т. е. предварительный анализ,
— подача этого материала,
— подключение, т. е. объединение,
— сбор и упорядочивание, т. е. доступ к системе,
— применение, т. е. метод.
В буквальном смысле, согласно Гербарт говорит о ясности, ассоциации, системе и методе как о наиболее важных качествах исследования и охвата. Педагогика Гербарта как наука о воспитании подрастающих поколений стала на долгие годы и даже по сей день чуть ли не официальной и универсальной педагогической теорией. Сегодня эту педагогику относят к традиционной. Однако для современности этого недостаточно. Уже в межвоенный период к такой педагогике стали относиться с большой сдержанностью.
В конце 19 века начинает возникать оппозиция гербартизму. В качестве критики она открывает поле для формирования других идеологий воспитания. Отношение к формированию новых идеологий было создано экономическими и социальными изменениями. Традиционную школу обвиняли прежде всего в дидактическом формализме, воспитательной строгости, интеллектуальной односторонности, оторванности от жизни, отношении к ученику как к пассивному объекту в процессе воспитания и др.
«Есть в этом что-то зловещее, какой-то колониальный замысел, какой-то невысказанный, незавершенный проект господства над умами людей, вызывающий страх перед педагогическим надзором».
Т. Шкудларек.