В литературе по данной теме насилие чаще всего определяется как любое грубое поведение, нарушающее личную свободу личности, не считаясь с ее благополучием. При этом подчеркиваются два основных условия, которые должны существовать, чтобы можно было говорить о насилии.
Во-первых, насилие служит прежде всего для достижения целей личности, его применяющей.
Во-вторых, насилие – это действие, возможное при дисбалансе сил, это злоупотребление собственным физическим или социальным преимуществом (т.е. властью) с целью навязать другому человеку определенное поведение.
Эти критерии, несмотря на их кажущуюся очевидность, довольно рискованны в практике решения того, что является и что не является насилием. Во многих случаях непросто определить, действовал ли правонарушитель исключительно в своих интересах или в интересах потерпевшего, или, возможно, он просто не осознавал пагубности своего поведения. Это относится, например, к целому ряду образовательных ситуаций.
Согласно рабочему определению, принятому польскими специалистами, домашнее насилие – это:
действие или бездействие, совершаемое в семье одним из ее членов в отношении других,
с использованием существующей или созданной обстоятельствами превосходящей силы или власти,
нарушающее их права или личные интересы, в частности в отношении их жизни или здоровья (физического или психического),
причинение им вреда или страданий.
В домашнем насилии наиболее важным является демонстрация и применение силы или власти способом, который наносит ущерб другим членам семьи. Насилие в семье можно рассматривать с правовой, моральной, психологической и социальной точек зрения.
С точки зрения закона насилие в семье является преступлением, разновидности которого определяются в различных кодексах и соответственно наказываются. Наиболее часто используемая статья 184 Уголовного кодекса (в новом Уголовном кодексе статья 207*) касается физического или морального насилия над членом семьи и предусматривает лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.
Семейный дом ассоциируется у нас с любовью и заботой, безопасностью и теплым домашним очагом, убежищем от всего зла внешнего мира. Однако для многих людей семейный дом – это место ужаса и страданий, опасности и унижения, страха и отчаяния. До недавнего времени об этом мало говорили и считали табу, за исключением кошмарных историй о «семьях с маргиналов», которые в общественном сознании составляют мизерную долю населения. В течение нескольких лет в Польше мы все чаще и чаще используем термин «домашнее насилие» или более мягкое «домашнее насилие». В большинстве цивилизационно развитых стран Запада эти понятия были введены в общественную жизнь на несколько лет раньше.
Все страны сталкиваются с проблемой насилия в обществе. Интенсивность этого явления зависит от многих факторов — социальной культуры, достатка граждан, традиций, обычаев, образования и т. д. В высокоразвитых странах это явление признано уже несколько десятилетий.
Семья, дом воспринимается как среда любви, заботы, надежное и теплое место, убежище от всего зла внешнего мира. На самом деле, для многих людей это место зла, ужаса, опасности, страдания, страха и иногда великого отчаяния. Как и до недавнего времени проблема наркомании, это явление также было табуированным. О нем мало говорили и неохотно помогали жертвам домашнего насилия. В 1995 году состоялась 2-я Национальная конференция по противодействию домашнему насилию, которая позволила по-иному взглянуть на это явление. Конференция также приняла Польскую декларацию о противодействии домашнему насилию, которая гласит:
Насилие в семье является особенно серьезной проблемой в нашей стране. Этому способствует пассивность граждан и бессилие государственных служб. Поэтому мы призываем парламент, правительство и органы местного самоуправления, судебную власть, прокуратуру, полицию, средства массовой информации и всех граждан Республики Польша противодействовать насилию и действовать в соответствии со следующими этическими задачами: Каждый человек имеет право жить в семейной
среде, свободной от насилия, что является нарушением прав человека и личных прав.
Нельзя винить в этом человека, подвергшегося насилию.
Дети и молодые люди имеют право расти в безопасной среде, свободной от насилия, и взрослые обязаны обеспечить это.
Каждый человек, подвергшийся насилию, имеет право на юридическую, социальную, психологическую и медицинскую помощь без унижения его личного достоинства.
Каждый имеет право на знания, необходимые для борьбы с насилием.
Каждый имеет право предотвращать насилие в семье.
Каждый обязан помогать жертвам домашнего насилия.
Противодействие насилию является чрезвычайно важным вопросом в работе полиции. В этой сфере есть много аспектов, требующих совершенствования, разработки эффективных механизмов предотвращения и противодействия насилию. Противодействие насилию в семье, особенно в семьях с проблемами алкоголизма, является собственной задачей коммуны и во многих местах уже является постоянным элементом коммунальной программы профилактики и решения проблем, связанных с алкоголем. Вмешательство, предпринятое комиссией коммуны, является кризисным вмешательством. Конечно, первым шагом является прекращение насилия и принятие мер по повышению безопасности жертв, уделяя особое внимание безопасности детей. Семьи, о проблемах которых сообщают в муниципальную комиссию, часто нуждаются в немедленной, комплексной и долгосрочной помощи, поскольку длительное злоупотребление алкоголем членом семьи наносит большой психический, медицинский, материальный и социальный ущерб не только самому пьющему, но и его близким. Насилие в таких семьях часто имеет долгую и драматическую историю.
С начала 1990-х годов в Польше было создано множество местных горячих линий, в том числе для жертв насилия. Стали появляться консультационные пункты, центры кризисного вмешательства, общежития и приюты для жертв насилия, находящиеся в основном в ведении неправительственных организаций. С 1996 года действует общенациональный телефонный номер «Небеска Линия», которым управляет Национальная служба скорой помощи для жертв домашнего насилия «Голубая линия».
Министерство здравоохранения в сотрудничестве с Государственным агентством по решению проблем с алкоголем (PARPA), представителями местных органов власти по решению проблем с алкоголем и неправительственными организациями (например, Фонд «Ничьи дети», Комитет по защите прав детей, Служба экстренной помощи «Синий Линия») организует и инициирует ежегодные конференции профилактических программ, медийные и плакатные кампании, посвященные противодействию домашнему насилию и насилию в отношении детей. В этом году акция проходит под лозунгом «Детство без насилия».
К важным действиям по противодействию насилию относится введение полицией с 1998 года по всей стране процедуры «голубых карт». Эта процедура предназначена для патрульных и оперативных служб, а также для районной работы. Программа «Синие карты» позволяет документировать вмешательство полиции в дела о домашнем насилии – карта А, описание и регистрация явления насилия – карта Б, предоставление информации о возможности оказания помощи жертвам насилия – карта С, начало вмешательства и деятельность по оказанию помощи пострадавшему — карточка Д.
В результате политических изменений, в том числе реформы местного самоуправления, задачи органов местного самоуправления были заменены проблемами помощи детям и семьям, ухода за детьми и защиты детей от насилия. Особую роль в построении комплексной системы поддержки на повятовом уровне сыграли повятовые центры поддержки семьи. В задачи повятов входит: разработка повятовой стратегии решения социальных проблем, управление центром кризисного вмешательства, принятие мер, вытекающих из признанных потребностей.
Медицинские учреждения являются очень важным звеном в системе противодействия домашнему насилию. Жертвы насилия являются частыми пациентами таких учреждений, хотя и неохотно рассказывают о причинах своих травм в надежде скрыть эту «позорную» проблему. Врачи, имеющие опыт распознавания феномена насилия, утверждают, что существует определенный набор симптомов, позволяющих предположить, что пациент является жертвой домашнего насилия. Это, например, склонность к случайным травмам, описания событий, не соответствующих видам травм, депрессия, суицидальные попытки или повторяющиеся соматические недомогания (головные боли, боли в сердце, животе, затрудненное дыхание и др.).
Побои, крики, драки, физическое и моральное насилие – это тайна многих польских семей. «То, что происходит дома, не должно обсуждаться на улице», «Это семейное дело», «Ведь нам некуда идти и мы все равно будем жить вместе, а разговоры об этом вслух только усугубят нашу ситуацию». хуже» — часто именно так жертвы буллинга объясняют несообщение о преступлениях. Часто скрытые на протяжении многих лет, они выходят на свет только тогда, когда происходит трагедия. Затем общественное мнение узнает, что в окружении других людей, в клетке многоквартирного дома, населенного несколькими семьями, беспощадно истязали ребенка, жестоко обращались с матерью, забили до смерти пожилого человека. Показано трагическое положение потерпевших, выявляются виновные. но без свидетелей. Получается, что никто ничего не видел, никто ничего не слышал, никто ничего не заподозрил. Это не единичные случаи, случайные случаи, которые можно равнодушно обойти. Хуже всего в таких делах безразличие окружающих и необоснованный страх, которые являются союзниками домашнего насилия.Подавляющее большинство — 87% поляков считают, что помощь жертвам домашнего насилия является моральным долгом каждого. Почти 90% согласны с тем, что кто-то должен вмешаться в случае такого насилия; 80% считают, что этим должна заниматься полиция, и подавляющее большинство также указывают на членов семьи и соседей. В то же время почти половина опрошенных не хотят ввязываться в подобные ситуации, мотивируя это боязнью неприятностей. Почти 2/3 опрошенных не слышали ни о каких формах противодействия домашнему насилию по месту жительства. Другие люди из различных форм помощи чаще всего упоминают телефоны доверия (27%)4.
Большинство форм помощи семьям, в которых имеет место явление насилия, в Польше в основном направлены на работу с его жертвами. Обычно все начинается с первичной консультации. Для многих это первая возможность рассказать о пережитом насилии. Человек, начинающий терапию, сначала старается контролировать свои эмоции, перестает плакать, проверяя реакцию консультанта. Наконец, есть сброс бремени, слезы и облегчение. Важным элементом, влияющим на качество контакта, является место, где проходят встречи. Комната для индивидуальных консультаций должна быть отделена от других комнат и предназначена исключительно для таких встреч. В ней не должен находиться никто, кроме клиента и лица, проводящего консультацию. Комната должна быть оборудована удобными креслами, столом и письменными принадлежностями.